Александр Карлин: Предпочитаю строить школы и больницы, а не бюрократические конструкции

00:00, 05 марта 2011г, Общество 2611


Александр Карлин: Предпочитаю строить школы и больницы, а не бюрократические конструкции Фото №1

Третьего марта Александр Карлин провел ежегодную пресс-конференцию. На мероприятие было аккредитовано 117 журналистов – представителей муниципальных, краевых и федеральных СМИ, работающих в регионе. Естественно, что круг задаваемых вопросов оказался широким – от забот малого села до задач региональных, государственных

- По оперативным данным за первые два месяца текущего года, можно сказать, что экономика региона продолжает развиваться, — сказал в начале общения с прессой губернатор Алтайского края. – В целом устойчиво работают объекты энергетики, жилищного хозяйства, транспорта. Реализуются краевые инвестиционные программы. Работа с федеральным центром завершается принятием значимых положительных решений для дальнейшего социально-экономического развития региона. Удается привлечь значительные финансовые ресурсы по целому ряду федеральных программ.

Далее общение продолжилось в режиме вопрос-ответ:

- Ряд объектов в Целинном районе испытывает острую проблему с водоснабжением. Но в краевую инвестиционную программу включена только реконструкция водопровода в райцентре. Вместе с тем МУПы, занимающиеся подачей воды, в связи с изношенностью сетей находятся на грани банкротства. Как, на ваш взгляд, можно выйти из этой непростой ситуации?

- Только вовлекая дополнительные финансовые ресурсы, в том числе и из муниципальных бюджетов. Все краевые программы предполагают и районное софинансирование. Хотя в прошлом году, учитывая бюджетные сложности, мы сократили долю участия районов в этих программах с 20 до 10 процентов. Но полностью исключить участие районных властей в развитии их территорий будет неправильным. Этот тезис особо хочу довести до депутатов представительного органа муниципалитета. Учитывая вышесказанное, я готов рассмотреть дополнительные предложения Целинного района по этому вопросу.

- Администрацией Бийского района была подана в край бюджетная заявка на строительство школы в селе Верх-Катунское на 260 мест. Сейчас готовится необходимая проектная документация… Будет ли включен этот объект в краевую инвестиционную программу на 2011 год?

- Не будет. По всей видимости, не будет включен и в программу 2012 года… Потому что краевая программа «75 х 75» уже сверстана, и там есть большое число объектов образования по краю. Но я бы хотел предложить журналистам рассказать жителям района о том, как разваливали здание бывшей школы. Ее возраст был немногим более двадцати лет. Стояло большое трехэтажное здание. Да, может быть, его не самым лучшим образом в свое время построили. Ситуацию усугубило землетрясение, прошедшее в нашем регионе несколько лет назад… Но разрушила школу воинствующая бесхозяйственность! Не было вокруг стен необходимых отмосток, исчезли водостоки, не ремонтировалась крыша. В результате одно из помещений там обрушилось.

Несмотря на мои настоятельные рекомендации взять здание под охрану, чтобы никто из детей туда не попал, прежние районные власти приняли решение его разобрать. Но ведь перед этим необходимо было дождаться решения специалистов о судьбе школы! Но даже в случае принятия комиссией решения о невозможности использования здания его можно было разобрать и использовать часть стройматериалов… А в результате школу развалили с использованием тяжелой техники! Вина за такое бесхозяйственное решение лежит на бывших руководителях муниципалитета, поселения, школы.

Я хочу, чтобы жители Верх-Катунского хорошо понимали эту ситуацию. Сегодня одно ученическое место в построенной или капитально реконструированной школе стоит как минимум полмиллиона рублей. А по отдельным объектам она увеличивается вдвое. Такие цены продиктованы рынком. И поэтому вопрос вопросов – рачительное хозяйственное отношение к социальным объектам.

Мы сегодня лидируем по России в строительстве школ и других социальных объектов. Но нужно четко себе представлять, что материальные ценности в виде новых школ, больниц, детских садов не берутся из неоткуда. Все это позволяет делать только развитие экономики края. И формирование доходной части бюджета, которая в 2011 году вырастет на 37 процентов, – огромный труд! И его нужно ценить!

Да, наверное, мне можно было бы пообещать новую школу, потом приехать и к очередным выборам заложить фундамент. А через несколько лет положить на него три кирпича, два из которых местные жители унесут на строительство собственного гаража. И оставить все, как было когда-то раньше… Так вот, как было – не будет! А будет как правильно: сказали и сделали. Причем как можно быстрее и качественнее! И содержать эти здания нужно как положено.

В программе «75 х75» есть очень капиталоемкий объект по Бийскому району – реконструкция трехэтажной больницы в селе Первомайском. Она требует немедленного усиления конструкций и других строительных работ. И местный бюджет тоже должен принять участие в софинансировании этого объекта.

- Вы всегда выполняете свои обещания в установленные сроки. А что сдерживает процесс формирования правительства Алтайского края?

- Каждому нормальному человеку нравится выполнять свои обещания качественно и в срок. А мне какое-то время назад больше стало нравиться строить школы и больницы, чем определенные бюрократические конструкции. Новые здания и людьми воспринимаются более доброжелательно…

Правительство в Алтайском крае появится, как я и обещал. Но в этот процесс жизнь внесла определенные коррективы. Был принят соответствующий федеральный закон. Сейчас я жду решения краевых законодателей о дате назначения новых выборов в АКЗС. После этого проведу консультации с представителями фракций и руководством Законодательного Собрания о том, когда стоит создавать правительство. На мой взгляд, этот процесс нужно синхронизировать с бюджетными периодами в нашем регионе.

Алтайский край не экспериментирует с построением различных властных моделей совсем не потому, что у нас фантазия слабее развита! Главное для нас – стремление сэкономить. Затраты на управление в нашем регионе — одни из самых низких в России. Причем территория наша очень не простая. Есть проблемы, требующие решений. Поэтому когда думаешь: сменить таблички на кабинетах чиновников или направить эти средства на очередную школу или больницу – выбор становится очевидным.

Вместе с тем за сменой табличек предстоит большая, содержательная работа. И она уже начата: три ведомства сливаются в одно. Это значит, что из трех начальников получается один. Вот так мы и будем реформировать власть. Вместе с тем правительство – это совершенно другой содержательный уровень власти. Но для этого нужны и серьезные финансовые ресурсы.

- В крае сейчас запущен механизм модернизации системы здравоохранения. Есть такие опасения, что сельская медицина может оказаться в роли падчерицы у городских больниц, где тоже есть свои финансовые проблемы…

- На качестве сельской медицины это не скажется. Потому что модернизация предполагает вовлечение значительных финансовых и других ресурсов для того, чтобы сделать здравоохранение более современным. Речь идет о том, как более грамотно распределить новое оборудование, специалистов, которые могут с ним работать, и повысить тем самым эффективность. Нужно сделать все возможное для того, чтобы доступность медицины на селе не была утрачена. На модернизацию здравоохранения края предполагается выделить около 8,5 миллиардов рублей.

Программа модернизации системы здравоохранения Алтайского края одобрена Минздравсоцразвития России. Мы представили документы в профильное министерство в числе первых 15 регионов России. На тот момент предложения Алтайского края были названы специалистами Минздравсоцразвития наиболее проработанными в сравнении с другими рассмотренными региональными программами. Сейчас, учтя отдельные замечания специалистов, мы ведем с Министерством здравоохранения и социального развития работу по конкретным сегментам этой программы. Определяются сроки выделения средств.

Мы уже привлекли значительные ресурсы в здравоохранение края при реализации приоритетного национального проекта «Здоровье». В том числе в сосудистую хирургию, помощь пациентам с онкологическими заболеваниями, дополнительную диспансеризацию отдельных групп населения и целый ряд других значимых для края разделов современной медицины.

Примером грамотной работы по модернизации системы здравоохранения можно считать Каменскую центральную районную больницу. Она уже сегодня работает как межрайонная. В частности, отделение акушерства и гинекологии этой больницы в последние годы получило самое современное оборудование и обеспечивает медицинской помощью не только жительниц Камня-на-Оби, но и целого ряда близлежащих районов. Логика модернизации такова: роль межрайонных больниц в центрах управленческих округов будет повышена. Они будут существенно переоснащены. В результате мы сформируем более эффективную современную модель организации здравоохранения.

- Когда начнется газификация юго-западной части края, в частности Мамонтовского района?

- Мы надеемся, что летом текущего года будет заключено соглашение между акционерным обществом «Газпром» и Китаем о поставках в эту страну природного газа и строительстве транспортной сети для этого. Протяженность газопровода – более 2600 километров. Около 400 из них пройдет по территории Алтайского края.

После этого мы предполагаем договориться с «Газпромом» о взаимодействии. Будут обсуждаться и вопросы компенсации региону за использование его территории под газопровод. И в данном соглашении будут также оговорены сроки дальнейшей газификации Алтайского края. Поэтому передайте мамонтовцам, что нужно еще немного подождать… Думаю, что речь идет о трех–пяти годах.

- Месяц назад экспертный совет Министерства регионального развития России поддержал «Алтайское
Приобье» и входящие в него инвестиционные проекты. Как дальше будет продвигаться этот проект?

- Реализация мегапроекта «Алтайское Приобье» рассчитана до 2025 года. Его совокупная инвестиционная емкость составляет около 590 миллиардов рублей.

На экспертном совете мы презентовали весь этот проект в целом и более детально сформировали первые 12 инвестпроектов. Один из таких примеров – строительство Мунайской КЭС. Общая их стоимость – около 150 миллиардов рублей. Все они прошли глубокую качественную проработку и уже находятся в стадии реализации либо близки к этому. Часть проектов предполагает финансировать «Внешэкономбанк». И экспертное заключение Минрегиона послужит дополнительным аргументом в пользу начала такого рода финансирования. Другая часть будет финансироваться из Фонда инвестиционного развития. А Министерство регионального развития – это то ведомство, которое и курирует вопросы использования средств этого фонда. Поэтому у каждого проекта свой путь, но все они будут реализованы.

- В своем отчетном докладе на последней сессии АКЗС вы сообщили о том, что за три года в крае будет ликвидирована очередь в детские сады. На решение этой проблемы требуются значительные финансовые ресурсы. За счет каких средств планируется реализовать эту программу?

- Часть этих ресурсов уже предусмотрена в нашей инвестиционной программе. Другие деньги поступят из муниципальных бюджетов. Плюс к этому – средства частных инвесторов.

Тема эта сверхактуальна и требует своего логического разрешения. Но могу открыть один секрет возможного финансирования этой программы. Не исключено, что федеральный центр примет решение по дополнительному финансированию регионов… Дело в том, что с первого января будущего года содержание органов внутренних дел полностью ляжет на плечи Федерации. И сейчас обсуждается то, как использовать высвобождающиеся средства, выделявшиеся ранее для субъектов Федерации на эти цели. Ряд сибирских губернаторов и я в том числе выдвинули предложение оставить эти деньги в бюджетах регионов для решения самых насущных задач. В данный круг входят обеспечение жильем сирот и развитие системы детского дошкольного образования. Поэтому давайте дождемся решения по этому вопросу на правительственном уровне.

Фоторепортаж