Алтайские школьники изучили робототехнику и 3D-моделирование

16:00, 09 ноября 2016г, Общество 1154


1
1

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

В Барнауле прошла модульная школа «Юный техник». В течение недели подростки из Барнаула, Славгорода, Тальменского и Кытмановского районов изучали робототехнику и 3D-моделирование под руководством студентов и преподавателей вузов.

Запрограммировать на борьбу

На четвертый день работы школы корреспонденты «АП» обнаружили, что ребята 10 – 12 лет, многие из которых впервые работали с продвинутыми роботами LEGO, уже успешно программируют их на достаточно сложные действия под руководством студентов физико-технического факультета АлтГУ. Все для того, чтобы, изучив очередные возможности программируемого конструктора, устроить соревнование по борьбе сумо, в котором роботы должны выталкивать друг друга за пределы очерченной площадки. И хотя в состязании участвовало всего три робота, а происходило все это в небольшом помещении, борьба получилась невероятно эмоциональной: дети придумали им имена, мотивацию для победы и шумно и азартно болели.

– Чему вы уже научились? – спрашиваем пятиклассников из тальменской школы № 1 Ульяну Макарову и Юру Бровченко.

– Мы здесь знакомимся с большим конструктором LEGO. Там подключаются разные датчики. Нам показывали на экране, а потом мы по этому принципу программировали на компьютере, – говорит Ульяна.

– Наш робот уже умеет ездить восьмеркой, змейкой, кругом, а также «видеть» предмет и двигаться в его сторону, – добавляет Юра.

– А что больше всего понравилось?

– Соревнования! – в один голос ответили школьники.

В тальменской школе пока нет «большого конструктора» EV3. Но благодаря своему бывшему учителю начальных классов Ирине Чебыкиной эти ребята отлично освоили более простого робота LEGO WeDo. В школы края такие были закуплены для организации внеурочной деятельности по новым образовательным стандартам. Ирина Васильевна со своими учениками даже участвовала в летней смене по техническому творчеству. Теперь же, когда ребят пригласили осваивать более сложные технологии, директор школы загорелся идеей приобрести весьма недешевый продвинутый конструктор – он стоит от 20 до 30 тысяч. Ирина Чебыкина подчеркивает, что детям это направление действительно интересно: они готовы сами искать в Интернете новые варианты сборки и программирования и используют их на уроках.

Студент физтеха АлтГУ Иван Митин, с которым ребята осваивали возможности конструктора, рассказал нам:

– В настоящее время мы проходим азы программирования роботов. Изучили основные блоки, но из них потом собирается все остальное, так что впоследствии ребята смогут придумать что-то более сложное. В наборах LEGO есть датчики, которые могут измерять расстояние, отраженное освещение. Есть датчик касания – нажимаешь и робот что-то делает. Возможны самые разные настройки. Вот только что мы изучили, как заставить его двигаться вдоль черной линии по сложной траектории.

Как человек

С 2014 года модульная школа по робототехнике и цифровому прототипированию, или 3D-моделированию, проходит два раза в год – на весенних и осенних каникулах. Организует ее краевой центр информационно-технической работы (КЦИТР) совместно с вузами края и центрами молодежного инновационного творчества. Например, занятия по робототехнике, на которых мы побывали, проходили на базе ЦМИТ «Эврика» классического университета.

Методист краевого центра информационно-технической работы Валентина Баранова говорит, что поскольку количество мест ограничено, а желающих всегда вдвое больше, то на модульную школу каждый раз приглашают новичков.

– Некоторые ребята уже занимались робототехникой, но каждый день они здесь узнают что-то новое. Получается такой углубленный курс, погружение в тему. С занятий мы их не можем вытащить даже в столовую. Они спрашивают, сколько времени еще осталось, и радуются: «Ура, еще полчаса!» – улыбается Валентина Ивановна. – Нам очень помогают университеты и ЦМИТы, это наш совместный проект. Вчера приходили ребята из ЦМИТ «Эврика» и проводили занятия с роботом-андроидом.

– Что за андроид? О-о, это видеть надо! – рассказывает замдекана физико-технического факультета Василий Белозерских. – У него много подвижных частей – как суставы у человека. Он танцует, отжимается, приседает, поднимает руки-ноги, знает много команд. Мы детям разрешаем запрограммировать его на простейшие действия, например, ходьбу. А с андроидом проблема в том, что он, как и человек, стоит на двух ногах и если вы слабо представляете себе, как сделать движение, он просто упадет. Возникает причинно-следственная связь: если он поднимает ногу, значит, должен перенести центр тяжести и так далее – целая цепочка событий. Для детей это большое открытие, мы ведь обычно не задумываемся о том, как именно ходим!

Если мы не будем развивать детское техническое творчество и естественно-научное понимание вещей, у нас не будет ни атомных станций, ни сотовой связи, говорит Василий Белозерских. «Большинство отличников с высокими баллами на ЕГЭ сейчас уходит в гуманитарные сферы, а в технические идут те, кто остался. Это просто опасно при нынешнем развитии технологий. У нас большая проблема с талантливыми студентами, и мы вынуждены заниматься вот такой ранней профориентацией. Конечно, кто-то из ребят потом решит: «Это не мое». Зато другие осознанно выберут техническую специальность».

Проблема еще и в том, что у нас в крае пока никто не обучает робототехнике педагогов, добавляет Валентина Баранова, даже у КЦИТР нет таких специалистов. Конечно, возможно платное обучение в вузах по программам дополнительного образования, а также мастер-классы и семинары в других регионах – для тех, кто готов ездить за свой счет. Словом, пока школьные учителя и педагоги центров технического творчества зачастую осваивают робототехнику здесь же, в модульной школе, параллельно с детьми.

Фоторепортаж