Александр Молотов: Проект «Профессионалитет» может быть еще более востребован и эффективен

12:30, 18 апреля 2024г, Образование 1421


Фото: АКЗС
Фото: АКЗС

17 апреля на базе КГБПОУ «Алтайский транспортный техникум» прошло выездное заседание комитета АКЗС по образованию и науке.

Во встрече, помимо членов комитета и представителей краевого Министерства образования, приняли участие представители учебных заведений: проректор АлтГТУ Станислав Хомутов, ректор аграрного университета Николай Колпаков, директор Международного колледжа сыроделия и профессиональных технологий Ирина Руди, директор Алтайского политехнического техникума Елена Андреева, директор Алтайской академии гостеприимства Сергей Ездин и директор Алтайского транспортного техникума Инна Павловская.

Основной темой обсуждения стала реализация Федерального проекта «Профессионалитет» в Алтайском крае, а также механизмы взаимодействия образовательных организаций с предприятиями реального сектора экономики.

Регион приступил к реализации указанного проекта в 2022 году. Тогда для подготовки кадров для легкой промышленности на базе Алтайской академии гостеприимства и АО «БТК групп» был создан образовательно-производственный центр «Легкая промышленность».

В 2023 году в регионе было создано уже три кластера: два образовательно-производственных и один образовательный кластер.

Образовательно-производственные кластеры были созданы: для машиностроительной отрасли – на базе Алтайского политехнического техникума, для транспортной отрасли – на базе Алтайского транспортного техникума. Ключевым работодателем по созданию центра для машиностроительной отрасли стали Алтайский приборостроительный завод «РОТОР», Управляющая компания АЗПИ, компания «Барнаултрансмаш». Образовательно-производственный кластер транспортной отрасли региона был создан на основании соглашения о партнерстве с ООО «АлтАвтоСервис», барнаульским автоцентром КАМАЗ», ДСУ № 4, «Сибэнергомаш-БКЗ» и ООО «АлтАвто».

Образовательный кластер по направлению «Туризм и сфера услуг» был создан на базе Бийского промышленно-технологического колледжа совместно с АО «Курорт «Белокуриха».

В 2024 году ведется работа по созданию двух образовательно-производственных кластеров: для сельского хозяйства – на базе Международного колледжа сыроделия и профессиональных технологий и Алтайского государственного аграрного университета; образовательного кластера среднего профессионального образования по направлению «Педагогика» – на базе Барнаульского государственного педагогического колледжа им. В.К. Штильке.

Для создания всех указанных кластеров направлено 743,5 млн рублей: 630,5 млн рублей из федерального бюджета, 34 млн рублей – из краевого, около 72 млн составляют средства работодателей, около 7 млн – средства образовательных организаций в размере.

В 2024 году состоится первый выпуск специалистов, подготовленных по проекту: первые 100 человек завершают подготовку на базе кластера легкой промышленности. 1 сентября 2023 года к обучению приступили 984 обучающихся по программе «Профессионалитет». Ожидается, что 1 сентября этого года к обучению в этом формате в крае приступят уже 2746 человек.

«Получился очень заинтересованный и профессиональный разговор, так как в нем приняли участие непосредственно представители Профессионалитета – те, кто уже участвует в проекте и те, кто только в него входит. Отмечено очень много позитивных моментов, которые, безусловно, проект даст. Самый главный плюс – это насыщение рынка труда так востребованных в настоящее время рабочих профессий, что очень важно сейчас для экономики страны и обеспечения экономического суверенитета», – подвел итоги председатель комитета АКЗС по образованию и науке Александр Молотов.

В числе актуальных задач участники назвали поиск индустриальных партнеров для учебных заведений, которые помогли бы в формировании материальной базы для образовательного процесса. Учитывая высокую стоимость техники и оборудования для подготовки специалистов, сотрудничество с профильными предприятиями является ключевым для развития данного блока образовательной системы. Сотрудничество с ними важно и с точки зрения формирования точного образовательного заказа, чтобы подготовленное специалисты максимально отвечали запросам потенциальных работодателей.

Примеры успешного сотрудничества в этом направлении продемонстрировала в ходе экскурсии по Алтайскому транспортному техникуму директор учебного заведения Инна Павловская. Сегодня в техникуме имеется новая строительная, дорожная техника, автомобили, сварочные аппараты, оборудованные современные классы.

Другая сторона данного сотрудничества заключается в том, что, не всегда вложения предприятий оправдываются в полной мере – значительная часть выпускников трудоустраиваются в сторонние фирмы. Есть сложности и с целевым набором, рассказывает Александр Молотов. По действующим нормам, выпускник, отучившийся по целевому набору, должен отработать на конкретном производстве не менее трех лет, что не устраивает студентов. При этом предприятия согласны заключать целевые договоры, предусматривающие год отработки. Комитет АКЗС по образованию и науке уже выходил на федеральный уровень с законодательной инициативой об уменьшении минимального срока отработки для студентов-целевиков с трех лет до года, но предложение не нашло поддержки.

«Законодательное Собрание продолжит работу по формированию нормативного законодательного обеспечения, которое бы способствовало развитию профессионалитета. Помимо темы распределения выпускников, болезненная тема – это низкий уровень заработных плат работников ссузов. Зарплата высококвалифицированного педагога может быть в два-три раза меньше зарплаты рабочего по профессии, которой он учит», – рассказал Молотов.

Образовательные учреждения подтверждают: каждый преподаватель для них уникален, так как должен иметь не только высокий уровень профессиональных знаний, но и быть педагогом. Найти и сохранить такие ценные кадры, с учетом кратной разницы зарплат с производствами, задача чрезвычайно сложная.

«С их квалификацией любое производство оторвало бы каждого из них с руками. Поэтому мы очень ценим своих преподавателей», – подтвердила директор Алтайского транспортного техникума Инна Павловская.

«Остаются люди старшего поколения, сподвижники или совсем начинающие специалисты. Здесь я вижу задачу для края – в основном речь идет о краевых учреждениях. Мы должны работать над повышением уровня зарплат, так же как это сейчас происходит со школами. Нам необходимо планомерно повышать заработную плату, искать дополнительные стимулы для того, чтобы преподаватели, мастера системы СПО продолжали преподавать и передавали свой опыт», – добавил председатель комитета по образованию и науке.

Все предложения, озвученные в ходе обсуждения, будут включены в проект решения. Александр Молотов подчеркнул, что депутаты будут работать над их реализацией, чтобы уже востребованный сегодня проект «Профессионалитет» был еще более эффективным.

 
Фоторепортаж