Как в Барнауле проходила «Ночь искусств»

15:04, 09 ноября 2015г, Культура 1971


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

3 и 4 ноября в Барнауле прошла Всероссийская акция «Ночь искусств» – более камерная, чем традиционно многолюдная «Музейная ночь», но тоже необычная.

Если прошлой осенью отличились театры краевого центра, которые подготовили увлекательные программы и пустили гостей за кулисы, то в этот раз любопытные сюрпризы приготовили музеи и концертные организации.

Например, гости филармонии могли увидеть… выставку художницы Анастасии Алдошиной под названием «Сюита. Три части одного сочинения». Экспозиция разместилась прямо в фойе второго этажа и демонстрировала эффектную абстрактную живопись с поэтическими названиями. А в музее истории литературы, искусства и культуры Алтая вечер 4 ноября посвятили главным образом художнику Николаю Рериху – рассказывать о нем готовились и взрослым, и детям.

Землю – художникам!

Художественный музей первых гостей встретил уже днем: в 13 часов там началась программа, посвященная празднику Казанской иконы Божией Матери. А часом позже стартовал мастер-класс по изготовлению войлочных бус – его провели сотрудницы сектора традиционной русской культуры Яна Щетинина и Елена Марьина. Небольшие лекции по истории искусства плавно перетекали в очередные занятия, а народу собиралось все больше. Каждую весну ГХМАК проводит насыщенные событиями «Музейные ночи», так что постоянные посетители давно привыкли к тому, что здесь всегда придумывают нечто особенное.

Например, сейчас в зале второго этажа проходит экспозиция «Земля Алтайская», посвященная 105-летию посещения Степного Алтая Столыпиным. В ней представлены фотографии, а также превосходные живописные произведения классиков местного искусства – Виктора Зотеева, Федора Торхова, Геннадия Борунова, Федора Филонова. И вот среди этих работ сотрудники музея устроили мастер-класс под названием «Земля-художница», на котором предложили всем желающим создать коллажи из осенних листьев, сухой травы, земли, песка и угля.

– Мастер-класс состоит из двух частей: сначала мы знакомили посетителей с выставкой и разными способами использования природных материалов в искусстве, ну а затем предложили самим изготовить пейзажи в технике «терра», – рассказала нам сотрудница научно-исследовательского отдела музея Елена Дариус. – Особенность наших программ в том, что они интересны и детям, и взрослым, и к нам зачастую приходят целыми семьями. А еще у нас в гостях сегодня большая группа студентов из Китая, которые изучают русский язык в АлтГУ. Они послушали экскурсию, решили остаться на мастер-класс и попросились еще как-нибудь прийти на занятия! Нам приятно, что сегодня много людей. Коллеги рассказали, что на мастер-классе по войлоку было даже больше гостей, чем они ожидали.

Наталья Войтенко с девятилетней Олей в музее решили провести весь этот день: вместе сделали пестрое войлочное ожерелье (оно украсило Олину шею), а потом «написали» природными материалами два лирических осенних пейзажа, причем Наталью явно вдохновили бескрайние степные просторы, запечатленные лучшими алтайскими мастерами, а Ольгу – воспоминания о золотых деньках ранней осени.

– Мы сначала думали, войлок – трудоемкий материал, но оказалось, это совсем не сложно, – поделилась впечатлениями Наталья. – На мастер-класс пришло человек тридцать пять, были и ребятишки младше Оли. С нами сидел мальчик лет четырех-пяти, крутил бусы, сам их собрал! 

Дело практики

Еще за пару часов до начала вечерней праздничной программы оркестра «Сибирь» случайные прохожие на проспекте Ленина с любопытством приглядывались к афише на фасаде концертного зала: она обещала путешествие в мир ударных инструментов, а кто бы отказался ударить в барабан? На деле все прошло даже веселее, чем можно было ожидать. Во-первых, вниманию публики представили несколько десятков разнообразных инструментов, а во-вторых, древние звуки ударных, как выяснилось, прекрасно резонируют с сердцами людей обоего пола и абсолютно любого возраста.

В фойе первого этажа концертного зала представили небольшую ударную установку, литавры, трубчатые колокола, маримбы, вибрафон, гонг и еще множество мелких бубнов, трещоток, всяческих шуршалок и бренчалок, пришедших с разных континентов. Хоть оркестр и русский, в его репертуаре есть эстрадные произведения, рок, латино-американская музыка и даже шансон, этим и объясняется такое разнообразие. Первых посетителей запустили еще до официального начала акции, а через полчаса тут было уже полсотни человек, которые слушали непринужденный мастер-класс артистов «Сибири» Дениса Луцкова, Виталия Клишина и Всеволода Захарова.

Как объяснил Денис Луцков, ударные инструменты делятся на шумовые и звуковысотные. Шумовые еще называются перкуссионными, а к звуковысотным относятся, например, колокола, вибрафон и маримба, имеющие «клавиатуру» вроде фортепианной, с диезами и бемолями, которая позволяет играть сложные мелодии. К звуковысотным причисляют и литавры, которые с помощью педали подстраиваются под тональность оркестра. Разумеется, каждый новый факт артисты иллюстрировали зажигательными импровизациями. 

– Ударные инструменты в оркестре всегда как бы на заднем плане, и люди зачастую просто не замечают их огромного разнообразия и интересного звучания, – объясняет директор «Сибири» Татьяна Борисова. – Мы всем сегодня разрешаем потрогать, постучать и попробовать любые инструменты. Уверена, наши артисты смогут увлечь публику – они настоящие мастера, каждый владеет множеством инструментов. И вы тоже обязательно попробуйте во что-нибудь стукнуть!

Кстати, стукнуть во что-нибудь захотели решительно все, и в какой-то момент гости акции создали немыслимый шум, периодически взрывавшийся звуком оркестрового гонга, который можно было сравнить разве что с ударом в ухо.

– Вам не страшно за инструменты? – спрашиваем у Виталия Клишина.

– У нас в оркестре есть специальный мастер, который чинит, латает наши барабаны, они ведь в любом случае со временем изнашиваются. Мы, честно говоря, не считали, сколько здесь сегодня инструментов, но я вас уверяю, это далеко не все, на чем мы играем! Что-то приносим из дома – гвозди, стиральные доски, есть даже настоящая коса. Или ухваты, которыми раньше из русских печей вытаскивали глиняные горшки, – мы на них навешивали бубны, и они создавали интересные шумовые эффекты… Считается, что первобытный человек сперва научился создавать некий ритм, стуча по камням и по дереву, но люди и сегодня продолжают что-то изобретать. Например, вот этот деревянный куб – кто-то решил натянуть на него струну. Он называется кахон, и у него очень специфический басовый звук.

Сам Виталий, который играет в оркестре уже 15 лет, по музыкальному образованию вовсе даже баянист. «Многие музыканты потом осваивают другие специальности. Но если на вибрафоне или маримбе надо специально учиться, то все остальное – дело практики».

Фоторепортаж