Финансовый омбудсмен встанет на защиту прав россиян

12:28, 07 сентября 2018г, Экономика 1648


1
1

Если вас обидели в страховой компании, банке или кредитно-потребительском кооперативе, то искать правду не обязательно в суде. 3 сентября вступил в силу закон об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг (финансовом омбудсмене).

Российские суды завалены делами, связанными с нарушениями в предоставлении финансовых услуг. Только по ОСАГО в 2016 году в суды поступило более 420 тысяч исков и 319 тысяч в 2017 году. С этим надо было что-то делать. И было решено создать институт финансового уполномоченного, специализированный досудебный орган, который бы разгрузил нашу Фемиду.

До 500 тысяч

24 августа главным финансовым уполномоченным назначен Юрий Воронин, ранее возглавлявший аппарат Счетной палаты РФ. Его кандидатура была согласована с президентом РФ и утверждена Советом директоров Банка России. Предполагается, что помимо главного будут финансовые омбуд­смены по каждому направлению деятельности на финансовом рынке. Они призваны еще до суда урегулировать споры между участниками рынка. Законодатель ограничил их 500 тысячами рублей, правда, имущественные претензии по ОСАГО рассматриваются вне зависимости от суммы.

В ближайшее время появится реестр финансовых организаций, которые будут взаимодействовать с финансовым уполномоченным. Это страховые организации (кроме тех, кто занимается медстрахом), микрофинансовые организации, кредитно-потребительские кооперативы (КПК), ломбарды, банки и негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Закон запрещает им работу с физическими лицами, если организация отсутствует в данном реестре. Решения уполномоченного обязательны для исполнения финансовыми организациями и будут претворяться в жизнь судебными приставами.

Ждать 15 дней

Заместитель управляющего Отделением по Алтайскому краю Сибирского главного управления Центрального банка РФ Андрей Антипов уточнил, что до того, как написать жалобу уполномоченному, гражданин должен обратиться с заявлением сам или через третье лицо (финансового посредника) в ту организацию, с которой у него возникли проблемы. Там должны дать ответ в течение 15 рабочих дней.

Этот порядок установлен для обращений и претензий в электронном виде с момента возникновения спора, по которому прошло не более полугода. В остальных случаях срок рассмотрения обращений – 30 рабочих дней.

Если в деле участвует финансовый посредник, то ему услуги уполномоченного предоставляются за деньги, а для гражданина – на безвозмездной основе.

Если ответ из финансовой организации не удовлетворяет гражданина, то дальше он обращается к финансовому уполномоченному в письменном или электронном виде через официальный сайт финансового уполномоченного, через портал «Госуслуги», через Многофункциональный центр. Большинство сервисов будут доступны с 8 утра до 20 вечера по московскому времени, а некоторые круглосуточно и без выходных.

Финансовый уполномоченный, получивший обращение гражданина, направляет его копию в финансовую организацию, которой предъявлены требования. Она в ответ должна предоставить всю необходимую информацию, чтобы разобрать дело.

Жалоба рассматривается в заочной форме, но по ходатайству сторон либо по решению самого уполномоченного может и в очной. Омбудсмен выносит решение в течение 15 рабочих дней с момента поступления к нему обращения, а если вместо гражданина за дело взялся посредник, то такие споры рассматриваются вдвое дольше. Срок может продлеваться до 10 рабочих дней.

Финансовый уполномоченный выносит решение о полном или частичном удовлетворении требований  либо об отказе. Если он принял решение в пользу гражданина, то финансовая организация должна его исполнить. В противном случае об этом факте будет сообщено в Банк России и обиженный получит специальное удостоверение (аналог исполнительного листа). За этим документом можно обратиться к финансовому уполномоченному в течение трех месяцев с момента вступления в силу решения, и местный судебный пристав должен его исполнить.

Не согласен – в суд

Начальник юридического отдела Отделения по Алтайскому краю Сибирского ГУ ЦБ РФ Олег Костюхин отметил, что основная цель закона не заменить новым механизмом судебную систему, а за счет комплексного воздействия на финансовый рынок снизить количество судебных споров и повысить доверие потребителей к финансовому рынку.

«Обращение граждан к финансовому уполномоченному по имущественным спорам обязательно до подачи иска в суд. Тем не менее за гражданином остается право обратиться в судебные инстанции в случае несогласия с решением финансового уполномоченного, – рассказал Олег Костюхин. – При этом если финансовая организация добровольно не исполняет решение омбудсмена, то он может взыскать штраф по заявлению потребителя в размере 50% от суммы требования».

В целом новый закон призван изменить отношение финансовых организаций к своим клиентам, статистика споров будет публично раскрываться на сайте финансового уполномоченного. И таким образом, правовой акт дает потребителю право выбирать организацию не только по признаку «цена услуги», но и анализируя, насколько в ней добросовестно относятся к потребителю. Закон стимулирует организации самостоятельно урегулировать конфликты с гражданами, иначе придется дорого платить, поскольку взносы конкретной организации в аппарат финансового уполномоченного зависят от количества принятых против нее решений.

Закон предусматривает поэтапное введение обязанностей финансового уполномоченного. Так, для страховых организаций по ОСАГО – с 1 июня 2019 года, для остальных видов страхования – с 28 ноября 2019 года, для микрофинансовых организаций – с 1 января 2020 года, для банков, НПФ, ломбардов, КПК – с 1 января 2021 года.

Каким образом структуры уполномоченного будут представлены в регионах, пока не известно.

Не надо забывать, что прежнюю систему подачи жалоб граждан в региональные отделения Банка России никто не отменял. «Но мы, как надзорный орган, как максимум можем взыскать штраф с финансовой организации за неисполнение какого-либо нормативного акта ЦБ или федерального закона, – объяснил Олег Костюхин, – а финансовый уполномоченный может не только наказать, но и понудить исполнить его решение».

Думается, что в ближайшее время появятся подзаконные акты.

Фоторепортаж