Друг без друга не обойтись

14:00, 15 июля 2015г, Общество 1438


1
1

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

«Алтайская правда» воспользовалась редкой возможностью поучаствовать в летучке журналистов СМИ Славгородской зоны и узнала, чем и как живут сегодня «районки». Такие мероприятия, где редакторы и журналисты учатся и обмениваются опытом, в крае проходят регулярно.

Найти общий знаменатель

В этом году журналистов принимал Благовещенский район. Летучка прошла на базе районного информационного центра и газеты «Родная сторона». Приветствуя участников, глава администрации района Андрей Гинц несколькими штрихами рисует портрет территории. Базис ее экономики – «Кучуксульфат», один из крупнейших в России производителей сырья для химической отрасли, и 10 крупных сельхозпредприятий. Все они в составе учредителей благотворительного фонда «Развитие», аккумулирующего средства на реализацию социальных проектов, таких как реконструкция детских садов и школ, поддержка спорта и одаренных детей. А благодаря двум потокам финансирования – из бюджета и от меценатов – хорошо работают на этой территории и многие краевые программы. В 2014 году, например, район вложил в развитие образования 100 миллионов (не опечатка) рублей из своих ресурсов. На недоверчивые возгласы из зала, откуда, мол, такие деньги у администрации, Андрей Гинц ответил так:

– Иногда мы слышим от коллег из других районов: «Чего вам не жить-то, у вас под боком «Кучуксульфат»?!» Но напомню, наша команда управленцев работает с 2008 года, нам досталась кредиторская задолженность в 100 миллионов рублей. Мы закрыли ее и теперь работаем на развитие района. Психологией победителей назвал такую точку зрения начальник управления Алтайского края по печати и информации Максим Герасимюк. Но она не работает, если в тандеме «редакция – почта» каждый тянет одеяло на себя. Выросли почтовые тарифы – просели тиражи печатных изданий. Не исключение – благополучный Благовещенский район. Но только ли в качестве газетного контента дело, как уверяют представители почтового ведомства? Редакторы и начальники почтамтов постарались найти общий знаменатель, удовлетворяющий обе стороны. Главная претензия газетчиков: за те 70% дохода от подписной кампании, что почта оставляет себе, редакции вправе требовать от нее качественной подписки и доставки. О каких суммах идет речь? Цена подписки «Родной стороны» на II полугодие с. г. – 348 рублей, 200 из них – доход почты. Цифры алейского «Маяка труда» – 330 и 230 соответственно. Та же история у других СМИ. «За такие деньги надо шевелиться», – единодушны редакторы «районок».

Время и бремя

Бремя высоких почтовых тарифов газеты отчасти снизили, перейдя с трех выпусков в неделю на формат еженедельника. Но это решение, требующее технологической модернизации, перехода на достойную цветную печать,  раскрутки газетных интернет-версий. Первый шаг, создав сайты, районные газеты уже сделали. Теперь предстоит преобразовать их в информационные порталы своих городов и районов.

Идеал для многих районов края – кластер, модель которого создана в Благовещенском районе. Местный информационный центр – площадка, на которой работают газета, телевидение и сайт. «Мне не стыдно говорить о взаимодействии с краевым управлением по печати и властью, в полном объеме выполняющими свои обязательства перед нашим центром, – сообщает его редактор Мария Бобина. – Проект этот достаточно дорог, без их поддержки мы бы его не потянули. В наших правилах – отвечать, а не замалчивать «неудобные» вопросы читателей и зрителей, так постепенно решаются проблемы. Отношения с почтой сложнее. Ее заинтересованности в успехе подписной кампании мы, увы, пока не видим».

У Натальи Корневой, начальника Благовещенского почтамта, свои контраргументы:

– Заинтересованность эта есть. Зарплата работников почты зависит от подписки. Некорректно переводить на нас ответственность за ее снижение. Мы вхожи в каждый дом, знаем ситуацию изнутри. Объективно старая гвардия читателей уходит, а молодежь в лучшем случае обращается к электронным версиям. Но есть факторы, зависящие лишь от редакций. Содержание газеты и ее формат – решающие в сохранении тиража.

Пример партнерства почтовиков и газетчиков Кулундинского, Ключевского и Михайловского районов привел Константин Гладких, начальник Кулундинского почтамта. Он и может стать эталонным для других зон. Здесь действует 35 почтовых отделений, еще одно, передвижное, доставляет почту в села с малым числом жителей. Работает инспектор, владеющий ситуацией на местах. К объективным, демографическим, причинам падения тиража и подписки Константин Анатольевич добавил еще одну. Стереотип, который создали, как ни странно, люди, читающие мало либо вовсе нечитающие, звучит примерно так: «Не выписываю газет, потому что в них нечего читать».

– Наши газеты интересны уже хотя бы потому, что в них есть информация о жизни сел, которую читателю взять больше неоткуда, – говорит Гладких. – Идти на поводу у стереотипов легко. Куда сложнее заново научить людей читать. Самые популярные издания в нашей местности – «Алтайская правда» и районные газеты. Именно поэтому мы на их стороне. Стараемся, чтобы подписчики получали газету вовремя.

Есть надежда, что смена руководства краевого департамента «Почты России» станет новой точкой отсчета в отношениях редакций и почтамтов. По словам Максима Герасимюка, новый руководитель УФПС Алтайского края Александр Вервицкий уже заявил о готовности ведомства к новому формату работы. Кроме того, пакет предложений редакторов СМИ был учтен при разработке проекта Соглашения о социально-экономическом сотрудничестве, которое вскоре подпишут администрация края и ФГУП «Почта России». Максим Герасимюк приводит еще один пример сложившихся конструктивных отношений, на этот раз – УФПС и краевой газеты «Алтайская правда»:

– Работая над проектом, мы тщательно продумывали пункты, посвященные подписке и доставке, по которым «Почта России» обязуется оказывать услуги надлежащего качества и тем самым способствовать развитию печатного рынка Алтайского края. Проект документа уже готов, надеюсь, к августу он будет подписан. Сужу по «Алтайской правде», там тоже была непростая история с подпиской, но теперь газета живет по долгосрочному плану мероприятий, в том числе и выездных «Дней подписчика», организуемых совместно с почтой.

Два ведомства, от которых зависит благополучие журналистов и читателей, сошлись в главном: СМИ и почте друг без друга не обойтись.

Есть мнение

Виктор Бакаенко, «Степной маяк», Ключевский район:

– Сегодня главное для газеты – контакт с читателем. Только так можно знать наверняка, что ему интересно. У нас в редакции день открытых дверей не прекращается никогда, люди идут и идут. Предлагают темы, просят помочь с решением проблем. Одна из последних, за которую по просьбе читателей взялась районная газета, – закрытие бани. Она оказалась сложнее, чем мы думали изначально. Здание банного комплекса требует реконструкции, а значит, решение вопроса лежит в плоскости экономики. Но мы, как народная газета, обратили внимание властей на социально значимую проблему.

Любовь Щанова, редактор газеты «Степная новь», Шипуновский район:

– Высокий почтовый тариф и его последствия в виде падения подписки и тиражей – проблема общая на все «районки». Людям трудно отказаться от привычки получать газету три раза в неделю. Да, творческие коллективы должны думать о современных формах подачи материалов. Мы сохранили любимые читателем рубрики, а выпуски муниципально-правовых документов, деньги от которых помогают изданию выжить, печатаем отдельным приложением. Я привезла наказ от коллег из Рубцовска, Поспелихи, Курьи, Новичихи – включить в Соглашение с «Почтой России» пункт об ответственности сотрудников этой службы за стабильность тиражей.

Светлана Бросалина, «Славгородские вести»:

– Газета – в поиске новых подходов и путей к сердцу читателя. Держим популярные рубрики, работаем по грантовым проектам в сфере молодежной политики. Людям нравятся интерактивные акции, викторины и конкурсы, как тот, что мы провели в честь 70-летия Победы. Резонанс получили такой, о каком и не мечтали на старте. 
«Славгородские вести» выходят и в интернет-версии, но она пока менее популярна, чем свежий, пахнущий типографской краской бумажный номер. Газета будет жить долго и хорошо. Кстати, мы ровесники с «Алтайской правдой», столетие отметим 
в 2017 году.

Фоторепортаж