Много этносов - один народ: мы были, есть и остаемся

17:51, 15 марта 2023г, Общество 785


Фото: Андрей Каспришин
Фото: Андрей Каспришин

В прошлом выпуске «толстушки» вышла статья моего коллеги Евгения Платунова, посвященная 80-летию подвига героев Социалистического труда, легендарных Евдокии Бабич и Анны Дробот.

Были, есть и остаемся

Их история разбередила души читателей «Алтайской правды». Вот уже неделю люди разных возрастов звонят и рассказывают нам о том, как важно в сложное для отчизны время объединиться ее народам. Так было в Великую отечественную – так есть сейчас.

Фото: Виктор Садчиков фото
Фото: Виктор Садчиков

Чтобы знали

Спасибо, земляки, за то, что ясно понимаете, каких чудовищ порождает сон разума… Время осмысления пришло для Алтайского края, каждого его жителя, какой бы национальности он ни был. Для всех нас, нации россиян, с общими детьми и внуками, с уникальным кодом родства, невозможным ни в одной другой стране мира. Разделив эту общность взглядов, президент в ежегодном Послании Федеральному Собранию заявил: «Мы не воюем с народом Украины».

Мало найдется на Алтае людей, не знающих имен украинок, совершивших в Великую отечественную беспримерный подвиг – разве что молодежь… Вот для нее и повторим.

Ранней осенью 1941 года зоотехника Марию Пархоменко срочно вызвали в райком партии, сообщили об экстренной эвакуации бесценного генетического фонда, элитного стада КРС почти в триста голов. Фашисты оккупировали села, времени у животноводов племсовхозов «Хмелевицкий» и «Шамраевский» (Киевская область) на раскачку не было. Что успели покидать в котомки, с тем и отправились в Сибирь, за 5 тысяч километров. Из-за обстрелов приходилось идти ночами, а днем «ховались» в лесу, в т.ч. и от мародеров. Переправляясь через остывающие реки, женщины простывали так, что многие потом так и не смогли стать мамами. Руководил эвакуацией профессор Николай Кравченко. С Украины до Тамбовской области, зимовка, затем – станция под Пензой, а дальше – товарняк на Алтай. Конечной точкой животноводов стал Косихинский район. Всего же в тылу спасли от уничтожения свыше 4 млн. голов высокопродуктивного скота из Центральной и Восточной Украины.

Фото: Виктор Садчиков фото
Фото: Виктор Садчиков

С 1942–43 годов начинается другая история украинок – алтайская. Они улучшали генетику местного стада, повышали надои. После войны Евдокия Бабич и Анна Дробот за свои достижения удостоены были медалей ВДНХ страны, и не раз – высших наград Родины. Евдокия Федоровна – ордена Ленина и Золотой Звезды Героя Социалистического Труда; Анна Яковлевна — двух орденов Ленина, ордена Октябрьской Революции, Героя Социалистического Труда. В 2016-м в крае по инициативе губернатора края Александра Карлина учреждена премия их имен для лучших доярок региона.

Мне эти орденоносные героини представляются худющими девчонками, невесть откуда бравшими силы, чтобы спасать коров. В начале Великой отечественной доярке Евдокии Бабич было 25, телятнице Анне Дробот 18, зоотехнику Марии Пархоменко — 21…

И вот еще несколько фамилий женщин, работавших в те годы в совхозе «Косихинский» — Перун, Иваненко, Гуменюк, Бланковская, Твердохлеб…

«Я тоже украинка»

Восход, третье отделение совхоза «Косихинский», называли «поселком героев», потому что здесь жили многие орденоносцы. Евдокии Бабич хозяйство поставило добротный дом, а Анне Дробот выделилл квартиру. И коммуналку оплачивало, что было нормой в советское время.

Селекционер Зинаида Федорова, выпускница веттехникума, приехала на Алтай в 50-е по комсомольской путевке, и с тех пор работала вместе с Дробот, Бабич и Пархоменко. Сегодня Зинаида Михайловна живет в поселке Украинский – этот топоним также образован от этнических корней людей, после войны поднимавших сельское хозяйство региона.

- Достойные труженицы, преданные своему делу, — вспоминает именитых землячек Зинаида Федорова. – Бывало, начнет Мария Кондратьевна рассказывать, как они скотину с Украины на Алтай гнали, что пришлось пережить, и плачем с ней вместе. Сюда они добрались изможденными, больными, но коров сохранили, и телят, родившихся в дороге.

Фото: Виктор Садчиков фото
Фото: Виктор Садчиков

К «национальному вопросу» у собеседницы особое отношение:

- Мы честно работали в России, детей рожали, и на пенсии живём хорошо, дай Бог каждому. Я ведь тоже украинка, из Горловки Донецкой области, по папе – Лысенко, и родня там есть. А брат Дмитрий всю войну прошел, воевал в Сталинграде, на Курской Дуге, брал Берлин и Прагу. Здесь, в поселке, и украинцы живут, и русские. Мы давно уже один народ, разделить нас невозможно. Так в Великую отечественную выстояли — и в СВО единством победим. А тем, кто на Украине поддерживает фашистов, советую задуматься. Вы Зеленского выбрали, а он лупит вас почем зря!

«Господь помазал»

Вот что рассказывает еще одна украинка, глава Алейского района, руководитель «Совета муниципальных образований Алтайского края» Светлана Агаркова:

- Мой папа из Харьковской области, его фамилия Горбач, мама – из Киевской, урожденная Кравченко. Они бежали на Алтай от голодомора. Поток было большой, так в Алейском районе появились сёла компактного проживания украинцев, Кабаково, Бориха, и моя родная Малиновка. Здесь до сих пор звучит хохляцкий говор, и я свободно на нем «балакаю». Люди берегут свои традиции.

Фото: Андрей Каспришин фото
Фото: Андрей Каспришин

По официальным данным, количество этнических украинцев на территории Алейского района не превышает 3% от численности населения. Но, по мнению Светланы Яковлены, реально их гораздо больше, вероятно, у половины жителей района есть эти корни. Точнее цифры не назовешь, во-первых, потому, что нет сейчас в паспорте графы «национальность», а во-вторых – как сосчитать все российско-украинские браки, детей и внуков, рожденных в таких семьях?

- У нас кровь одна. Так всё срослось, сроднилось. Человека ведь не разорвешь на две части. Господь помазал нас общими бедами и радостями. Наш славянский мир неделим, как бы этого ни добивались апологеты чуждой нам политической воли. Рассорить нас – это ведь их специальное задание, меня никто в этом не разубедит. Уверена, так думают и жители освобожденных в ходе СВО территорий. Наши прадеды в одних окопах воевали в Великую Отечественную, а сыновья и внуки, участники спецоперации – сейчас. Разум возобладает, я молю Господа об этом. Пусть поскорее вернутся домой с победой наши дети всех национальностей.

Память отчего дома

Немного больше, около 6%, официально, украинцев в Романовском районе. Но и здесь – тот же симбиоз родных душ. Сможет ли разрушить этот монолит геополитика? Заместитель главы района Татьяна Филатова, к слову, лидер центра немецкой культуры на протяжении уже двадцати лет, отвечает однозначно – нет.

Фото: Андрей Каспришин фото
Фото: Андрей Каспришин

Два года назад АП побывала в гостях у местного народного коллектива украинской песни «Вытребеньки». Новостей за это время поднакопилось. И главная – выигранный в прошлом году губернаторский грант в сфере культуры, благодаря которому прошел межрайонный фестиваль песенного фольклора «Напевов старины связующая нить».

- Мы весь год его реализовывали, — рассказывает Татьяна Александровна. — Сначала собирали фольклор у старожилов, песни напевные, раздольные. Сделали программу и поехали с гастролями по малым селам. Помню, в самом первом, Чистоозёрке Завьяловского района, стоим и думаем: сейчас нам выходить на сцену с украинскими песнями. Какой-то будет реакция зрителей, многие из которых проводили на СВО мужей и сыновей? А вдруг колеса проткнут… Но едва запели – прорвало плотину потрясающих эмоций. Люди плакали и пели вместе с нами, подходили, благодарили. Они родителей вспомнили, отчий дом, детство. Потом мы отправились в Покровку Мамонтовского района – и та же реакция. Воюют-то не народы. И само слово, «украинцы», не ассоциируется с тем, что творят нацисты. Мы были и остаемся единой страной.

PS.

Оно уже не за горами, время собирать камни. На глазах у всего мира Россия помогает жителям освобожденных территорий, не выделяя никого. Это наши солдаты отдают свои пайки голодным ребятишкам в разбитых селах (таких историй я немало слышала от воинов СВО), не спрашивая, кто они, украинцы или русские. И это у моей страны ищут сейчас защиты от гонений и убийств беженцы – украинцы. Раны залечит время. Разлома не будет. А саму фразу, «поссорить украинцев и русских», нужно рассматривать только так, в кавычках.

История одного снимка

Он сделан в конце 90-х, когда два маститых алтайских фотокора, Виктор Садчиков и Андрей Каспришин побывали в гостях у Анны Дробот. Ее подруги Евдокии Бабич уже не было в живых. Анне Яковлевне предложили съездить на могилку. Мужчин удивило, как быстро среди сугробов она ее нашла – видно было, что бывает здесь нередко.

Фото: Андрей Каспришин / Анна Дробот на могилке Евдокии Бабич фото
Фото: Андрей Каспришин / Анна Дробот на могилке Евдокии Бабич

Еще один факт, о котором нельзя не сказать. В 1991 году депутаты Верховного совета СССР всерьез обсуждали законопроект об отмене звания «Герой социалистического труда». И тогда Садчиков написал пронзительный очерк о Дробот и Бабич, об их подвиге, под заголовком «Кому герои в тягость», его перепечатали центральные газеты страны. Гнев народный обрушился на головы депутатов. Безнравственная инициатива была отменена.

Фоторепортаж