Бриллиант двух империй

08:52, 07 июля 2016г, Общество 1340


1
1

Мой бог, Петропавловский район – в 4 тысячах км к востоку от Москвы! Но именно эта географическая точка на карте России сейчас притягивает внимание столичных бизнесменов.

Просят прислать им авиа­почтой образцы местных сыров. Намекают, что рассчитывают получать с Алтая не менее 40 тонн элиты в месяц. Чем закончится эта история – еще не известно. Прыткие москвичи проявляют китайские хитрости в переговорах, всячески оттягивая заключение договора до известного только им благоприятного момента. В ассоциации крестьянских хозяйств «Ануйское» в свою очередь спокойны: всё равно часы на Спасской башне Кремля сыграют победную мелодию и в их честь!

А причину такого спокойствия можно найти в… книгах бухгалтерского учета. Вдумайтесь: в прошлом году 996 крестьян АКХ «Ануйское» произвели и реализовали продукции на 850 миллионов рублей, получив более 300 миллионов чистой прибыли. По эффективности производства их смогла обогнать только гигантская птицефабрика «Алтайский бройлер» из Зонального района – но там промышленное производство, фабрика, что выдает в год тысячу железнодорожных вагонов курятины! А как поймали бога за бороду петропавловские крестьяне?!

Разумеется, чуда никакого нет. Смотрим снова на карту – «Ануйское» зацепилось за самый краешек пшеничного пояса планеты! У хозяйства 35 тысяч гектаров сельхозугодий, включая 24 тысячи гектаров пашни. Это что же такое они выращивают, чтобы получить на каждого работающего почти миллион?! Правильно сомневаетесь – полеводство приносит хозяйству лишь 30 процентов от общих доходов. 70 процентов дает животноводство – всего в хозяйстве 11 800 голов КРС, включая 2700 дойных коров, а также три заводика, что «выкатили» за год со складов более 1200 тонн головок сыра. «Гречиху у нас покупают один год по 50 тысяч рублей за тонну, другой – за пять. А в животноводстве всё относительно постоянно», – объясняют местные.

И тут сама история стучит в окно. Кто не знает – до 1914 года Российская империя от продажи сибирского масла в Европу получала больше золота, чем со своих приисков драгметаллов. Значит так, думаю я, на первое – гречка с маслом, на второе – бутерброд с маслом, а потом все идут работать на тайные демидовские прииски.

Но в «Ануйском» нашли еще более интересную и более эффективную экономическую замену маслу. Сыр! «Мы делаем только элитные сыры!» – подчеркивает главный технолог «Ануйского» Мария Казакова.

А докажите!

Здесь пальмы не растут

Слушал, записывал, фотографировал, понял – на примере ассоциации крестьянских хозяйств «Ануйское» можно составить компьютерные игры «Молочная ферма в предгорьях Алтая» и «Заработай первый миллион (евро) на производстве элитных сыров». А что?! Пусть молодежь и все остальные любители гаджетов путем множества интернет-комбинаций попробуют войти в число самых рентабельных хозяйств от Балтики до Тихого океана.

– Мировая классическая технология. Её используют с 30-х годов прошлого века. Тогда еще не знали, что такое бодяга. Эту технологию поддерживает мастерство сыроделов. Мы ими очень дорожим, они дорожат нами, – объясняет директор «Ануйского» Владимир Никифоров. – Молоко должно перерабатываться в течение двух часов, как из коровы оно вышло. Здесь эти условия соблюдаются. Ферма от Николаевского завода в одном километре. За 15 минут довозим. Для остальных заводов – это 20-30 минут. Третий момент – прекрасная кормовая база предгорий Алтая. Летнее пастбищное содержание коров тоже не у всех. Здесь на луга в мае коровы выйдут, в октябре зайдут.

– И следующий момент – это симментальская порода коров. У этой породы молоко сыропригодное для элитных сыров, – подчеркивает директор. – На заре «золотой» сибирской кооперации в Петропавловском районе было пять маслосырзаводов, сейчас три. Мы их сохранили, восстановили – Николаевский, Антоньевский и Камышенский.

О крошке хлеба в молоке

Ранехонько выехали на Николаевский маслосырзавод. И сразу услышали, почему в «Ануйском» используют только свое, с ферм, молоко. «Потому что даже одна (!) хлебная крошка может испортить весь полуфабрикат в сырной ванне – а это сразу пять тонн брака», – говорит старший лаборант Алена Немцова.

– Нашего молока хватает. Мы производим и перерабатываем 46 тонн в сутки. Два раза в месяц работники заводов посещают фермы и смотрят, как оно производится. Делают замечания, берут пробы с доильной аппаратуры, со шлангов с охладителей, с оборудования. Смотрят чистоту коров, – поясняет Мария Казакова.

– Объясните зачем, ведь в 30-е годы такого контроля не было?!

– В 30-е годы экология не такая была: варили сыр «Швейцарский» из сырого молока!

А-а-а, вспомнил… Раньше, в советские времена, это называлось «рабочий контроль». Хотите сказать, что в этом муравейнике из 996 человек все друг друга контролируют, а кто же тогда зарабатывает на жизнь насущную?

Максимально из той же Советской империи в «Ануйском» сохранили такой институт экономики, как хозрасчет. Всё, что зарабатывают бригады, отделения, цеха и т. д. остается на местах. Руководству перечисляется лишь два процента. Вот почему весовщик Сергей Кайгородов или мойщики сыра Дмитрий Сидоркин с Галиной Очаковской с удовольствием утром идут на работу.

– Отметьте, у нас есть отделения, где производят продукции на 100 миллионов рублей в год, – говорит директор.

Я еще более удивился, когда узнал, что в «Ануйском» никого никогда не штрафуют (!), а при начислении заработной платы применяют коэффициент трудового участия. Средняя зарплата 996 человек – 
24 800 рублей. Автомобилями в АКХ никого не удивишь, дирекция считает, что у каждого должен быть добротный дом с хорошим участком.

Старый друг лучше новых двух?

Любой специалист из «Ануйского» на «Алтайпродмаркете» и других выставках сельхозпродукции самого высокого уровня ходит ферзем.

Южный загар, здоровый цвет лица, уверенная походка, здравые рассуждения, всегда все записывает и ревностно посматривает на конкурентов… Увидите такого человека среди выставочных стендов, не сомневайтесь – этот точно из Петропавловского района. Зато…

…Быстрота реакции – это точно не их конёк. На последнем «Алтайпродмаркете» «Мария-Ра» готова была подписать долгосрочный контракт на поставку ежемесячно 70 тонн сыра. Любой производитель спит и видит свою продукцию на полках больших торговых сетей. Но сделка сорвалась.

Объясняют: не захотели подводить старых покупателей, а они и на Урале, и на Севере, и по всей остальной Сибири, и на Дальнем Востоке… А когда всё было сделано для увеличения производства сыров – это ведь надо было умножить молочное стадо, на полках известных торговых сетей уже лежали кипринский и омский сыры. А вы говорите, что это только мелкий производитель не может попасть в крепкие объятия российской торговой буржуазии.

– Всех очень интересует цена сыра, и мы от этой точки уже цену молока устанавливаем.

Литр молока получается 18 рублей. Чтобы бригада на хозрасчете была заинтересована получать молока больше и качественнее, и устанавливается цена. Если с жирностью 4,1 – цена повышается до 18,42. Мы по жиру платим, – уточняет главный технолог Мария Казакова.

Экономика сыра

«Мы выпускаем продукт первой необходимости, так же как хлеб. В сыре есть всё – все микро- и макроэлементы. У человека в меню его должно быть 30 – 50 граммов ежедневно. Потому что в сыре очень много незаменимых аминокислот, а это и мышечная ткань и здоровье желудка», – наверное, в тысячный раз за 40 лет трудового стажа говорит Мария Казакова.

Ассортимент: король сыров «Швейцарский», «Советский», «Алтайский», «Голландский», «Костромской»… новинка «Зеленодольский».

«Разработан нашим институтом сыроделия из Барнаула в 2008 году. Мы с учеными работали два месяца – от начала варки до конца созревания. Потом несколько раз дегустировали, до шести месяцев мы его сопровождали, чтобы срок годности определить.

Запатентовали в Москве. «Зеленодольский» производим только мы в стране и мире. Название интересное. Мы хотели назвать его «Камышенский», но по месту нахождения цеха переработки сыров, оказывается, называть нельзя», – по праву гордится достижением «Ануйского» известный в масштабах страны сыродел Казакова.

«И тогда мы назвали его по месту нахождения нашей администрации. Село Зеленый Дол – «Зеленодольский». Настораживало покупателей название сначала. Потом его народ распробовал и оценил. За восемь лет объем производства нарастили. Начинали с 3 тонн, а в 2015-м – уже 200! Сейчас он популярный у нас. Уже наравне с «Советским» или «Алтайским».

Я альпийские луга, как показывают в европейской рекламе, ни разу не видела, но у нас разнотравье. А потом мастер приложи свои руки, свое умение, мастерство, профессионализм – и получи хороший сыр. Выработай его согласно технологии и ничего больше в него не замешивай. Вот и всё! А альпийские луга – не альпийские… Пальмовое масло? Мы даже не знаем, как оно выглядит. У нас пальмы не растут, масло не давим. Всё, что вырабатывается с пальмовым маслом, – это сырный продукт. Но почему-то не пишут, как на пачках сигарет: это вредит здоровью. У нас даже не было мысли снизить себестоимость, травить людей» – с аргументами монолога Казаковой трудно не согласиться.

– Наши планы по расширению? Мы и так ежегодно расширяемся. В этом году 150 коров добавили, молока надоили больше, телятник на 600 голов построили новый. Мы покупаем сепараторы современные, пастеризаторы. В этом году сделаем еще один цех по переработке сыроворотки, что пока в канализацию выливается, в альгумин...

Альгумина молочного, нового продукта АКХ «Ануйское», в Камышенке уже выработали 200 тонн за прошлый год, весь разошелся.

Смотрят на жизнь с японским прищуром

Мировой опыт, тиражируемый продовольственным подразделением ООН и даже «культурным» ЮНЕСКО, для обывателя хоть Африки, хоть Южной Америки или Центральной Азии озвучен так: «Одно село – один продукт». Будь то уникальная японская дыня за 200 долларов за килограмм или деревянная маска племени тумба-юмба. Недавно в Алтайском крае работала специальная группа российских экспертов, разрабатывала стратегию развития нашего сельского хозяйства. Написали на будущее: надо ориентироваться на опыт сельскохозяйственных кооперативов Австралии, Новой Зеландии, Японии. Мол, тамошние кооператоры потому и успешны в условиях глобализации мировой экономики, что заточены на производство конечного продукта с высокой добавленной стоимостью.

«Ануйское» развивается именно по такому пути. Интересно, что директор АКХ, по его словам, ни разу за границей и не был. Так что это наш опыт. Конкретно – Петропавловского района, что в 4 тысячах км от Москвы, а уж сколько до Австралии или Новой Зеландии, никто в Зеленом Доле даже не подсчитывал!

Разумеется, на осколок двух империй, Российской и Советской, по историческому укладу, настройке производственных процессов, ревностному отношению к делу АКХ «Ануйское» давно не похоже. И даже положительные синонимы упомянутого слова будут восприняты на берегах Оби ревностно. А вот бриллиант двух империй – это сверхточно.

История российская, алтайская, петропавловская, зеленодольская продолжается…

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж