Чтобы действовал институт старост

15:21, 12 декабря 2017г, Общество 1808


1
1

В 2012 году на сессии краевого Законодательного Собрания был принят Закон Алтайского края «О старосте сельского населённого пункта Алтайского края», позволяющий ввести институт старост в населенных пунктах региона. Председатель комитета по местному самоуправлению, член фракции «Единая Россия» Борис Трофимов рассказал «АП» о пятилетних итогах работы в рамках данного закона.

– Борис Александрович, зачем принимали данный закон?

– В октябре 2011 года состоялась II Конференция Ассоциации «Совет муниципальных образований Алтайского края», на которой активно обсуждался вопрос о необходимости образования института старост в населённых пунктах края. Соответствующий законопроект в краевое Законодательное Собрание внёс губернатор Алтайского края А.Б. Карлин.

Основная цель закона – содействие участию населения в осуществлении местного самоуправления, повышение качества исполнения органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения на территории поселения, в состав которого входят несколько населённых пунктов.

Когда обсуждался данный закон, мы обратились к истории. Для России это слово имеет очень глубокую историю, еще в 12 столетии на Руси имелось понятие «староста». В новой России староста воспринимается как эквивалент слова «мэр» или главы администрации. Это общественная форма реализации местного самоуправления, прав, возможностей и потребностей граждан.

В 2003 году был принят 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». На тот момент по количеству сельских поселений мы занимали второе место в Российской Федерации. Поэтому в 2008 – 2011 годах начались процессы преобразования сельских поселений путём их объединения. У нас в крае чуть более полутора тысяч сельских населённых пунктов и только 644 являются административными центрами поселений, то есть там есть муниципальная власть. Но в связи с этим усилился «вакуум власти» даже в таком вопросе, как информирование населения, так как увеличилось количество населённых пунктов, где отсутствовали какие бы то ни было органы местного самоуправления. А ведь муниципальная власть должна быть на расстоянии вытянутой руки. И мы в 2012 году после длительных консультаций пришли к пониманию необходимости создания такого закона на территории края, причем мы были первыми в СФО. С одной стороны, у нас больше всего населенных пунктов, а с другой – 131-ФЗ сковывал регионального законодателя, в нем не было предусмотрено понятие «староста».

– Везде ли введен институт старост на территории нашего региона?

– Нет, не везде. Сегодня старосты работают в 264 населённых пунктах края на территории 35 муниципальных районов и 1 городского округа (Славгород). В 2018 году в 19 районах планируют ввести этот институт ещё примерно в 94 населённых пунктах. Этого, конечно, недостаточно, но мы видим, что институт прижился. В этом году состоялась большая выборная кампания, были избраны новые главы сельских поселений, районов. И наша задача – убедить их в том, что в каждом населенном пункте необходим тот человек, которого мы определяем как старосту, с конкретными полномочиями и четкими обязанностями.

– Что входит в обязанности старосты?

– Среди полномочий старосты можно упомянуть информирование главы поселения о сложившейся чрезвычайной или иной неординарной ситуации, информирование населения о работе органов местного самоуправления, решение вопросов содействия благоустройству, налогообложению, исполнению законов, постановлений АКЗС, губернатора Алтайского края. Старосты также занимаются вопросами благоустройства, оплаты коммунальных услуг, оформлением документов для получения льгот инвалидам и ветеранам труда, субсидий на жильё, сбором средств по самообложению, организацией выпаса скота. Большую помощь оказывают старосты в организации и проведении различных праздничных и юбилейных мероприятий, а также собраний жителей населённых пунктов. В ряде территорий институт сельских старост стал неотъемлемой частью сельской жизни, важным элементом общественного территориального самоуправления на селе.

В 2016 году принято постановление о поддержке местных инициатив, около 100 инициатив при поддержке старост получили материальную поддержку до 700 тысяч рублей. При внедрении института старост есть много особенностей, которые надо учитывать.

– Старосты получают заработную плату?

– Естественно, всякая работа должна быть оплачена. Полномочия подразумевают расходы на телефонную связь, проезд, канцелярские товары. Староста не является муниципальным служащим. На сегодняшний день мы находим возможность возмездности этих затрат. Из 246 старост 45 человек получают какое-либо вознаграждение за свою работу. Комитет и фракция «Единая Россия» смогли убедить правительство региона при подготовке закона о краевом бюджете на 2018 – 2020 годы в необходимости дополнительного выделения финансовых средств на институт старост.

Мы планируем провести выездное заседание комитета на базе одного из районов, в котором имеется интересный опыт работы старост. Будем проводить организационно-методическую работу со стороны АКЗС, комитета, обобщать опыт. И надеемся, что 80 – 100 человек в новом году мы увидим в качестве старост. Это могут быть разные социально активные граждане: бывший депутат, бывший глава села, уважаемый пенсионер.

– В законе говорится, что на территории с численностью более 300 человек может быть староста, а если меньше?

– В законе нет такой нормы. В селе может проживать даже 100 – 150 человек, это же люди Алтайского края. Главное – это содействие жизнеобеспечению, предотвращение чрезвычайных ситуаций, помощь населению.

Простой подсчёт показывает, что к концу следующего года у нас останется более 500 сёл и посёлков, в которых никаких представителей органов местного самоуправления нет. И это серьёзная проблема, над решением которой мы работаем. В идеале мы бы хотели к завершению нашего созыва, чтобы во всех населённых пунктах были старосты и дефицит был исчерпан.

Беседовал А. СЕРГЕЕВ.

 
Фоторепортаж