Дорожная грамота

09:03, 10 сентября 2014г, Общество 1270


1
1

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

Смотреть, как работает профессионал, можно очень долго. Это еще раз подтвердил конкурс дорожного мастерства «Лучший по профессии», прошедший на территории Первомайского района 5 сентября.

Посвящен нынче он был столетию со дня рождения первого министра автомобильных дорог РФ А.А. Николаева.

– Значимость этого мероприятия невозможно приуменьшить, – говорит и.о. начальника «Алтайавтодора» Василий Мотуз. – Ведь по протяженности дорог общего пользования наш регион занимает первое место в России. Значит, их нужно реконструировать, ремонтировать, содержать. Ну и, конечно же, строить новые. Для этого необходимы грамотные специалисты. А их нужно обучать. Причем не только в стенах учебных заведений, но и здесь: на трассах, в карьерах, за рычагами современной техники. Важен опыт, который передают опытные экскаваторщики, водители грузовиков и автопогрузчиков, операторы АБЗ и асфальтоукладчиков молодым рабочим. Поэтому в рамках конкурсов школы мастерства нужно общение специалистов. Старая поговорка: себя показать и на других посмотреть, согласитесь, очень способствует профессиональному росту.

Нынче в конкурсе, когда-то бывшем исключительно алтайским, приняли участие дорожники из Новосибирской, Омской, Томской, Кемеровской и ряда других областей. Ну и, естественно, представители всех семидесяти организаций нашего региона.

День, в который проходило мероприятие, выдался по-настоящему теплым, летним. Дорожники шутили, что погода подарила хорошую погоду, что уже само по себе для них является большим авансом. Но понятно, что конкурс состоялся бы при любой погоде. Ведь работа этой отрасли проходит в снег, дождь, ветер и, как показали условия нынешнего года, при ликвидации последствий природных стихий. И со всеми ими дорожники с честью справляются.

В очной форме соревновались инженеры-геодезисты, машинисты средних и тяжелых автогрейдеров, бульдозеров, экскаваторов, погрузчиков, водители самосвалов. По традиции на вопросы отвечали главные инженеры предприятий. Заочно приняли участие инженеры строительных лабораторий, операторы асфальтобетонных заводов, машинисты асфальтоукладчиков, катков. Конкурсы не были легкими. К примеру, бульдозеристы соревновались в филигранном владении тяжелой техникой: нужно было срезать ровный слой грунта и переместить его на двадцать метров вперед. Машинисты погрузчиков демонстрировали тонкое маневрирование и способность переместить ковшом небольшой кубик. А водители самосвалов, вначале ответив на вопросы по правилам движения, демонстрировали движение змейкой на большегрузных КамАЗах.

Но больше всего сюрпризов организаторы конкурса приготовили для машинистов-экскаваторщиков. Филигранная работа рычагами тяжелой техники позволила на время захватывать небольшой бетонный кубик ковшом и на время перемещать его на 180 градусов в точно отведенное для этого место. А затем более привычные по работе действия – загрузка самосвала грунтом на время.

– На такой технике я работаю уже пять лет, – рассказывает участвующий впервые в такого рода соревнованиях машинист экскаватора ООО «КузбассИнвестСтрой» Олег Жуков. – Трудился на строительстве Северного обхода Новосибирска. Но здесь, на Алтае, я занял лишь третье место. Сказалось отсутствие опыта участия в соревнованиях, ведь у нас такой школы не проводится. Считаю такое мероприятие очень нужным и важным.

А первое место занял экскаваторщик ООО «Алтайская Строительная Компания» Иван Молодан.

Интересно было услышать мнение представителей других регионов Сибири. Наблюдая за соревнованиями бульдозеристов, задаю вопрос о значимости школы передового опыта генеральному директору «Саморегулируемой организации строителей Байкальского региона» г. Иркутска Александру Домбровскому. «Считаю, что такой конкурс необходим и нашему региону, – слышу в ответ. – Ведь кто здесь выигрывает? А тот, кто больше тренируется, а значит, строит и ремонтирует. От этого напрямую зависит качество возводимых объектов. Очень важно, что рабочие знакомятся здесь с образцами новой техники. Ведь без этого невозможно привлекать молодежь в нашу отрасль! Согласитесь, какие перспективы работы у двадцатилетнего парня в организации, где техника донельзя изношена? Получить грейдер, на котором работал его отец или даже дед? Это и не перспектива вовсе.Новая техника, современный уровень заработной платы и большие, стабильные объемы работы на долгие годы вперед – вот это настоящая перспектива!»

Действительно, школа передового опыта – это не только передача опыта, но и знакомство с новыми образцами дорожной и строительной техники. И стало уже доброй традицией, что она – японского, китайского и российского производства – широко представлена на площадках конкурса «Лучший по профессии». Здесь, к примеру, был представлен новенький кран грузоподъемностью в сто тонн, аналогов которому нет пока в Алтайском крае. А для создания большей зрелищности мероприятия на площадке возле комплекса дорожного сервиса «Облепиха» было проведено шоу экскаваторов, на котором эта техника показала всю свою маневренность и многофункциональность.

Победитель в номинации «Машинисты бульдозеров» Владислав Ковляр из Залесовского ДСУ-5 был с журналистами немногословен: «Как победил? Да просто делал свою работу, ту, что знаю и умею. Когда перелопатишь тысячи тонн песка, грунта, гравия, тогда любые задачи не в новинку».

Об этом же говорил и машинист тяжелого автогрейдера Сергей Бланкин из Новоалтайского ДСУ-7: «На этой технике я работаю уже четверть века. Понятно, на соревнованиях ты, как правило, работаешь не на той технике, к рычагам которой уже привык. Но, согласитесь, это ведь не из трактора в самолет пересесть! Если есть опыт, то быстрее привыкаешь к новой машине. Для меня участие в соревнованиях всегда полезный опыт. Когда все операции выполняются уже на уровне моторики, видишь что-то новое для себя и начинаешь применять в своей работе. Спрашиваешь, а в чем заключается это новое? (Улыбка.) А как можно объяснить непрофессионалу все тонкости работы на грейдере? Не смогу, так что пусть лучше это остается секретами нашей профессии».

Кстати, он нынче вернул себе лидерство, заняв первое место в конкурсе. А вот в прошлом году пьедестал пришлось уступить Николаю Вьюгину из Барнаульского ДСУ-4.

Но и в командном зачете среди дорожно-строительных управлений первое место заняло Новоалтайское ДСУ-7. А среди ДРСУ первенство взяли дорожники из Павловска.

Пока такого масштабного конкурса, который на протяжении двенадцати лет проводят алтайские дорожники, нет нигде в Сибири. 

Фоторепортаж