«Дорога проходима. В сухую погоду»

13:57, 03 ноября 2017г, Общество 1667


1
1

«Прокатимся как на американских горках», – радостно пообещали подростки, устраиваясь поудобнее в школьном микроавтобусе. Каждый день шесть детей из Травного проделывают этот двадцатикилометровый путь дважды – в школу села Островного и обратно. И пока они едут по раскисшим осенним хлябям, которые весьма условно можно назвать дорогой, их родители молятся: «Хоть бы нормально добрались».

Дефектная ведомость

На заре оптимизации сети образовательных учреждений края, когда была разработана практически идеальная ее модель, в двух селах Мамонтовского района – Травном и Островном – еще не знали, что постулат о доступности качественного образования каждому ребенку приобретет для них буквальный смысл.

Этот маршрут протяженностью 19 километров – второй открывшийся с начала учебного года. На первом, Шипуновка – Островное – Шипуновка, длиной всего 6 км проблем нет.

До отправления школьной «Газели» в Травное еще есть время, и директор Островновской общеобразовательной школы Петр Пославский в деталях рассказывает предысторию ситуации, в которую попали все – дети, родители, педагоги.

Решение о подвозе детей из малонаселенного Травного в Островное, где учится 126 детей, есть учителя-предметники и созданы комфортные условия для ребятишек, логичное и единственно, пожалуй, верное, комитет по образованию администрации Мамонтовского района принял летом 2017 года. Первое, что сделал директор Пославский, – ходатайствовал перед районной властью об обследовании межмуниципальной дороги. По итогам проверки дорожникам, отвечающим за обслуживание школьного маршрута, было рекомендовано подсыпать щебеночно-гравийной смесью и грейдировать опасные участки общей длиной 5 километров. В акте обследования от 11 июня 2017 года четко написано, что все это нужно сделать к началу учебного года. Но в сентябре бригада дорожников только зашла на объект.

– Когда отсыпку к концу сентября все же провели, я измерил участок, на котором были выполнены работы. Не набралось и половины из положенных 5 километров, указанных в дефектной ведомости, – сетует Петр Иванович. – И по-прежнему яма на яме, вода стоит после дождя, на труднопроходимых участках узкой дороги, если идет встречный транспорт, школьный автобус вынужден пережидать на обочине.

На восьмом километре

Звонок радостно возвестил об окончании уроков. Стали собираться домой, в Травное, шесть учеников со 2 по 9 класс – Наташа Щегольцова, Паша Беседин, Ваня Марков, Света Трусова, брат с сестрой Шевцовы, Софья и Даниил. Их мама Ирина Викторовна – лидер инициативной группы, в которую вошли родители Травного. Решив сопровождать нас, она напомнила школьникам: «Держитесь крепче!»

Предупреждения излишни: за первую четверть дети выучили наизусть каждую выбоину, каждую лужу на этой дороге жизни.

– Мы довольны тем, что нас к этой школе присоединили. Здесь хорошие учителя, и ребятишки наши быстро обжились. Но дорога – кошмар. Дочь с сыном возвращаются и рассказывают мне с восторгом: «Мам, нас так заносило!» Мы трясемся каждый раз: доедут – нет. Когда у нас в сентябре дорогу и вовсе дождями размыло, детей два дня в школу не возили. Я всех обзвонила, обращалась в СМИ, полицию, «Алтайавтодор». Как же так? Когда в Травном закрывали школу, нам обещали, что проблем с подвозом детей не будет. И обнадежили в августе, сказав, что 20 тонн гравийной смеси на отсыпку дороги поступило. Оказалось, не хватило нам гравия.

У Ирины с мужем – собственное ЛПХ, в котором барашки, поросята, коровы, лошади. Собственно, из-за хозяйства и не уезжают из села Шевцовы, там зарабатывают деньги, на них и детей в будущем надеются в университетах выучить. Ради ребят супруги купили внедорожник «Нива», проходящий там, где другие машины «садятся». Мало ли… Когда зарядили дожди, Травное две недели оставалось без медицинской помощи: фельдшер заболел, а терапевт из ЦРБ, которая раз в неделю ведет в селе прием, просто не смогла добраться по распутице.

Ирина, когда прижмет, сама садится за руль «Нивы». «Мне деваться некуда. Муж занят хозяйством, а детям в этом году ОГЭ сдавать, им никак нельзя пропускать уроки и консультации. И им ведь еще хочется на осенний бал съездить, на школьную дискотеку. В Травном – две девочки-девятиклассницы, видимо, я их и буду возить».

Первому морозцу взрослые рады. Хоть и тряско, но не скользко. Утром по подмерзшей грязи микроавтобус увез детей в Островное без проблем. Но к обеду растаял выпавший с утра снег. Артем Гвоздев – водитель опытный,  другого на школьный маршрут не поставят. Но и он едва справляется с юзом. Чтобы пропустить встречный тяжеловоз на узкой мокрой дороге, «Газель», тяжко подвывая, буквально отползает на обочину. Но едва возвращается в свою колею, как навстречу показывается трактор, груженный телегой с сеном. «Газель» снова уступает дорогу… О том, что может произойти на скользкой глине в случае отказа управления, и думать страшно.

Добрались до восьмого километра, с которого и должен начинаться отсыпанный участок полотна. Но там только ямы и грязь, гравия не видно. Или его и не было?

Не терять надежды

Заместитель главы администрации Островновского сельсовета Галина Енина местная. По ее словам, с этой дорогой всегда были проблемы:

– Ею никто никогда не занимался. Возможно, и Травное обезлюдело потому, что нет надежного сообщения. Сейчас едва наберется двести жителей, в основном пожилых. Молодежи мало, учителя разъехались, из школьниц там учится только первоклассница Настя, ребенок на надомном обучении из-за сложного диагноза. Но в селе идет лесозаготовка, и лесовозы идут один за одним, добивают и без того убитую дорогу. Мы просили, чтобы на период распутицы ее закрыли для тяжелого транспорта, но пока нас не слышат. Правда, обещают ремонт школьного маршрута в 2018 году.

Дорогу добивают не только лесовозы. КамАЗы и трактора вывозят с полей урожай и сено, несут комья земли на колесах, в итоге работа дорожников насмарку, гравий просто утопает в грязевом месиве. Даже того гравия, что успели подсыпать, сейчас уже фактически нет. Галина Ивановна корректно умолчала об этом: ни у кого язык не повернется упрекнуть крестьян, которым хлеб этого года дался очень тяжело.

До 2018 года, когда дорожники пообещали если не реконструировать полотно, то хотя бы сделать его проезжим, еще дожить надо. А пока родители Травного с тревогой ждут зимы. В прошлую, когда выпало очень много снега, по словам Галины Ениной, им проще было пробить по полю временный путь, чем очистить от заносов дорогу. Но тогда хотя бы не нужно было возить детей на уроки…

Раньше в Мамонтово было свое ДРСУ, теперь не осталось ни единицы дорожной техники – головное предприятие перевели в Завьялово. Правда, на районной комиссии по безопасности движения дорожники пообещали, что на обслуживание школьного маршрута в осенне-зимний период выделят две снегоуборочные машины.

Александр Захаров, начальник участка по ремонту и содержанию автомобильных дорог филиала «Мамонтовский» ГУП дорожного хозяйства Алтайского края «Центральное дорожно-строительное управление», подтвердил, что содержание школьных маршрутов сейчас в таком же приоритете, как и дороги регионального значения. И признал, что отсыпать указанные в дефектной ведомости 5 километров не удалось из-за нехватки финансирования, выделяемого «Алтайавтодором». Денег хватило на два километра, их подрядчик и сделал.

О проблеме дорожники знают. Но средства в отрасли распределяют так, чтобы в первую очередь были в порядке трассы с высоким трафиком движения. Дорога на Травное к таковым не относится. Александр Захаров работает давно, но на его памяти ее ни разу не ремонтировали.

– Может быть, жители села не знают о том, что финансирование было выделено не на 5 километров, – предполагает Захаров. – Да и тот участок, что мы сделали, проходил по документам не как ремонт с устройством покрытия, а как восстановление профиля с добавлением материала. По смете это 300 кубометров гравия на километр дороги. Получается слой в 4 – 5 сантиметров. Когда покрытие ремонтируется полноценно, устраивается 15-сантиметровый «пирожок». Могу сказать, что программа ремонтов дорог, по которым проходят школьные маршруты, работает, мы выявляем опасные участки, готовим дефектные ведомости, включаем их в планы на ближайшее время.

– Александр Михайлович, ответьте как специалист. Вы и впрямь считаете дорогу Травное – Островное проходимой?

– Да. В сухую погоду. А когда дожди – вы сами все видели…

Марина АКСЕНОВА (фото)

Фоторепортаж