Лев Шапиро рассказал о себе, работе и творческих планах

11:07, 14 апреля 2017г, Общество 5111


1
1

Фото Андрей КАСПРИШИН

В апреле начинается работа над новой версией известной песни композитора Льва Шапиро «Алтайский ветер». Создатели клипа посвящают его 80-летию Алтайского края. В съемках участвуют как известные артисты – Юрий Кузнецов-Таежный, Владимир Кислов, «Дети лейтенанта Шмидта», так и начинающие – финалисты проекта «Поверь в себя» и Барнаульский детский хор. И это далеко не полный список участников проекта.

Музыкант, чьи песни сегодня включают в репертуар многие российские исполнители, много времени посвящает детям и главной ценностью человека считает семью. День рождения наш герой отмечает 8 июля, в День Петра и Февронии, а недавно у супругов Льва и Светланы Шапиро родилась вторая дочь – Марина (старшая – Катя).

– Лев, почему решено апгрейдить старую известную песню, а не новую написать?

– «Алтайский ветер» исполняли многие солисты и коллективы. А не так давно на ГТРК «Алтай» возникла идея спеть ее большим составом исполнителей в новой аранжировке, над которой мы сейчас работаем с Эльдаром Багировым, и снять на эту тему серьезное видео. В год 80-летия Алтайского края клип выйдет на ТВ и в Инете.

– Расскажи немного о телепроекте «Поверь в себя». Чем он отличается от подобных на федеральном уровне?

– У нас культивируется, как мне кажется, главное для подобных проектов – творческая основа. Я был в жюри многих конкурсов и вижу сразу, что организаторы ставят во главу угла коммерческую составляющую или способности детей. Сейчас на Алтае снимают проморолики третьего сезона «Поверь в себя», достойного проекта, не уступающего в организации федеральным аналогам. Приятно, что проходит он в моем родном городе. Его участники получают доступ к большой сцене. И я с удовольствием включаю их в концерты. Пусть привыкают работать.

– А свою группу детей не собираешься набрать, как делают наставники телевизионного шоу «Голос. Дети», например?

– Такие предложения поступают. Но я не педагог и вряд ли им стану. Мысль собрать вокруг себя преподавателей вокала есть, их востребованность ощутима. Посмотрите, как много сейчас в крае детских коллективов.

– Ты так удивляешься, как будто в твоем детстве их не было.

– В своем детстве я не занимался творчеством. У меня был только спорт. Футбол, хоккей, теннис. Я гитару впервые взял в руки в 15 лет.

– А кому из одаренных ребятишек ты доверил бы свои песни? Назови имена.

– Много есть способных ребят из проекта «Поверь в себя». Их имена звучат на моих сольных концертах, куда я их с удовольствием приглашаю. А юная певица Аня Филипчук с моей песней «Маленькая принцесса» прошла в полуфинал и выиграла путевку на Международный конкурс молодых исполнителей популярной музыки «Детская Новая волна-2017».

– Трудно ли вообще судить детские конкурсы?

– Главное – объективность, без разницы, взрослый исполнитель или ребенок. Я детям всегда говорю: «Хочешь в этот мир – иди. Но если вышел на сцену, забудь свои прежние представления о жизни. Не плачь из-за того, что первое место отдали не тебе. Это лишь начало пути, иди до конца». К сожалению, вот так. Я-то еще максимально мягкий и лояльный. Пусть слушают правду и учатся жить, иначе в жесткой профессиональной среде, перемалывающей людей, не пробиться.

Алтай – форева

– Твои песни поют многие российские знаменитости, по роду работы ты много времени проводишь в Москве. Какому городу больше принадлежишь?

– Помнишь цитату из фильма «Асса»? «Он поэт. Он на белом свете живет». Так и у меня. Родина моя – Барнаул, но сочиняю, пою в концертах и участвую в проектах по всей стране. Один из них – с «Хором Турецкого», в репертуаре которого есть моя песня «Серебро» и две другие репетируются, пока не скажу какие. Михаил Шуфутинский поет «Люди добрые» и «Танго, румба, пасадобль», Лолита – «Сошедшая не с небес». Григорий Лепс приобрел права на семь моих песен, наиболее известны «Самый лучший день», «Московская», «Ранняя тишина», а одну из них – «Жить, чтобы жить» он передал певцу Эмину. Григорий был первым, кто поверил в меня, импульс придал, за что я ему крайне признателен.

– А сами знаменитости по собственной инициативе к тебе за песенным материалом обращались?

– Да, Сергей Кононов, директор Стаса Михайлова, помню, попросил для него песню. Я предложил несколько, но они не подошли. Это нормально. Песни, как и люди, не всегда подходят конкретному исполнителю.

– С кем из них у тебя сложились отношения, которые можно назвать дружескими, а не только партнерскими?

– В последнее время много общаюсь с Михаилом Турецким, обсуждаем вопросы репертуара для двух его коллективов – «SOPRANO Турецкого» и «Хора Турецкого». С Лолитой хорошие отношения. Когда мы познакомились, возникло ощущение, что для нее обязательно надо песню написать. И я писал одну, вторую, третью, четвертую… А она мне отвечала: «Не мое». Но я упрямый, с пятой попал в точку. Помню, мы возвращались с командой с концерта, были очень голодные и только остановились перекусить – звонок. Звонила Лолита: «Ну наконец-то ты написал то, что надо!» Я тут же забыл про голод, про обед, думаю: ну нормально… Даже если ты весь из себя хорош и талантлив, не может все написанное тобой подходить всем и всегда.

– С какими людьми тебе легко работается?

– С пунктуальными. Комфортно с теми, кто отвечает на звонки и вовремя включает поворотник своего автомобиля. Все остальное – мелочи.

– Поддерживаешь ли отношения с молодыми артистами – выходцами из Алтайского края?

– Много лет мы знакомы с Ирой Ортман, Степой Мезенцевым,  Сашей Балыковым.

– Ирина, живя в Москве, не стесняется говорить о том, что она из Заринска. Но многие приезжие мальчики или девочки, еще даже не состоявшись как артисты, предпочитают забыть о своей родине. От чего это зависит?

– От внутренних ощущений. По моим наблюдениям, средний житель Рязани на пятые сутки после переезда в столицу уже считает себя москвичом. Хочет человек говорить о том, что он родом из Б. Ключей – пожалуйста. Намерен поступать иначе – это его личное дело. Не буду я это комментировать.

– Жить в Барнауле, но быть востребованным везде – это возможно? И как ты относишься к тому, что таланты уезжают с Алтая?

– Как автору реализоваться здесь можно, как артисту – нет. По причинам географическим. Это нормально. И, подсчитывая, сколько людей покидают Алтайский край, подсчитайте заодно и отток из других регионов не только в России. Многие жители графства Суссекс мечтают переехать в Лондон. Так мир устроен. Другой вопрос, что нужно набраться терпения, отправляясь покорять столицу. Меня всегда умиляет искреннее недоумение молодых авторов, мол, что же это такое, я уже три недели пишу Пугачевой, а она мне не отвечает. Я лет десять ездил в Москву, ходил по звукозаписывающим студиям, диски им возил, которые, скорее всего, тут же выбрасывали в мусорную корзину. Пришло время – все сложилось и срослось.

– За тобой закрепился имидж отпетого патриота, для которого Алтай – форева. Меняется что-то в последнее время с ростом популярности?

– Нет. Форева – это потому, что дома у меня хранится бирочка из роддома на Потоке, в котором я появился на свет 42 года назад. Тепло относиться к маме и папе, к Родине, к семье – это нормально.

«Хочется понять, куда идём»

– Принято считать, что песня – это судьба и опыт автора. Так ли это?

– Часто причинно-следственных связей вообще нет. Так, непосвященные думают, что, например, песня «Так хочется жить» связана с некими моими личными переживаниями. А я придумал ее в чужом городе, летом, в жару, в длинной пробке по дороге на кладбище. Как она пришла мне в голову?! Не знаю. А бывает, песня во сне снится. Но я не всегда подскакиваю, чтобы записать из страха, что наутро все забудется. Если утром не помнишь, бывает, что оно и к лучшему.

– Сейчас бригады артистов ездят в Донбасс, Сирию, тем самым выражая свое отношение к происходящему там. Была ли у тебя такая мысль?

– Мысли по этому поводу есть разные. На мой взгляд, времена, когда полюсы мировых событий были абсолютно понятны – плюс или минус, закончились. Только время и здравый смысл все расставляют на свои места. Но одно не меняется: надо честно делать свое дело и тепло относиться к месту, где живешь.

– Реально ли сейчас оставаться вне политики? Случился теракт в Питере, а у тебя там друзья живут… Или история Юлии Самойловой, певицы-колясочницы, которую не допустили к участию в «Евровидении» в Киеве.

– По всему миру у каждого из нас есть родные и близкие, и едва где-то что-то происходит, мы пишем в ватсапе: «Ты в порядке?» Ну, жизнь сейчас такая. Если всего бояться, можно так и просидеть дома, никуда не съездив. Надо жить и работать, как мы делали это всегда. А вопрос про Юлю мне недавно уже задавали в одном из интервью. Во-первых, давайте танцевать от печки. «Евровидение», если рассматривать этот конкурс в здравой системе ценностей, находится где-то после чемпионата по стрижке овец в Новой Зеландии. Его значимость раздута искусственно политиками и телеканалами, зарабатывающими на домохозяйках. Творчества там минимум. По поводу участия в конкурсе Юлии Самойловой мое мнение не изменилось. Если хотя бы одному человеку с ограниченными возможностями здоровья участие Юлии принесло бы пять минут радости, значит, должна была ехать.

– Что делать, чтобы творчество как социальный лифт для таких особых исполнителей заработал в полную силу?

– Нужно о них рассказывать, информировать. Далеко ходить не надо. В конце апреля в краевой столице под эгидой комитета по образованию города и Барнаульского городского детско-юношеского центра пройдет открытый фестиваль «Ростки талантов», в котором принимают участие талантливые дети с ограниченными возможностями здоровья. В жюри этого фестиваля я работаю уже несколько лет. Он проводится каждый год у нас под носом, но многие ли о нем знают?

– Клип на песню «Алтайский ветер» выходит одновременно со стартом автопробега в честь столетнего юбилея «Алтайской правды». Может, и ты поучаствуешь в нем?

– Я, пожалуй, пересмотрю свой рабочий график ради такого предложения.

Курьёзная история

Однажды артист отмечал свой день рождения с семьей и друзьями на турбазе в Горном Алтае, вечером пели компанией под гитару. Рядом отдыхала группа из Новосибирска, и кто-то из мужчин спросил: «А «Самый лучший день» знаешь?» Друзья Шапиро заулыбались. Когда музыкант запел, новосибирец подошел и со знанием дела заявил: «Слушай, ты тут не так поешь, слова путаешь». Объяснять ему причину гомерического хохота барнаульские друзья Льва не стали. Зачем?

Фоторепортаж