Как родителям справиться с подростковой агрессией своего ребенка

18:21, 11 января 2024г, Общество 914


Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Подростковая агрессия – тема, которая не сходит с фокуса внимания СМИ и соцсетей. Рассказывая из года в год о так называемых «школьных стрелках», общественность и родители силятся ответить на вопросы: «Что мы сделали не так? Разве мы не заботились о ребенке? Не холили его? Не лелеяли? Почему это случилось именно с нашим ребенком?» Психологическая грамотность – как тот неуловимый Джо. Когда следует бить тревогу и обращаться к специалистам, разъяснил главный детский психиатр Алтайского края Виктор Ведяшкин.

− Как врачи-психиатры различают асоциальное поведение психически здорового подростка в норме и патологическое развитие личности? В каких случаях диагностируется расстройство?

− Когда человек идет по искривленному пути, страдает прежде всего его социальная адаптация. Дезадаптация говорит о нарастании психопатизации. Для психически больного человека характерно однотипное реагирование на разнообразные стимулы, например, только плач или только смех, без учета нюансов события и окружающей обстановки, а также снижение порога восприятия, когда незначительные события провоцируют неадекватно сильную для данного стимула эмоциональную реакцию.

− Что такое пубертатный криз?

− В современном мире формирование личности – длительный процесс. Иногда он завершается в тридцатилетнем возрасте. Молодость, по моему мнению, затягивается у значительного количества людей. В течение жизни человек переживает ряд психологических возрастных перемен, например, кризис среднего возраста, пубертатный криз. В последнем случае в организме молодого человека происходят биологические, гормональные изменения.

Ребенок хорошо растет в этом возрасте, у него меняется мировоззрение. Он уже полностью и всецело не принадлежит своим родителям. У него появляются новые авторитеты, растет внимание к событиям, происходящим за пределами семьи, появляются подражательные моменты в поведении, например, следование привычкам, мнениям, имиджу любимой поп-звезды. Идет переоценка ценностей. По классификации, введенной отечественными психиатрами, различают позитивную и негативную фазу пубертатного криза. Для второй характерно так называемое отрицание всего и вся. Ребятишки младшего подросткового возраста собираются в группировки, у них ломаются стереотипы детства.

При этом психоэмоциональное развитие подростков является недостаточным для правильного осмысления постигших их физиологических перемен и для участия во взрослой жизни. Возможна алкоголизация, курение. Позитивная фаза начинается обычно в пятнадцать лет. У девочек немного раньше. В ней уже есть конструктивный элемент. Она характеризуется возникновением повышенного интереса к учебе, спорту, собственной внешности, здоровью, профессиональной и творческой самореализации, общественной деятельности. Подростки начинают активно участвовать в волонтерском движении.

− Что может провоцировать подростковую агрессию?

− Сама по себе агрессия является здоровой компонентой психики человека и животного. Это определенная энергия, которая заставляет нас двигаться. Она может проявляться как в деструктивных, так и конструктивных формах. Кто-то начинает заниматься спортом, проявляет повышенный интерес к учебе и творческой самореализации, добивается серьезного карьерного роста, развивает в себе лидерские качества. Существуют и обратные примеры, когда у человека нарушается саморегуляция и возникают поведенческие проблемы.

− По каким признакам можно выявить наличие у подростка серьезных эмоциональных проблем?

− Диагностику затрудняет тот факт, что ребенок зачастую сам не осознает наличие этих проблем и не понимает сам себя. Законным представителям, опекунам, родителям ребенка, его классному руководителю следует обратить внимание на резкую смену стереотипного, привычного поведения, интересов. Например, ребенок был живой, подвижный, участвовал в художественной самодеятельности, пел, танцевал, играл в спектаклях, и вдруг – замкнулся, ушел в себя, потерял социальные связи, стал молчаливым. Или, наоборот, тихий подросток начал участвовать в конфликтах, драках. Это означает наличие определенных проблем.

Родителям в подобных случаях следует косвенно, ненавязчиво узнать у подростка, в чем дело: утомился ли он, требуется ли ему перезагрузка или случилось некое серьезное психотравмирующее событие. Полезно обратить внимание на поведение ребенка в сети Интернет. Проявить интерес к его статусам в социальной сети, аватарке, узнать, какую музыку он слушает, какие фильмы смотрит, на какие группы подписан. К сожалению, родители могут упустить нечто важное. По долгу службы мне приходится анализировать содержание страниц ребят, родители и законные представители которых обратились в медицинское учреждение, обеспокоенные поведением своих детей.

Зачастую обнаруживается, что родители не знали, чем их чадо занимается в социальных сетях, какие оставляет комментарии, какого рода информацию поглощает. Также в моей практике были случаи, когда родители читали переписку ребенка или отвечали в сети на комментарии его друзей. Это тоже может быть психотравмирующим фактом для их детей. С моей точки зрения, некорректно и неэтично заниматься такими делами в целом, а также проявлять излишнюю щепетильность или внимание в том случае, если ребенок тихий, послушный, не хулиган. При появлении подозрительных моментов в поведении бывает полезно проконсультироваться со специалистом, детским, школьным психологом, узнать у самого ребенка, не случилось ли с ним нечто необычное.

− Как вы, детские психиатры, работаете с подростковой агрессией?

− Иногда требуется медикаментозное вмешательство, комплекс реабилитационных мероприятий, получение психолого-психотерапевтической помощи. По своему опыту и опыту коллег скажу, что наиболее оптимальный вид помощи – это психосоциальная работа. Не придумано волшебной таблетки от жестокости и других расстройств. Необходима тонкая работа общества, государства, ответственных за ребенка лиц – родителей, опекунов.

− Могут ли фильмы, книги, компьютерные игры провоцировать асоциальное поведение у ребенка и разжигать его агрессию?

− В определенной степени да. По моему мнению, компьютерные игры типа «стрелялок» непосредственно провоцируют проявления жесткости у детей. Если формирующаяся личность проводит несколько часов перед монитором, в одиночестве, в изоляции от детского коллектива, у нее могут нарушаться копинг-стратегии поведения. Этот процесс может принимать в том числе и патологические формы. В данном случае имеется в виду нарушение процесса принятия конструктивных решений. Ребенок с нарушенными копинг-стратегиями ответит на вызов общества либо агрессией, либо бегством, а не конструктивом.

− Могут ли творческие увлечения помочь ребенку в кризисных ситуациях?

− По моему мнению, творческая работа смягчает психологические проблемы. Иногда родители приносят мне, допустим, дневник своей дочери, где черной пастой записаны мрачные стихи. Я говорю: «Радуйтесь, пусть она лучше пишет подобные тексты, а не занимается самоповреждением».

− Как предотвратить проявления подростковой агрессии?

− Рецепта на все случаи жизни не существует. Хорошо – сформировать теплые, доверительные отношения со своим ребенком. Тогда в критической ситуации он будет обращаться за помощью к вам, искать решение проблем вместе с вами.

Константин ГРИШИН

 
Фоторепортаж