История, фольклор и героизм: в Алтайском крае школьники изучают народные традиции

18:15, 05 апреля 2024г, Общество 687


Фото: Дом народов Алтайского края
Фото: Дом народов Алтайского края

Завершился прием заявок на участие в VII конкурсе исследовательских работ «Традиции моего народа». Конкурс для молодых исследователей проводится при поддержке правительства региона с целью укрепления единства всех народов региона.

Как сообщили в Доме народов Алтайского края, в этом году на конкурс поступило 62 работы, почти вдвое больше, чем в прошлом году. И это не только ребята из городов и районов края, но и жителей Тывы и граждан Казахстана.

Работы молодых исследователей касаются таких традиционных тем, как музыкальный и песенный фольклор; традиционные народные игры, декоративное народное творчество; предметы материальной культуры; национальная кухня. Поступили и работы в новых номинациях: «Алтайский край в Великой Отечественной войне: герои, события, судьбы», «Наши земляки – герои Специальной военной операции», «Межнациональная фронтовая дружба». Участники исследуют историю и культуру многих народов России.

В оргкомитете отмечают, что из года в год уровень и глубина работ растут. Они касаются самых разных тем. В прошлые годы, к примеру, ребята изучали жизнь и быт алтайского купечества, рассказывали о судьбах горнорабочих и мастеровых. Многие касались истории и культурного наследия российских немцев, жизни наиболее выдающихся и ярких представителей этого народа.

Нередко школьники уделяют внимание национальной кухне. Например, кумандинской, тубаларской и алтайской. Учащиеся Алтайского государственного колледжа тубаларка Александра Тозрочева и азербайджанка Лейла Лятифова не просто рассказали об алтайской кухне, но и сварили кочо – бульон на баранине со специями и предложили его членам жюри и всем присутствующим. Правда, они выступали почти последними, и бульон остыл, но не стал от этого менее вкусным.

«Мы рассказали об алтайской кухне, меня удивило, что в ней очень много молочных блюд, сыров, добавляются орехи, – рассказала Лейла.

Например, чегень — кислое молоко, заквашенное не из сырого, а из кипячёного молока на закваске — предыдущего чегеня из расчета 100 гр. на 1 л молока.

Каймак — 1 литр цельного молока кипятят 3–4 мин и ставят в прохладное место, не встряхивая. Через сутки снимают пенки и сливки — каймак. Оставленное обезжиренное молоко используют для супов и приготовления чегеня.

Эдигей — на 1 л молока 150–200 чегеня. Готовят как быштак, но массу не освобождают от жидкой части, а кипятят до полного испарения жидкости. Получаются крупинки золотистого цвета, которые слегка хрустят и сладковаты на вкус.

Елена Брачкова из Алтайского колледжа культуры и искусств досконально изучила традиционную вышивку переселенцев на Алтай, расшифровала и скопировала около 30 образцов и сделала на их основе копии вышитых полотенец.

- Я ездила для этого в историко — художественный музей имени Борунова в Павловском районе и работала с его коллекцией, — рассказала девушка. – Техника вышивки разная – четная гладь, болгарский крест, простой крест. Разная ткань и материалы. Переселенцы из южнорусских губерний на Алтай применяли в вышивках четную гладь, гладь по вольному контуру и болгарский крест. У тюркских народов другая техника.

В прошлом году 9-классник гимназии N 27 Барнаула Руслан Бондарев представил работу «Место где я живу», где рассказал о истории микрорайона «Поток». А Егор Казанцев рассмотрел виды традиционных деревянных игрушек жителей нашего края.

Отбор работ для участия во втором этапе завершится 12 апреля. 16 мая пройдет защита исследовательских работ и подведение итогов конкурса.

По итогам конкурса будет опубликован ежегодный сборник материалов «Традиции моего народа».

Фоторепортаж