Что изменилось на молочном рынке в 2019 году и чего еще ожидать

16:00, 03 ноября 2019г, Экономика 2748


1
1

Россияне стали больше пить молока и меньше кефира. Как на это отреагировали перерабатывающая промышленность и сельхозпроизводители, рассказали на Международной специализированной выставке «АгроЭкспоСибирь-2019».

Два процента

По итогам 2019 года потребление молока россиянами выросло на 2 процента. И это при общем падении доходов населения страны. Чем же вызвано повышение покупательского спроса?

По мнению аналитиков Национального союза производителей молока, одним из факторов стало обеление молочного рынка, которое произошло в 2019 году. Это связано с изменением маркировки товаров на полке. С рынка ушли сырные и творожные продукты. Теперь они лежат на полках под названием «продукты с заменителями молочных жиров». Спрос на эти продукты значительно снизился.

Система «Меркурий» тоже дала свой эффект, потребитель видит, какие компании закупали сырое молоко, какие – нет.

Еще один фактор, повлекший увеличение спроса на молоко, – ограничение импорта.

– В 2018 году импорт молочной продукции в России составил около 6 миллионов тонн. В этом году мы прогнозируем небольшой прирост импорта. За последние 10 лет это минимальный прирост импорта, связанный в том числе и с ограничением ввоза молочной продукции из Белоруссии. Это позволяет российским производителям и переработчикам чувствовать себя на внутреннем рынке комфортно, – отметил Артем Белов, генеральный директор Национального союза производителей молока.

90 процентов экспорта придется на рынки постсоветского пространства. Большого прорыва на рынки стран третьего мира не случилось, даже несмотря на то, что в ноябре прошлого года произошел поворот на Восток, а в 2018 году  наш экспорт в Китай превысил импорт оттуда. В настоящий момент на экспорт открыты для российского бизнеса позиции B2C (бизнес для потребителя), это значит, что можно поставлять молоко, йогурты, то есть то, что покупатель берет чаще всего с полок магазина. Большая доля импорта Китая приходится на B2B (бизнес для бизнеса) – сухое молоко, сыворотку, пастеризованные сливки, молочные жиры. Это наиболее интересная ниша для наших производителей, и они готовы поставлять это в Китай, но, к сожалению, нишу закрывают производители других стран. 

В 2020 году объемы импорта и экспорта останутся на стабильном уровне. Импорт составит 5 миллионов 200 тысяч тонн молока.

Явный плюс

На сегодня сформирована высокая цена на молоко, в среднем по России она составляет 26,2 рубля за литр. По отношению к прошлому году цена выросла на 16 процентов. Позитивную динамику формирует высокий спрос на сырое молоко со стороны переработчиков.

– Кроме обеления рынка молока и сокращения импорта на высокую цену на молоко повлияло увеличение производства сыра в стране. Хотя этот фактор может стать миной замедленного действия для отрасли. Объемы нереализованного сыра, произведенного в этом году, серьезно превышают остатки прошлого года. Это может привести к снижению спроса на сырое молоко в перспективе и, соответственно, к снижению цены, – считает Артем Белов.

Благоприятная ситуация с ценами на молоко спровоцировала рост его предложения. По прогнозам, в 2019 году производство молока вырастет на 2,8 процента.

Ежегодно в России производится примерно 18,5 миллиона тонн молока. В этом году будет на 600 – 700 тысяч тонн больше. В следующем прирост составит 2,5 процента. К 2024 году, по прогнозам эксперта, объем товарного молока в России составит 2,4 миллиона тонн.

Таким образом, устойчивый рост товарного молока в ближайшем будущем снизит его дефицит на внутреннем рынке.

– Если сравнивать с другими странами, то цена в России на сырое молоко сейчас одна из самых высоких в мире. Это накладывает определенные риски для возможностей экспорта и устойчивого развития переработки, ставит перед производителями задачу по снижению себестоимости сырого молока, которая сейчас составляет 18 – 22 процента от его цены. То есть в нее заложен приличный уровень доходности. Это позволяет отрасли оставаться инвестиционно привлекательной, – считает Артем Белов.

Господдержка

Залог инвестпривлекательности отрасли – сохранение господдержки. В этом году и следующем, по прогнозам эксперта,  сохранятся все объемы господдержки, льготные кредиты. Появляются новые формы господдержки. Государство будет субсидировать льготные кредиты по инвестиционным проектам в сфере переработки, если часть товара предприятия идет на экспорт (постановление Правительства РФ № 512). Для молочников важным направлением является производство заменителей грудного молока. Государство готово возмещать до 20 процентов затрат на это производство.

По прогнозам на 2020 – 2021 годы, все механизмы и объемы поддержки, которые есть у молочной отрасли, сохранятся.

Единственное, где серьезно будут меняться правила, – это субсидии на литр молока. Но пока нюансы постановления еще в стадии доработки.

Маркировка не поможет

По мнению Артема Белова, один из факторов, который может повлиять на отрасль негативно, – принятие закона о маркировке готовой молочной продукции.

Он приведет к серьезным затратам для переработчиков. По словам Белова, на каждую единицу упаковки придется в качестве дополнительных затрат 
50 копеек плюс 20 процентов НДС (еще 10 копеек).

– В целом для отрасли это затраты в 25 миллиардов рублей ежегодно, при этом потребуется еще около 25 миллиардов рублей на установку оборудования и информационных систем. То есть в первый год переработчикам придется потратить 50 миллиардов рублей. И это при общей прибыли отрасли 25 миллиардов рублей, – говорит эксперт. – В молочной отрасли, как и в целом в пищевке, контрафактная продукция не очень распространена. По нашим оценкам, фальсификат не превышает 0,01 – 0,1 процента от всей произведенной. Потери от этого (сотни миллионов рублей) не сопоставимы с потерями, которые бизнес понесет (десятки миллиардов рублей), если закон о маркировке заработает. Мы должны выступить единым фронтом, чтобы этого не допустить.

Что ещё обсуждали молочники

Кооперативы в роли экспортёров

Олег Махнаков, генеральный директор алтайской компании «Рикон», рассказал о том, как выжить небольшим сельхозпредприятиям и выйти на экспорт.

– Мы организовали на Алтае первый снабженческо-сбытовой кооператив десять лет назад. Тогда не было господдержки, организовать кооператив и получить какую-то прибыль оказалось непросто. Сейчас мы вышли на экспорт своей продукции. За рубежом интересен не только крупный экспортер, но и мелкий. И зарубежному потребителю интересен новый продукт из России. За границей малый бизнес работает в нише «магазин шаговой доступности». Им тоже интересен новый товар, они по этому принципу конкурируют между собой. Выходить на такой экспорт нужно не одним кооперативом, а объединенной региональной кооперацией или даже кооперацией СФО.

Есть интерес к нашей продукции со стороны Вьетнама, Южной Кореи, но между нашими странами не заключены соглашения о торговле. С ними работают Европа, Америка, все отлажено. Только нужно межправительственное соглашение, чтобы не было больших пошлин на торговлю.

Хорошо то, что государство покрывает затраты на участие малого и среднего бизнеса в зарубежных выставках и ярмарках. Правда, чтобы товар лег под твоим брендом на полку зарубежного магазина, нужно готовиться к контракту года два.

Технический регламент не корректен

Свое мнение по поводу техрегламента на молокосодержащую продукцию высказал Михаил Мищенко, гендиректор аналитического Центра изучения молочного рынка.

– Между продуктами, не содержащими молоко, и молокосодержащими с заменителем молочного жира разница небольшая. До 50 процентов молочного жира по закону позволяется заменять в молокосодержащих продуктах. А все продукты, содержащие жира 50 процентов и выше, – это аналог. В чем разница между этими двумя продуктами? Ее нет. Производитель, если ему разрешено законом заменить до 49 процентов жира, не будет останавливаться на 10 или 17 процентах, а будет добавлять максимально разрешенный процент. Мы за то, чтобы убрать понятие «молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира» и перевести его в другую категорию, не молочную. Тогда молочный рынок получит дополнительную емкость, – считает Михаил Мищенко.

Фоторепортаж