Гитара, свиток и волшебные очки. Победителя конкурса «Учитель года Алтая» объявят 22 марта

07:34, 21 марта 2024г, Образование 1314


Гитара, свиток  и волшебные очки. Победителя конкурса «Учитель года Алтая» объявят 22 марта Фото №1
Гитара, свиток  и волшебные очки. Победителя конкурса «Учитель года Алтая» объявят 22 марта Фото №2
Гитара, свиток  и волшебные очки. Победителя конкурса «Учитель года Алтая» объявят 22 марта Фото №3
Гитара, свиток  и волшебные очки. Победителя конкурса «Учитель года Алтая» объявят 22 марта Фото №4
Гитара, свиток  и волшебные очки. Победителя конкурса «Учитель года Алтая» объявят 22 марта Миниатюра №5
Гитара, свиток  и волшебные очки. Победителя конкурса «Учитель года Алтая» объявят 22 марта Миниатюра №5
Гитара, свиток  и волшебные очки. Победителя конкурса «Учитель года Алтая» объявят 22 марта Миниатюра №5
Гитара, свиток  и волшебные очки. Победителя конкурса «Учитель года Алтая» объявят 22 марта Миниатюра №5

Фото Евгений НАЛИМОВ

21 марта на краевом конкурсе «Учитель года Алтая» девяти финалистам предстоит показать мастер-классы, и по их результатам будут определены три лауреата. Победителя объявят в пятницу на торжественном закрытии.

Корреспонденты «АП» по традиции побывали на открытых уроках, которые прошли в барнаульской гимназии № 42, и увидели, как участники справляются с волнением и чем стараются заинтересовать детей.

Урок для Джеки Чана

Чтобы показать величину России, учительница английского языка барнаульского лицея № 121 предложила пятиклассникам узнать, сколько часов и градусов сейчас в разных уголках страны – от Москвы до Владивостока и Оймякона. Ее ученики собирали пазлы из фотографий российских городов, припоминали, что знают об Алтае, Сростках и Шукшине.

А ее коллега Дарья Мирошникова из барнаульской гимназии № 22 пригласила на свой урок неожиданных «гостей»: Эйнштейна, Джеки Чана, популярную голливудскую актрису Зендею, комиксных Астерикса с Обеликсом и российского президента. Ее подопечные учились рассказывать, откуда эти люди и персонажи, а потом должны были им поведать о своей стране и о том, что в ней любят.

Почему именно такой выбор персонажей? – поинтересовались мы у учительницы после конкурсного урока.

– Я просто спросила своих учеников, каких героев они знают, и подумала: ну, значит, это самые популярные! (смеется).

В конкурсное движение Дарья попала четыре года назад, когда совсем еще молодой учительницей участвовала в «Педагогическом дебюте» и стала лауреатом краевого этапа. Поэтому на «Учителе года», как она признается, ее ничто не пугает, кроме того, что нет времени перевести дух и порефлексировать.

40 минут нашей жизни

О нехватке времени и плотности событий говорит и Екатерина Фоминых – учитель истории и обществознания школы № 2 Алтайского района, которая сравнила это с кардиограммой: вроде все устали и силы на нуле – и вдруг опять взлет, такие эмоциональные качели. Своим пятиклассникам Екатерина рассказывала о Древнем Риме и реформах Гракхов и предложила им провести исследование документов – точнее древних свитков, и самостоятельно сделать свои выводы.

И чтобы к началу урока эти свитки ждали детей на партах, ей понадобилась помощь других конкурсантов.

– Мы здесь однозначно не соперники, – уверена педагог. – Если приехали сюда как коллеги, то теперь действительно стали друзьями, и ощущение, что знакомы не три дня, а очень давно. И в гостинице, где живем, друг другу помогаем словом и делом. Похоже на какое-то братство, но точно не на соперничество!

Если говорить о реквизите, то учитель начальных классов из Усть-Калманки Татьяна Заяц использовала на уроке «волшебные очки», которые произвели некоторое впечатление на первоклашек 42-й гимназии.

– Вчера на воспитательном занятии они помогали детям рассмотреть в одноклассниках положительные качества, а сегодня на уроке увидеть что-то прекрасное в окружающем мире, ведь темой урока были слова-признаки, – объяснила Татьяна. – Дети просто замечательные и были вовлечены в урок.

А учителю математики из Славгородской школы № 15 Дмитрию Глущенко справиться с волнением и заполучить все внимание детей помогает гитара – он и начал урок с лирической песни о решении задачек, и закончил чем-то вроде комических куплетов, причем ученики подпели.

– Для меня такое вполне обычно, даже есть традиция: на последнем уроке в четверти мои дети занимаются самостоятельно, а я им играю песни, – смеется Дмитрий. – Ученикам нравится, они ждут этого дня.

Как человек, окончивший музыкальную школу, Дмитрий уверяет, что музыку многое роднит с математикой: дроби, счет, точность, размерность, построение аккордов.

– Я, конечно, не профессиональный музыкант, но играю всегда от души, – улыбается педагог. – Урок – это 40 минут жизни детей и учителя, а жить надо интересно и полноценно. Мы ведь не знаем, когда все закончится, поэтому каждую секунду стоит наполнять смыслом и вдохновением.

Эмоционально и грамотно

Главное новшество краевого конкурса в этом году – вместо воспитательного занятия в первый день участники провели «Разговор о важном». Модератор состязания, директор Сростинской школы и председатель клуба «Учитель года Алтая» Елена Казанина говорит, что эту идею подсмотрели на всероссийском этапе. На жеребьевке участники должны были вытянуть тему своей беседы и некую ценность, которую нужно было раскрыть.

Еще один сюрприз ждет тройку лауреатов, последним испытанием которых станет так называемая пресс-конференция: вопросы им будут задавать победители конкурса «Учитель года России» разных лет, заранее записавшие видео.

О том, как судят о выступлениях учителей, рассказала председатель жюри одной из трех групп конкурсантов, директор краевого педагогического лицея-интерната Светлана Романенко. По ее словам, воспитательное мероприятие оценивалось по четырем критериям, а урок, как более сложная педагогическая и методическая история, – по шести.

– Для меня главное, чтобы не было ни педагогических, ни предметных ошибок, так что первый момент – профессиональная грамотность, – говорит она. – А второй – это эмоциональный посыл. Конкурсант должен зажигать, чтобы детям было интересно и члены жюри тоже эмоционально откликались на урок.

Фоторепортаж