Алтайский целинник: Я горжусь тем, что принимал участие в этой эпопее

11:42, 13 марта 2019г, Общество 2255


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

В сентябре 1953 года, после того как вышло постановление Совета Министров СССР и ЦК КПСС о подъеме целинных и залежных земель и укреплении руководящими кадрами колхозов, совхозов и машинно-тракторных парков, в МТС Алтайского края с завода «Трансмаш» по доброй воле отправились около 300 специалистов. И среди них – технолог цеха крупных стальных деталей, секретарь цеховой комсомольской организации Анатолий Курушин.

Он был городским парнем и, по сути, никогда не жил в селе, если не считать того, что родился во Власихе. После окончания в 1946 году первой мужской средней школы в Барнауле пошел учиться в Алтайский машиностроительный институт, который позже был преобразован в Алтайский институт сельскохозяйственного машиностроения, а еще позже – в нынешний АлтГТУ. Затем два года работы на «Трансмаше» и… крутое изменение судьбы.

Анатолий Курушин: «Горжусь, что был целинником»

Проверка на профпригодность

– Партком завода дал по нашей просьбе мне и еще четверым ребятам из нашего цеха рекомендации на отправку в село, потом нас слушали в горкоме партии и дали рекомендации крайсельхозуправлению использовать нас в качестве главных специалистов машинно-тракторных парков, – рассказывает Анатолий Курушин. – Так в 25 лет 23 ноября 1953 года я стал главным инженером Плотниковской МТС в Каменском районе, которая обслуживала несколько сельхозпредприятий. Машины были очень старые, о них сегодня уже мало кто слышал. Тракторы-универсалы У-1, У-2, ЧТЗ без кабин и АТЗ тоже без кабин. Через неделю после назначения на эту должность  меня заслушивали на бюро райкома о ходе ремонта тракторной техники в нашей МТС.

По словам Анатолия Захаровича,  механизаторы приняли посланников города в основном хорошо, однако некоторые из наиболее заковыристых решили проверить их на проф­пригодность. Незадолго до этого при ремонте тракторов были сданы в утиль как нерабочие коробки передач с тракторов СХТЗ и эта техника стала обездвиженной.

– Местные ребята над нами потихоньку посмеивались, посмотрим, мол, что эти «ученые» тут придумают, – вспоминает Анатолий Курушин. – И мы втроем – директор МТС Яншин Андрей Иосифович, заведующий мастерской Алексеев Василий Иванович, который до этого работал начальником сварочного цеха вагоноремонтного завода в Барнауле, и я – поехали в метчермет, забрали там эти коробки, которые еще не успели отправить на слом, и в итоге их восстановили. После этого сомнения у тех, кто в компетентности городских сомневался, пропали.  

Бригада кубанцев

В Павловскую МТС прибыла большая, из 15 человек, бригада механизаторов с Кубани под руководством Владимира Ивановича Позябкина, а в начале марта 1954 года стала поступать и новая техника,  тракторы ДТ-54.

– Недавно я прочел в печати очень нелестные слова о таких тракторах  и меня просто покоробило, – возмущается Анатолий Захарович. – Это наш миленький, родненький трактор! С ним мы поднимали целину.

Кроме бригады Позябкина в МТС приехали сварщик и токари из Барнаула, в колхозы и совхозы, которые обслуживала эта машинно-тракторная станция, прибывали и другие специалисты,  в том числе из Краснодара. И с началом посевной кампании дело пошло. По словам Курушина, порой приходилось сталкиваться с мнением, что, мол, это уже чересчур – запахиваете землю под самые огороды.

– Но мы старались таким людям разъяснять, что земли-то пустуют, а надо, чтобы они отдачу давали, – вспоминает целинник. – В общем, обходилось без эксцессов, под трактор никто не ложился. Механизаторы Позябкина работали выше всяких похвал. Мы им условия для проживания сделали хорошие, поселили прямо на полевом стане в добротном доме, баня там тоже была, и в первый же год кубанцы подняли 12 тысяч гектаров целинных земель.

В подарок от «Трансмаша»

Помогал Курушину и его товарищам поднимать целину и родной завод «Трансмаш». Так, в Павловской МТС была очень слабая электростанция мощностью 26 лошадиных сил,  и стоило запустить один только токарный станок, как на все остальные механизмы ее мощности уже не хватало, их приходилось отключать. Но Анатолий Захарович знал, что на «Трансмаше» для поставок в Индию делают электростанции мощностью 200 и 400 лошадиных сил, и решился поехать в Барнаул и пойти на прием к директору завода знаменитому Николаю Григорьевичу Чудненко, который, как сказали бы сейчас, был настоящим государственником и ему до всего было дело. Директор пошел навстречу своему бывшему специалисту и распорядился отпустить одну из таких электростанций для Плотниковской МТС. Таким образом, удалось не только наладить нормальную работу в мехмастерских, но и в село Рыбное, где размещалась МТС, электричество провести. Но и это было еще не все. Когда Анатолий Курушин пришел в цех, где еще недавно работал, в подарок сельчанам было собрано два ящика сверл и других  крайне необходимых в МТС инструментов. Такой вот подарок от рабочего класса братьям крестьянам.

Не только хлеб

По словам Анатолия Захаровича, ценность целины была не только в получении для страны нового большого хлеба. А его в первые годы действительно получили немало, в том числе и на полях, обрабатываемых механизаторами Плотниковской МТС.

– Отличные были урожаи, – говорит Анатолий Курушин. – Притом что земли у нас были похуже, чем те, что обслуживала, скажем, Каменская МТС, получили мы в первый год по 16 – 17 центнеров зерна с гектара, что для нас было очень хорошо. Были проблемы с его хранением, у нас рядом с мастерской была так называемая «глубинка», в которую засыпалось зерно до весны. И, кстати сказать, сохранилось оно почти без потерь, сберегли, а потом вывезли.

Была у целинной эпопеи и другая особенность. Во многие без преувеличения глухие села приехали работать люди с высшим образованием. Сейчас эти слова, «высшее образование», звучат обыденно, а тогда, в пятидесятые, такие люди, а уж в селе тем более, были наперечет.

– Очень много тогда народу свежего, грамотного на целину прибыло, – вспоминает Анатолий Захарович. – Для него это было чудно и, конечно, принесло большую пользу. Многие из тех, кто поднимал целину, уехали потом назад, как бригада Позябкина, агроном из Краснодара, другие люди. Но за время их работы с их помощью были уже подготовлены собственные кадры, ставшие костяком сельхозпредприятий. Я горжусь тем, что принимал участие в этой эпопее, рад, что, преодолев свои сомнения, поехал на целину и внес свой вклад в это дело.

В память о целинной эпопее, о том времени, когда, по словам Анатолия Курушина, удалось накормить еще не оправившийся полностью от военных ран народ, у Анатолия Захаровича хранятся честно заработанные им орден «Знак Почета» и медаль «За освоение целинных земель».

Фоторепортаж