Что на самом деле произошло в школе Каменского района, где избили мальчика

09:55, 24 декабря 2019г, Образование 25891


1
1

В Попереченской школе Каменского района разгорелся нешуточный скандал. По заявлению мамы одного из девятиклассников, ее сына избили одноклассники, парень получил травмы и почти месяц провел в больнице. Женщина утверждает, что три парня из девятого класса бьют не только ее мальчика. В школе факты буллинга категорически отвергают, утверждая, что дети просто играли, а произошедшее – несчастный случай. Корреспонденты «АП» разбирались в ситуации.

Во все колокола

В несколько инстанций поступили сигналы от матери девятиклассника Попереченской средней общеобразовательной школы, которая просила о помощи в беде, которая приключилась с ее ребенком. По словам женщины, мальчика 21 ноября после шестого урока в каморке школы избили три одноклассника. «Мой сын в этот же день попал в Каменскую ЦРБ с СГМ (сотрясение головного мозга. – Авт.)... У этих одноклассников которые били моего сына были развлечения как: издеваться над слабыми, бить их по сухожилиям рук пока рука (руки) висеть не будут. Они называют это игрой... Последняя игра мальчиков от которой пострадал мой сын называлась «забей лося», это когда пострадавший крест накрест ложит себе на лоб свои же руки, а эти трое мальчиков бьют по этим рукам. После такой «игры» мой сын сейчас в больнице» (стиль, орфография и пунктуация автора сохранены).

Как выяснилось из рассказа мамы, 21 ноября ее старший сын вернулся из школы, пожаловался на головную боль и тошноту. Под напором родительницы паренек рассказал, что играл в раздевалке с пацанами после физкультуры в игру, по условиям которой его били по голове три одноклассника, он упал, ударился о шкаф. Было больно, но он отсидел седьмой урок, а дома ему стало плохо (учительница русского языка, урок которой посетил после происшествия парень, ничего необычного в состоянии мальчика не заметила). Мама вызвала фельдшера, которая осмотрела мальчика, видимых повреждений не увидела, сказала, что лучше бы показать ребенка городским врачам, что те спустя несколько часов и сделали.

В результате пятнадцатилетний паренек пролежал в больницах Камня и Барнаула больше двадцати дней. В выписке, выданной Каменской ЦРБ, значились серьезные заболевания: сотрясение мозга, ушиб мягких тканей, венозная дисфункция сетчатки глаза. Проведенное в краевом центре обследование выявило смещение позвонков шейного отдела позвоночника (сделанная впоследствии медэкспертиза не подтвердила связи части диагнозов с этой травмой, сейчас в Барнауле по инициативе родителей проводят дополнительную экспертизу).

В заявлении мама жаловалась, что на одном из двух школьных советов профилактики, проводившихся с участием администрации образовательного учреждения, представителей правоохранительных органов и районного управления образования, а также тех трех подростков, на которых ее сын указал как на обидчиков, и их родителей, ей не разрешили вести диктофонную запись и настойчиво предлагали не выносить сор из избы, говорили, что сыну трудно будет учиться и сдавать экзамены, которые ему предстоят в этом году. Мама пострадавшего мальчика, написавшая заявление в полицию, опасается, что без помощи вышестоящих органов дело могут замять.

Доигрались

Администрация школы, руководитель того самого совета профилактики безнадзорности, правонарушений среди обучающихся Попереченской средней общеобразовательной школы (филиала Новоярковской СОШ) утверждают в разговоре с «АП», что замалчивать этот факт никто не собирался. Хотели понять, что это было – ненормальная, жестокая, но все же игра или систематическая травля, как утверждает мама. Замять дело тоже вряд ли получилось бы. По заявлению родителей уже работала полиция. Обвинения в давлении на мать дирекция школы и начальник районного управления образования отрицают.

На первом заседании совета, собранном на следующий день после инцидента, выяснилось, что дети на протяжении нескольких недель играли в странные игры с применением физической силы – «Монетку» (которую педагоги вычислили по сбитым казанкам на кистях рук у ребят-игроков и быстро пресекли), «Сухари» и ту самую «Забей лося». По условиям последней попавшегося на тайный знак игрока «забивали» ударом произвольной силы в скрещенные на лбу ладони. Именно эта подростковая «инфекция» оказалась самой живучей, поскольку видимых следов не оставляла. До поры.

«Забивали лося» в этой школе, как оказалось, две недели. Ребята утверждали, что в игру играли только те, кто хотел. «Лосем» по очереди побывали почти все игроки, кроме самых ловких. То, что этого мальчика били целенаправленно и постоянно, все опрошенные подростки в один голос отрицают, говоря, что и он «пробивал лося» другим игрокам. Ни один не заметил в тот злополучный день, что пареньку нужна какая-то помощь, что он плохо себя чувствует.

Не замечали?

Классный руководитель девятого класса, учитель истории и обществознания Ирина Николенко очень переживает случившееся.

– Непростой класс, но сплоченный, они научились самоуправлению, поддерживают друг друга, – рассказывает Ирина Алексеевна. – Учу я их давно и никогда не замечала, чтобы они кого-то обижали и уж тем более систематически гнобили. Это невозможно не заметить. Мальчик, о котором идет речь, тихий, робкий, не проявляет никакой инициативы в делах класса, живет словно в своем мире, его никто не трогает. Во внеурочное время посещает вокальный ансамбль при местном ДК. Учится не очень хорошо. Сейчас, после больницы, ему приходится наверстывать программу, чтобы подготовиться к экзаменам. Педагоги с ним дополнительно занимаются.

Ирина Николенко первая заметила сбитые казанки у ребят и забила тревогу. Собрала родителей, рассказала о странной игре, попросила проследить за детьми. Поставила в известность руководство школы. Позже выяснилось, что пойманные с поличным подростки перешли на «Сухари», в которые играли на улице после уроков. А когда похолодало и выпал снег, перебрались в раздевалку «Забивать лося».

Пришедшие на разговор с корреспондентом «АП» родители тех трех девятиклассников, которых обвиняют в избиении одноклассника, отказываются верить, что их дети целенаправленно избивали парня. Говорят, что мальчишки активные, ответственные, хорошо учатся, некоторые на Доске почета с первого класса. Помогают по дому, занимаются спортом, жизнерадостные, компанейские ребята. Мамы не отрицают, что их сыновья – лидеры, за которыми тянутся мальчишки разных возрастов. Все трое – члены школьного отряда «Кондор» правоохранительной направленности. Пацаны не могли не знать, что им грозит за противоправные действия.Родители недоумевают, как столько времени ни дежурные по школе, ни учителя ничего не замечали.

Помощь нужна всем

– В школе регулярно проводятся классные часы, общешкольные мероприятия, в том числе с участковым уполномоченным, на которых старшеклассникам рассказывается об ответственности, в том числе и уголовной, за буллинг, другие противоправные действия, – говорит председатель совета профилактики Новоярковской школы и ее Попереченского филиала Юлия Цыганкова. – После происшествия решением совета профилактики трое подростков были поставлены на внутришкольный учет, им объяснили последствия столь жестоких и опасных игр. Сейчас со всеми фигурантами, их родителями, педагогами работает Следственный комитет. Будет заключение, станет понятно, была ли это только игра или что-то большее и что грозит подросткам. Родители пострадавшего мальчика требуют как минимум поставить их на учет в органах внутренних дел.

На место выезжали уполномоченный по правам ребенка в Алтайском крае Ольга Казанцева, представители краевого ГУВД и Минобрнауки. Омбудсмен беседовала с пострадавшим мальчиком и его мамой в день выписки ребенка из больницы, 16 декабря, без свидетелей. Потом – с администрацией школы и районными чиновниками от образования. Она настоятельно рекомендовала школе активизировать работу по выявлению и пресечению любых форм психического и физического насилия, воспитанию законопослушного поведения у детей.

17 декабря пострадавший мальчик вернулся в класс. Учителя и одноклассники заметили перемену в поведении парня. Он совсем замкнулся. У него появился мобильный телефон, которого до этого не было, паренек постоянно звонит родителям и держит их в курсе, где находится и что с ним происходит. Классный руководитель как может старается смягчить обстановку.

– Одноклассники боятся к нему подходить, вдруг он неправильно истолкует действия ребят. Похоже, мальчик записывает на диктофон разговоры, – признается классный руководитель. – Я очень прошу ребят проявлять элементарную вежливость, быть к парню лояльнее, учтивее. Ему предлагали помощь психолога, но родители написали письменный отказ, хотя парень очень нуждается в такой помощи. Ему очень тяжело. Да и нам всем не легче. Я с большой благодарностью приму любую методическую помощь медиаторов, чтобы понять, как примирить ребят. Мы с психологом уже обратились за методическими советами в краевой центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Кстати, парни, которых обвиняют в совершении противоправных действий, с психологом работают. Они стали подвергаться жестким нападкам со стороны школьников и взрослых, это не менее тревожно, они в переходном возрасте. Село. Здесь все на виду, разговоров и осуждений с избытком. Мне жалко всех ребят. Все пострадавшие, выигравших нет.

Новости партнеров
Фоторепортаж