Доходы от нелегального автомобильного бизнеса на Алтае составили полмиллиарда рублей

15:00, 25 ноября 2019г, Транспорт 1046


1
1

В Алтайском крае около 30 – 40% от общей доли рынка автомобильных пассажирских перевозок занимают нелегалы, которые работают без лицензии. Только за девять месяцев текущего года доходы теневого бизнеса в этом секторе составили примерно полмиллиарда рублей. Эти внушительные цифры были озвучены на заседании краевой комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения.

Потерянные деньги

По словам президента некоммерческого партнерства «Автомобильные перевозчики Алтая» Николая Орлова, сегодня на территории региона работает 52 межрегиональных маршрута и 214 межмуниципальных, а перевозками занимается 117 фирм. Вместе они перевезли 3 млн 70 тысяч 800 человек. Если брать в расчет среднюю стоимость поездки 450 рублей, то получается, что в 2019 году это принесло прибыли перевозчикам на сумму 1,4 миллиарда рублей.

– Вы только вдумайтесь, законопослушные перевозчики теряют 500 миллионов рублей! Если с этих денег просто заплатить НДФЛ, то бюджет края получил бы дополнительно около 60 млн рублей доходов. Нелегалы на рынке перевозок – это настоящее зло, ведь эти миллионы могли бы пойти на обновление подвижного состава, заработную плату и многое-многое другое, -  заявил Николай Орлов.

Главное – безопасность

Проблема нелегальных перевозок остается острой на протяжении последних нескольких лет. Охотники заработать на извозе забирают не только деньги, но и жизни людей – смертность в авариях с участием таких автомобилей довольно высока. Организаторы теневых перевозок пренебрегают безопасностью пассажиров: водители не соблюдают режим труда и отдыха, не проходят стажировки, предрейсовые медицинские осмотры. О регулярных проверках технического состояния автомобилей даже и говорить не приходится.

Заместитель начальника Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Алтайскому краю Станислав Ильин напомнил о жуткой аварии 26 октября на трассе в Топчихинском районе, в которой погибли восемь человек. Микроавтобус Fiat Ducato, который вез в Барнаул фольклорный ансамбль «Сударушки», тоже не имел лицензии на перевозку пассажиров.

После внеплановой проверки владельца автобуса – МКУК «Информационно-методический центр» администрации Алейского района правоохранители установили 25 различных нарушений закона. В отношении директора казенного учреждения возбуждено административное производство. Главе Алейского района внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения.

– Этот факт свидетельствует о недостаточном контроле со стороны органов муниципальной власти за подведомственными предприятиями и учреждениями по вопросам безопасной перевозки пассажиров, Необходимо в кратчайшие сроки завершить мероприятия по лицензированию хозяйствующих субъектов, - отметил Станислав Ильин

Не просто документ

Сегодня в крае лицензировано 500 образовательных учреждений, 763 автобуса включены в реестр. Как выяснилось, есть такие школы, которые получили лицензии после начала учебного года. Шесть из них – в Советском районе. Кроме того, в сентябре необходимый документ выдали Петуховской СОШ в Ключевском районе, 10 октября – Степновской СОШ Родинского района.

Особо «отличилась» Волчно-Бурлинская школа Крутихинского района, которая получила лицензию только 31 октября – через два месяца после начала занятий. «Мы не осуществляли перевозки, – поспешил объясниться глава муниципалитета Сергей Дятлов. – Автобус не выходил на маршруты. А причина затягивания с лицензированием в том, что директор школы своевременно не подготовил документы. На сегодня ситуация исправлена…»

Удалённый вызов

По словам начальника Управления ГИБДД ГУ МВД России по Алтайскому краю Владислава Перцева, в текущем году было выявлено четыре факта предпринимательства в сфере транспорта без соответствующей лицензии. Но главной проблемой остаются нелегальные перевозки такси.

В Алтайском крае, как и в других регионах, работает обкатанная схема, когда фирмы открывают диспетчерские пункты так называемой службы заказов, не имеющие собственных машин, водителей и медработников. Они нанимают водителей-частников, присваивают им позывные, заказывают рекламу с указанием номера телефона и делают интернет-рассылки.

Понятно, что такие компании никак не контролируют техническое состояние машин. Все расчеты производятся через мультикассы, при этом диспетчеры, как правило, находятся в других регионах. Некоторые агрегаторы подключают извозчиков к своим системам, дают им доступ к заказам, распределяя заявки. Кто сидит за рулем машины – интернет-перевозчику до фонаря и шашечки.

Как решить проблему?

Владислав Перцев отметил, что в 2019 году сотрудники ГАИ привлекли к административной ответственности около 100 водителей за управление автомобилем с незаконно установленными фонарями «такси» или цветографическими схемами. Еще около четырехсот таксистов получили штрафы за нарушение правил дорожного движения.

– Конечно, этого мало. Для повышения эффективности работы сотрудников полиции необходимо внести изменения в законодательство. Чтобы привлечь водителей за незаконную предпринимательскую деятельность, нужно доказать неоднократность получения прибыли. При этом водителю грозит незначительная сумма штрафа – от 500 рублей до 2 тысяч. А еще сотрудники полиции не имеют права провоцировать водителей-нелегалов на такие нарушения. То есть они не могут специально проводить контрольные либо проверочные закупки, – считает руководитель ГИБДД.

Справка
Всего в регионе выдано 1088 лицензий на осуществление перевозки автобусами. С начала года было выявлено 22 эпизода перевозки пассажиров без лицензии. В отношении нарушителей возбуждены административные материалы, которые направлены в суд.

Комментарий

Министр транспорта Алтайского края Александр Дементьев:

– Да, мы можем говорить про теневую экономику и налоги, которые не поступили в бюджет, но самое главное, наверное, – это безопасность. Поездка с нелегалом не застрахована, в случае чего, пассажиры страховку не получат. Сиюминутное желание уехать чуть дешевле и удобнее приводит к тому, что при ДТП люди не защищены. Контролирующим органам следует настроиться на более серьезную борьбу с нелегальными перевозчиками.

Фоторепортаж