Как 10-балльные пробки: десятки вагонов с мукой и крупой алтайских производителей простаивают на станциях РЖД

14:09, 04 апреля 2024г, Общество 897


Фото: Евгений Налимов
Фото: Евгений Налимов

На станциях РЖД скопились десятки вагонов с мукой и крупой алтайских производителей. Руководитель Коротоякского элеватора сравнивает заторы на железной дороге с десятибалльными пробками.

Напряжённость сохраняется

После того как произошла переориентация российской экономики на Восток, возникли проблемы с пропускной способностью Транссибирской магистрали и БАМа. В 2022 году приостановили действие правил недискриминационного доступа к инфраструктуре железнодорожного транспорта. Они предполагали равные условия оказания услуг всем перевозчикам. Взамен были введены временные, согласно которым РЖД устанавливает очередность перевозок грузов, и теперь продовольствие находится на 11 месте.

– Мы отгружаем большое количество муки в Иркутск, Улан-Удэ, Владивосток и, конечно, в Китай. В настоящий момент на восточном направлении скопилось 30 груженых вагонов. Мы заключили договоры о поставках, на часть из них получена предоплата. Но вагоны весь март стоят на железнодорожных путях. И сейчас продолжают. Нам сказали, что трудности с пропускной способностью грузов сохранятся и в апреле. 31 марта обещали забрать у нас девять вагонов, но ни одна станция не была к этому готова. 1 апреля тоже не получилось. РЖД не пропускает, ссылаясь на то, что Дальний Восток закрыт для нас по причине перегрузки путей и железнодорожных пробок. Это вполне объяснимо. На восточное направление переориентированы все грузоперевозки. И нефть, и нефтепродукты, и лес, и уголь. Пищевые грузы оказались в 11 группе по значимости, – рассказал председатель совета директоров Коротоякского элеватора Сергей Маслов.

Проблема еще заключается в том, что переработчикам выставляют большие штрафы из-за простоя. В сутки за один вагон предприятие должно заплатить собственникам подвижного состава 3 тыс. рублей!

– Они нам поставили эти вагоны, и мы ими должны воспользоваться в течение двух суток, – уточнил Сергей Маслов. – Также штрафы выставляет и РЖД, как бы парадоксально это ни звучало.

На местном уровне

Переработчики выражают озабоченность в связи с недозагрузкой предприятий работой. Коротоякский элеватор производит продукцию 2–3 раза в неделю. Это приведет к низким зарплатам сотрудников.

Еще в сентябре 2023 года алтайские переработчики столкнулись с проблемой отправки муки и крупы в сторону Дальневосточного федерального округа.

Региональный Союз промышленников подключился к вопросу, обратился в федеральные структуры, к председателю правления ОАО «Российские железные дороги» Олегу Белозёрову и руководителю Западно-Сибирской железной дороги Александру Грицаю. По словам исполнительного директора Союза промышленников Алтайского края Виктора Мещерякова, на время зимних каникул все наладилось. Но с февраля проблема усугубилась в три раза. Десятки вагонов рубцовского «Мельника», Коротоякского элеватора уже месяц стоят на железнодорожных путях.

По мнению Сергея Маслова, это не локальный вопрос. Он касается всех крупных производителей Алтая и Западной Сибири.

– Нужно увеличивать пропускную способность железной дороги. Все есть в планах РЖД. Но это глобальная задача, которая измеряется годами и десятилетиями. А сейчас нужно изменить очередность доставки, включить продовольствие в тройку первоочередных грузов, – считает Сергей Маслов.

В перспективе

Значимость и необходимость дальнейшего расширения пропускной способности восточного направления РЖД, конечно, понимают на правительственном уровне. В своем Послании Федеральному Собранию Президент РФ Владимир Путин сообщил о том, что запускается третий этап расширения восточного полигона железных дорог России – БАМа и Транссиба.

– В свое время мы «зевнули» немножко, вовремя кое-что не сделали… Теперь должны наверстать, и наверстаем, – сказал Владимир Путин.

Зампред комитета Госдумы по транспорту и строительству Александр Старовойтов отметил в одном из интервью, что Транссиб проходит через территорию 20 субъектов России, через пять федеральных округов. При расшивке Транссиба и БАМа регионы получат приток средств и новые рабочие места.

Правительство уже согласовало паспорт третьего этапа расширения БАМа и Транссиба. К концу 2024 года будет достигнута провозная способность в 180 млн тонн, к концу 2032 года – 270 млн тонн. В конце 2022 года она составляла 158 млн тонн. Со времени предыдущих оценок проект подорожал на 1 трлн рублей, до 3,7 трлн. Дополнительные средства пойдут, с учетом пожеланий грузоотправителей, на такие дорогостоящие стройки, как обходы Хабаровска, участка Смоляниново – Находка и развитие Находкинского узла, а также строительство второго пути на участке Комсомольск – Волочаевка. Общий период реализации проекта – до 2035 года.

Не спровоцирует ли сокращения?

По итогам 2023 года производство муки в Алтайском крае сократилось на 4,2%, в 2022 году – на 5%. Остается предполагать, как пробки на восточном направлении РЖД повлияют на пищевую промышленность. Заметим только, что, когда в декабре 2022 года вышел запрет на перевозку через Казахстан автомобильным транспортом лесопиломатериалов, послабление началось через полгода. А в результате их производство в Алтайском крае в 2023 году сократилось на 9%.

Фоторепортаж