Как джипер Александр Чернюк создал машину мечты

08:00, 24 октября 2020г, Транспорт 1309


Как джипер Александр Чернюк создал машину мечты Фото №1

Фото Олег БОГДАНОВ

Крышка капота у Jeep Wrangel снята, кузов облегчен, родные кресла заменены на спортивные. «Это машина моей мечты», – уверяет председатель краевой Федерации автоспорта, джипер Александр Чернюк.

Страсть к конструированию

Ко Дню автомобилиста мы решили узнать у человека, который участвует в соревнованиях внедорожников, проводит двухмесячные туры на джипах в Монголию, занимается проблемами автоспорта, имеет автомагазин, о какой машине он мечтал в юности, о какой мечтает сейчас.

– Александр, сколько вам было лет, когда впервые дали возможность порулить?

– Первый раз я взялся за штурвал мотоцикла с люлькой, когда мне было 6 лет. Это был «Урал», и я пытался убрать руку отца, чтобы погазовать. Помню все мотоциклы и машины отца, на которых я пробовал ездить. Но начинал изучение автомобиля не с вождения, а с его чистки, мытья, полировки. Это был кропотливый труд, специальных средств в советское время не достать, полировали машины скомканным листком газеты. И все же мне это доставляло огромное удовольствие. Поездку на машине нужно было заслужить, и это правильно. Благодаря отцу я научился перебирать карбюратор, чинить автомобиль. Люди должны понимать природу происхождения поломки в машине, знать, как и что в ней устроено. Сейчас в школах учат, как завести автомобиль, где тормоз и газ. Может быть, девятнадцатилетней девушке ни к чему знать, как разбирается карбюратор, но она должна хотя бы понимать, что, если мотор ревет, а машина не едет, нужно снять ее с ручника. 

– А когда на права сдали?

– В день восемнадцатилетия мне выдали права. Дома ждали родители, друзья за накрытым столом. Во дворе стояло четыре машины папиных друзей. Отец попросил каждую поставить в гараж. Его друзья как-то запереживали (у некоторых были хорошие иномарки), но вмешиваться в процесс не стали. Я справился, мне отец и раньше доверял ставить машину в гараж. Правда, замучился ходить от гаражей до парковки, у кого-то гаражи и за 2 километра от нее находились.

– Каков был первый автомобиль вашей мечты?

– Учился ездить на отцовской «девятке», а в 20 лет дико захотел автомобиль Toyota Celica, сел на поезд и поехал за ней во Владивосток. На этой машине я отъездил два года. После нее у меня было еще несколько машин, но их я особо не запоминаю, потому что бывает машина с душой, а бывает без души.

– Когда у вас появилась страсть к конструированию?

– Как Toyota Celica лишился. Первый внедорожник, который я построил, был уазик за 26 тысяч рублей. Мне нужно было посмотреть, как ведет себя внедорожник, потому что я до этого ездил только на низких машинах, а потом, минуя седаны и кроссоверы, сразу пересел на высокие. Уазик до сих пор на ходу, наши ребята из Федерации автоспорта на нем соревнуются. Потом у меня были другие машины, пока не встретился Jeep Wrangler. Моя шестилетняя дочь назвала джип «Вспышем», и во всех протоколах соревнований он проходит под этим именем. На вопрос, почему «Вспыш», она ответила: «Папа, он же красный и разговаривает». Однажды я решил сделать дочери сюрприз: когда она села порулить, джип заговорил с ней. Современные возможности техники это позволяют сделать, а мы стараемся поддержать у ребенка веру в чудо.

– Откуда у вас любовь к джипингу?

– Отец часто брал меня с собой на рыбалку. Но мне нравился больше не сам процесс ловли рыбы, а езда в автомобиле по бездорожью. Хотя рыбачить и охотиться я тоже люблю, если в выходные не выезжаю на природу, мне не по себе. И если уж мы выезжаем на рыбалку, то у нас вся программа досконально проработана. И ловля рыбы, и уха, и передвижная баня, даже просмотр культовых фильмов на эту тему. Летом из 90 дней 70 провожу в Монголии в джип-турах, это и работа, и отдых, энергетический заряд на весь год. В этом году по понятным причинам я не поехал, поэтому плотно занялся строительством машины.

С характером

– Почему вы предпочитаете именно джипы, да еще сконструированные вручную?

– В 90-е годы можно было мечтать о какой-то марке машины, потому что это было время инженерных решений. Сейчас, когда заходишь в автосалон, понимаешь, что модели все одинаковые, вне зависимости от марки. А машина должна быть с характером.

Jeep Wrangler я выстрадал, мечтал о нем долго. Мы его строим около пяти лет, и сейчас он начинает превращаться в спортивную. На данный момент это самый дорогостоящий проект в моей жизни. Автомобиль с историей, чистокровный «американец», хотя и с правым рулем. Это американская машина, собранная в Мексике для Англии, уехавшая в Японию и ввезенная в Россию. Машина была приобретена на аукционе, после покупки ее должны были разобрать на запчасти, но я не допустил этого. Сейчас в ней практически нет ничего родного, всю начинку я поменял. Бампер обработанный, фары, колеса другие. Шноркель (устройство для забора воздуха) будем менять. На последних соревнованиях внедорожников мы проиграли только потому, что шноркель захлебнулся и последние 7 минут мы простояли в воде, в результате пришли третьими. Это обидно, когда двое суток рубишься за первое место, а потом приходишь третьим. Мы решили довести машину до идеала. Нужно облегчить ее, уже убрали всю подкапотную часть, заменили тяжелые кресла на спортивные – в общем, «худеем» до нужного размера.

Водительская дисциплина

– Вы любите гонки, скорость. Трудно ли быть в связи с этим дисциплинированным водителем?

– Святых на дороге нет, и рано или поздно все получают штрафы. Мне недавно пришло два штрафа за неделю. Возвращались ночью с Телецкого озера, было превышение скорости на 2 километра по снимку частной камеры. В Барнауле моя любимая камера на проспекте Космонавтов, у завода РТИ. У меня в этом микрорайоне офис и магазин, я часто там бываю, особенно утром, когда весь город спит в пробке. Ты начинаешь обгонять, а тебе навстречу едет машина, нужно чуть быстрее завершить маневр – и тут камера.

Однажды меня лишили водительских прав на четыре месяца, я до сих пор не понимаю за что. Новая дорога на поселок Южный, без разметки, знак «Обгон запрещен» у автобусной остановки. Ночь, пустая трасса. Впереди меня машина прижимается к остановке. Наказали за то, что я ехал на знак «Обгон запрещен».

– Как вы думаете, со скольких лет нужно учить водить машину?

– Меня отец садил за руль с раннего возраста, конечно, за городом, в поле. Я считаю, это нормально. Чем младше ребенок, тем ему проще уяснить азы вождения. В городе для детей много возможностей попробовать себя в роли водителя. Есть картинг, автокросс – садись и наслаждайся процессом.

– Машина мечты у вас уже есть, чего вы еще хотите?

– Эта машина предназначена для гонок. Я считаю, что у человека должно быть несколько машин: для соревнований, для поездок за город, для передвижения по городу и т. д. Если все будет выполнять одна машина, она быстро придет в негодность, да и водителю это не доставит радости. Это как купить вместо зимней и летней резины универсальную, машина и зимой и летом ехать не будет. Так что я попросил на Новый год у Дедушки Мороза эксклюзивную модель машины для всей семьи. Таких машин в России очень мало, надеюсь, что ее успеют доставить в декабре. Модель не скажу, это секрет.

Фоторепортаж