Быстрее, удобнее, дешевле

09:27, 02 сентября 2014г, Общество 1255


1
1
1
1
1 миниатюра
1 миниатюра

Фото Евгений НАЛИМОВ

Информационные технологии – мощный ресурс, открывающий широкие возможности для обновления экономики и социальной сферы. А обеспечение гарантированного свободного доступа граждан к информации – одна из важнейших задач государства. 

Об этом говорил глава края Александр Карлин на Алтайском региональном ИТ-форуме, который прошёл в Барнауле 28 июля.

Россия, как известно, самая большая по территории страна, а людей у нас не так много. Порой на сотни километров – один населенный пункт. Как в этой ситуации оставаться единым конкурентоспособным социальным организмом? Только наладив отличную связь. Если в позапрошлом веке для передачи сообщений можно было обходиться ямщиками на почтовых тройках, в прошлом – телеграфом и телефоном, то сегодня этого мало. Жизнь ускоряется, а объем информации растет в геометрической прогрессии. Переход с аналогового на цифровой формат, изобретение Интернета, создание 3G-, 4G-сетей и так далее позволяют экономить время, деньги, делают нашу жизнь удобнее. И власти это понимают, стараясь развивать информационные технологии. Алтайский край по сравнению с другими регионами страны находится в числе лучших.

В «одно окно»

Для быстрого получения справок и документов в стране создаются многофункциональные центры по принципу «одного окна». В настоящее время в Алтайском крае действуют 17 МФЦ и удаленные рабочие места центров в 50 населенных пунктах края с численностью более 1 тыс. человек. К региональной системе подключены все органы исполнительной власти в крае. Для формирования межведомственных запросов с использованием защищенных каналов связи подготовлено 1645 рабочих мест. До конца 2015 года будет открыт еще 51 МФЦ и созданы удаленные рабочие места в 240 населенных пунктах. Таким образом, до 90% населения края получит такой доступ к государственным и муниципальным услугам.

Гражданам и организациям уже доступен Единый портал государственных и муниципальных услуг. На этом ресурсе зарегистрировано более 140 тысяч жителей края, или 7,5% от общей численности. На портале пока можно получить 69 видов услуг, но список их постоянно расширяется. Если не бояться компьютера, то не надо ходить в присутственные места, стоять в очередях, выслушивать в свой адрес негативную информацию. Кроме того, сокращается срок оформления документов; у заявителя появляется возможность отслеживать ход предоставления услуги, снижается вероятность мздоимства.

Бумага надёжнее?

Пользователи информационных систем могут направлять электронные запросы в адрес федеральных органов власти по 136 видам сведений. По состоянию на 1 июля текущего года для оказания государственных и муниципальных услуг в адрес федеральных органов направлено более 36 тыс. электронных запросов, в том числе в Росреестр – более 28 тыс. запросов.

– Считаю, что это только начало огромной работы, – подчеркнул врио губернатора Александр Карлин. – Это только несколько процентов от тех запросов, которые должны делаться.

Для эффективного межведомственного обмена информацией нужны быстрые защищенные каналы связи и совмещенные между собой информационные базы.

– Между тем далеко не все наши коллеги федерального уровня имеют такие базы, позволяющие им обмениваться данными, – отметил глава региона.

Для экономии времени и денег еще три года назад власти края ввели электронный документооборот. В безбумажной форме направлено в органы исполнительной власти Алтайского края более 16 тысяч документов. Однако параллельно электронному не снижается бумажный. Где-то это объясняется стереотипами, где-то инерцией. Чиновники страхуются, полагая, что бумага будет надежнее. Александр Карлин считает, что этой практике потворствуют коллеги из федеральных органов власти.

По словам представителя Минкомсвязи Романа Урнышева, законодательная база за последние два года поменялась, появился закон об электронной подписи, который уравнял в правах бумажный и электронный документообороты. Тем не менее многие еще не привыкли доверять тому, что нельзя пощупать руками.

Роман Урнышев также отметил, что люди в своей жизни чаще сталкиваются с услугами в повседневной жизни: в образовании, ЖКХ, строительстве, транспорте, энергетике. Поэтому эффект от информатизации в отраслевой сфере в разы больший, чем перевод госуслуг в электронную форму.

– Понимая значение отраслевой информатизации, мы пытаемся задать новый вектор, – сказал федеральный чиновник. – В ближайшее время появится концепция региональной информатизации, в которой будут обозначены основные направления отраслевой информатизации. Министерство считает, что в одиночку ему эту задачу не решить, поэтому возобновлена работа Совета по региональной информатизации. Сегодня состоится его заседание,  где будем рассматривать информатизацию управления пассажирскими перевозками на общественном транспорте.

С компьютером на «ты»

Одна из главных задач, стоящих перед органами власти в сфере развития информационных технологий, – повышение компьютерной грамотности населения. Обращению с компьютером учат начиная с детсада и заканчивая ветеранскими организациями.

В нашем крае одними из первых в стране подключили школы к Интернету. Мы имеем один из самых высоких в стране уровней оснащенности компьютерами школ. Интернет позволяет ученикам получать нужный объем информации. Не случайно в 2013 году призером на конкурсе «Учитель года России» стал преподаватель информатики из Алтайского края.

В августе 2013 года администрация края подписала соглашение со Сбербанком и операторами связи о реализации проекта «Информационные технологии на селе». Он должен помочь жителям сел получить доступ к Интернету и к услугам в электронном виде в так называемых информационных киосках. На сегодня проект реализуется в 22 районах, но его планируется распространить на весь край.

Фоторепортаж