Учительница из Шипуновского района Татьяна Билан уверена, что в сельских школах качество образования может быть выше, чем в столичных

17:00, 03 октября 2014г, Общество 2544


1
1

Фото Андрей КАСПРИШИН

Если бы мы задались целью назвать все достижения Татьяны Билан, учителя английского языка Шипуновской средней школы им. А.В. Луначарского, то даже простое перечисление заняло бы пару страниц.

Тут и победы в престижных профессиональных конкурсах, и важные премии, и зарубежные стажировки, и методические разработки, популярные среди педагогов края, и, наконец, самое главное – успехи ее учеников. Мы честно пытались выведать особый секрет педагога или хотя бы понять, как же Татьяна Яновна все успевает, но объяснение каждый раз оказывалось очень простым: любовь к детям и школе, искренний интерес и желание постоянно учиться чему-то новому.

Глубоко копнуть

В последние годы, например, Татьяна Билан серьезно увлеклась исследовательской деятельностью, поэтому в день нашего приезда в Шипуново после нескольких уроков английского давала задания и советы старшеклассникам, пишущим под ее руководством работы по социологии и краеведению. Научное общество здесь существует с 1999 года и воспитало за это время 68 победителей всероссийских конкурсов! Для сельской школы это серьезная цифра.

– Выпускница этого года Лена Ракович занималась социологией и доказала положительное влияние исследовательской работы на социализацию школьников, сравнив успехи обычных отличников и ребят, занимающихся наукой, – рассказывает Татьяна Яновна. – Это естественно, дети ведь занимаются интересными темами, осознают ответственность за них, появляется мотивация к успеху. Сама Лена, кстати, побеждала на краевой конференции «Будущее Алтая», окончила школу с золотой медалью и поступила на социологию. Но, если честно, я уговаривала ее идти в педакадемию: способности к языкам у нее уникальные!

Другой выпускник – Павел Крикунов, рассказывает педагог, побеждал в конкурсе «Шаг в будущее» в номинации «Социологические исследования», завоевал Большую научную медаль и сейчас учится в Российском экономическом университете им. Плеханова. Он изучал причины оттока молодежи из сельских поселений, и работа оказалась настолько интересной и актуальной, что школьника пригласили выступить перед местными депутатами и главой Шипуновского района. А увлеченная историей десятиклассница Соня Свинухова сейчас готовит исследование по истории детского дома, существовавшего в селе Коробейниково с 1928 по 1971 год. Таких документов, какие смогли обнаружить Татьяна Билан и ее ученица, нет и в краевом архиве. Зато теперь они знают, как детям давали имена, как по весу определяли возраст тех, кто даже не помнил своей семьи (а днем рождения у них становился день поступления в детдом), как их учили работать в поле и столярном цехе, а за успехи премировали чулками и гимнастерками... Учитывая, что масса документов той поры сгорела или попросту потеряна, подобные исследования отнимают у школьницы и ее наставницы массу времени и сил.

Впервые с исследовательской работой учительница столкнулась несколько лет назад благодаря ученице Даше Максименко: девочка была увлечена социологией, волонтерской деятельностью и темой детей-инвалидов. И попросила своего классного руководителя стать руководителем научным.

– Я же подобным никогда не занималась! Поехала в Барнаул в краевой центр информационно-технической работы, который реализует программу «Будущее Алтая», где мне объяснили основные принципы, – вспоминает Татьяна Яновна. – И я поняла, что на уроках английского мы делаем очень похожие вещи. Берем проблемные темы – миграция, отношения, находим противоречия. Алгоритм почти совпадает, другое дело, что на английском детям сложно как следует развернуться, а вот на родном языке можно глубоко копнуть! По сути, в каждой такой работе мы рассматриваем проблемы нашего общества: с одним учеником взяли тему интеграции грузинского населения в социуме села Шипуново и тоже побеждали в конкурсах.

– Не страшно было выходить за рамки своего предмета и заниматься историей и краеведением?

– Скажете, что я всеядная? Просто сейчас меня очень интересует история моего села, в которой масса белых пятен. Стоял в селе памятник павшим коммунарам, потом исчез – но какую роль монументы играют в сохранении исторической памяти? Этой темой мы занимаемся с учеником Андреем Орловым. Есть дети с особенностями здоровья, а мы с Дашей Максименко выяснили, что для них может сделать общество. Даша, кстати, по-прежнему серьезно занимается этой темой, но уже как студентка.

Диалог культур

– Исследовательская работа, конечно, была вызовом моему интеллекту, – смеется Татьяна Яновна. – Но вы же понимаете, что, если изо дня в день преподаешь правила грамматики, однажды наступает какой-то момент раздражения, эмоционального выгорания. Обязательно нужно искать что-то новое. Так, в середине 90-х я начала возить группы учеников за границу, и мы потом обсуждали эти поездки на уроках, у нас была как бы своя тайна. Мы даже ездили с пятиклассниками в Англию на языковые курсы! Ребятишки спрашивали: «Как англичане узнают, что мы иностранцы, ведь мы говорим по-английски?» Они тогда поняли важную вещь, что английский язык – не школьный предмет, а общение, да еще и соприкоснулись с другой культурой, поскольку жили в семьях.

– И как проходил этот диалог культур?

– Тогда очень болезненно. Мы приехали в декабре, и в одной английской семье дети, увидев меховые ботиночки нашей девочки, засмеялись. Она пришла ко мне в слезах, а я ей объясняю: они же просто никогда таких не видели! Тут зимой идут дожди, а ты приехала к ним как Герда из «Снежной королевы»! Но зато наши дети увидели всю красоту праздника в Англии – мы попали как раз на Рождество.

А домой улетали 28 декабря, и, когда были в Шереметьево, девочки расплакались, спрашивали, почему в Англии праздник пахнет елкой и мандаринами, а у нас водкой? В аэропорту была серая толпа и стоял запах алкогольный, потому что народ уже приготовился праздновать. Это был такой удар, что я в сердцах пообещала себе больше никуда не возить детей. Правда, потом мы с ними посмотрели четыре северные столицы – Москву, Питер, Хельсинки и Стокгольм и Москва была прекрасна и в итоге победила (смеется). Такие поездки стали хобби, мы с учениками побывали в 15 странах Европы. А у меня была возможность продемонстрировать востребованность английского языка.

Впрочем, работать в школе Татьяна Билан начинала задолго до появления в нашей жизни Интернета и возможностей возить сельских школьников за границу. В 1975 году после окончания Барнаульского пединститута она получила направление в Шипуново.

– Я, вообще-то, яровская – окончила славгородскую школу № 14, которая тогда находилась в Яровом, и в пединститут пошла вопреки всем, – говорит Татьяна Билан. – Там же был химзавод, отец даже взял для меня направление на химический факультет. Но я хорошо помню тот момент, когда захотела стать учительницей. К нам пришла новая классная руководительница Надежда Дмитриевна Баканина, она была молодая и очень отличалась от других учителей. Однажды перед открытым уроком ребята предложили ей заранее распределить, кто будет отвечать – у нас это было обычным делом. Я похолодела: неужели она такая же, как остальные? И если бы она согласилась, я бы, наверное, никогда не стала учителем. Но она, хоть и волновалась, ответила: «Нет, будем работать в обычном режиме». Я и сама избегаю такой показухи, когда все дети тянут руки. Просто перед открытыми уроками прошу их постараться, чтобы молодые учителя не передумали работать в школе (смеется).

Надежда Дмитриевна давно на пенсии, она заслуженный учитель с множеством разных наград, и каждый раз на День учителя я ей звоню. Она для меня по-прежнему идеал педагога: честная с учениками. И преподавала она хорошо, потому что дети строже всех проверяют учителя и не прощают фальши.

– Что это за праздник для вас – День учителя?

– Я его очень люблю! Муж всегда завидует: в этот день чайник с плиты не снимается, ребятишки приходят, много цветов, утро начинается со звонков тех, кто уже окончил школу, и это так приятно! Ведь не было дня, чтобы я пожалела о выборе профессии.

В поисках нового

Сейчас Татьяна Билан следит за ходом конкурса «Учитель года России» и болеет за Елену Артемихину из Мамонтовской школы. Когда она стала учителем года Алтая, Татьяна Яновна как раз была членом жюри. «Елена Артемихина отличалась самобытностью, «лица необщим выраженьем» и потрясающе раскрылась в работе», – отзывается о коллеге Татьяна Билан.

– Вы ведь были финалисткой «Учителя года Алтая-1994».

– Конкурс стал трамплином в другую жизнь, я поняла, что учителю нужно не стесняться признавать свои ошибки и постоянно искать то, что будет полезнее для детей. Вообще пересмотрела свою роль как педагога: раньше мне было достаточно, чтобы ребятишкам просто понравился урок. К тому же я нашла на конкурсе друзей, которые со мной все эти годы.

Потом педагог из Шипунова победила в Международном конкурсе учителей английского языка TEA-1998, где представляла свою работу с опорой на полисенсорное, то есть образное, восприятие языка. «Например, я говорила детям, что буква S – главный английский шпион: она знает, кто и что делает (поскольку глагол в третьем лице единственного числа принимает окончание -s) и чья это вещь. «А» может быть мягкая, как торт: «э». Или хрупкая, как яблоко: «Apple». И дети воспринимают звук на вкус».

Учитывая, что эксперимент по раннему обучению языкам в Шипуновской школе им. Луначарского начали лет на 10 раньше остального края, впоследствии эти наработки оказались востребованы другими учителями.

Еще была поездка в НАСА в 2006 году в качестве переводчика для группы российских преподавателей естественно-научных дисциплин: американцы перенимали их опыт, а наши учителя побывали в лагере для одаренных детей в городе ракетостроителей Хантсвилле, штат Алабама, и увидели идеально оборудованные школы и интерактивные доски.

– Я была поражена, приехала и говорю нашему директору Сергею Ивановичу Уколову: «Нам, наверное, с таким оборудованием никогда не удастся поработать». А буквально через полгода все эти доски стали поступать в наши школы (улыбается).

– Но вы не думали, что в городе у деятельного учителя все-таки больше возможностей для самореализации?

– Возможностей здесь достаточно! Есть такое выражение: «локальное проживание, глобальное мышление». У нас вообще много педагогов, которые буквально горят работой. К счастью, наши идеи поддерживает руководство школы и района. Вы знаете, что дети из научного общества каждый год получают премии главы района? А сейчас администрация выделила 80 тысяч на ремонт специального кабинета, где мы будем проводить вебинары и консультации через Интернет. Конечно, есть сегодня и минусы: из-за нацеленности на результат сельская школа теряет какую-то душевность, теплоту отношений, которая всегда была ей свойственна. Все-таки нравственные качества с помощью ЕГЭ не проверить.

– А каким образом школа сейчас может воспитывать?

– С самого начала нужно понимать, что всякий урок – воспитательный, а тем более внеклассное мероприятие. Потому-то мне так дорого наше научное общество – это тоже большое воспитание. Ребятишки берутся за сложные темы вроде сохранения памятников в родном селе или проблемы разводов, ищут материалы, многое обдумывают и находят правильные слова, чтобы все это выразить. Такая работа меняет мировоззрение!

Иногда говорю себе, что пора уже угомониться, но стоит переступить порог школы, как я об этом забываю. Хоть и считается, что дети больше любят молодых учителей, я надеюсь, что они просто любят интересных людей.

Фоторепортаж