Два ярких дебюта XXIV Всероссийского Шукшинского кинофестиваля

12:34, 31 июля 2022г, Культура 687


Два ярких дебюта XXIV Всероссийского Шукшинского кинофестиваля Фото №1
Два ярких дебюта XXIV Всероссийского Шукшинского кинофестиваля Фото №2
Два ярких дебюта XXIV Всероссийского Шукшинского кинофестиваля Миниатюра №3
Два ярких дебюта XXIV Всероссийского Шукшинского кинофестиваля Миниатюра №3

Мы продолжаем рассказывать о фильмах, показанных в конкурсной программе завершившегося XXIV Всероссийского Шукшинского кинофестиваля. Сегодня – о двух дебютах.

Семья и травма

Первая полнометражная картина Марии Батовой «Сон» прошлым летом попала в программу Шанхайского международного кинофестиваля. Маленький независимый фильм на двух актеров аккуратно исследует необъятные темы семьи и травмы.

Стрелочник на железной дороге Василий (актер Александр Замураев) приходит в себя после привычного ночного кошмара, забрасывающего его в далекое прошлое – на первую чеченскую войну, и последовавшего за ним припадка. Умывается, читает «Отче наш», идет в своем оранжевом жилете на железную дорогу. Но этот день, похожий на все прочие, неожиданно приносит ему встречу с родной дочерью Алёной (Анастасия Самылова), о существовании которой он не знал. Ей уже 18, после смерти матери она росла в детском доме, а теперь поступила в медицинский и перед началом учебы решила познакомиться. Дальнейшие события развернутся в его скудно обставленном домике и в окрестных лесах, где эти двое попытаются понять друг друга.

События – это в основном скупые разговоры, в которых оба, как позже выяснится, не до конца честны. Василий учит дочь чистить картошку и переводить стрелку на железной дороге, она расспрашивает о войне. Он вспоминает, как однажды, спасая свою жизнь, убил человека. В тумбочке она находит лекарства, которые он почему-то не пьет и потому страдает от жестоких припадков. Как будущий медик Алёна со всей серьезностью убеждает его лечиться, как новообретенная дочь, пытается как-то наладить его странную одинокую жизнь на отшибе цивилизации. Он же привык справляться «народными средствами» и, обезумев после очередной пьянки, гоняется за ней по лесу с топором, думая, что все еще на войне. Она вообще-то сама не промах – немного циничная, привыкшая в своей детдомовской юности руководствоваться правилом «либо ты, либо тебя». Но одна случайная находка в его доме буквально обрушит ее едва выстроенные представления об отце, и это окажется куда больнее, чем его недавняя пьяная буза.

Операторская работа Влади­слава Политика (отмеченная дипломом на фестивале «Окно в Европу» в Выборге) и музыка Ларисы Шиберт превращают этот немногословный полуторачасовой фильм о потере родственных связей в завораживающее действо, от которого сложно оторваться.

Хозяин тайги

«Подельники» для Евгения Григорьева тоже дебют, только в игровом полнометражном кино: 43-летний режиссер известен как документалист и несколько лет даже возглавлял Гильдию неигрового кино и телевидения.

В глухой заснеженный поселок Кын где-то на Урале возвращается биатлонист Петя (Юра Борисов) с женой Настей (Елизавета Янковская). Он так и не добрался до олимпийской сборной и теперь устроился учителем физкультуры в родной деревне. Она в шутку называет себя декабристкой и поначалу в восторге от его живописной малой родины. Еще в промерзлом пазике они знакомятся с местными жителями – пьющим интеллигентом Сашей (Константин Балакирев) и его колоритным собутыльником по прозвищу Витя Людоед (Павел Деревянко). А ночью живущий по понятиям Витя убивает Сашу за оскорбление. Вину на себя берет его малахольный брат, и приехавшей полиции этого достаточно, хотя вся деревня, включая участкового, доподлинно знает, кто убийца. Лишь 10-летний сын убитого Илья (Ярослав Могильников) не собирается это так оставлять. Желая защитить мальчишку от беды, Петя предлагает ему тренироваться, а взамен он поможет ему отомстить.

То, что в кратком изложении похоже на чернуху, на самом деле – смесь сказки, притчи и вестерна в декорациях белоснежной уральской зимы. Невысокий и неказистый Витя Людоед – не просто уголовник, но и шаман, и охотник. Лечит травами и заговорами козлят и поросят, не расстается с собакой по кличке Тайга и в целом явно считает себя хозяином местных лесов, даже немного медведем.

И ему как-то верят. Во всяком случае, связываться с ним никто из деревенских не решается, а от Ильи и Пети противостояние потребует немалого мужества. А вокруг раскинулась сказочная жизнь: сотовой связи нет, зато на Масленицу будут кулачные бои. За деревней – темный лес, в лесу – медведь-шатун. И местные один красочнее другого, даром что половина персонажей фильма в школе работает.

Ответ на вопрос, кто тут подельники из названия, не очевиден: с одной стороны, конечно, Илья и Петя, замыслившие недоброе против Людоеда. С другой – вообще все, кто знает о Витиных злодействах и лишь отводит глаза, советуя самым настырным «не создавать ситуаций». Но жанровое родство фильма с американскими вестернами не позволяет авторам закончить на минорной ноте.

Кстати, на Шукшинском кинофестивале Павел Деревянко за роль своего по-настоящему пугающего Вити Людоеда был отмечен дипломом. Этой весной «Подельники» уже были в широком прокате, а сейчас фильм можно найти в онлайн-кинотеатрах.

Фоторепортаж