«Казни египетские» русской коммуналки

БОДАГОВА Анна

«Казни египетские» русской коммуналки

600

14:09, 09 октября 2018г

ТНТ-премьер выпустил новый сериал «Домашний арест» режиссера Егора Баранова по сценарию Семёна Слепакова. Мнения поклонников, разыскавших его в Интернете, уже разделились на «остро и злободневно» и «пошло и безвкусно». Попробуем разобраться.

Сейчас не ясно, в какой период создатели сериала собираются выпустить его в открытый просмотр, пока он доступен в платных подписках и на сайтах-партнерах. Тем не менее наверняка выход его на широкие экраны будет сопряжен с некоторыми моментами. В частности, возрастной ценз сериала 18+, и в данном случае это явно не попытка привлечь себе пару бонусов, как это часто происходит с современным кинематографом, а необходимость – некоторые выражения героев станут достойным пополнением словаря для самых изысканных любителей ненормативной лексики. Тем не менее собственный колорит сериям они однозначно придают.

Мэр небольшого городка Синеозёрска Аркадий Аникеев (Павел Деревянко) детство свое провел в коммуналке. Мальчишкой ему приходилось выносить жесткое воспитание строгой бабушки и вечные издевательства сверстников – жителей все той же коммуналки. Особенных успехов в гноблении очкарика Аркаши добился Иван Самсонов. Взрослого Самсонова играет Александр Робак. Аникееву приходится очень много работать, чтобы добиться своего нынешнего положения в обществе и весьма безбедного существования. Получается у него и отомстить Самсонову. Однако фартить бесконечно не может – мэр попадается на взятке и вынужден находиться под домашним арестом по месту прописки – в той самой коммуналке.

Как водится, лучше всего разница видна в сравнении. Шик и блеск аникеевского особняка перемежается с «казнями египетскими» коммунальной жизни.

Что откровенно удивляет – набор актеров. Часть из них, к примеру, Марину Александрову, можно с уверенностью назвать лицом Первого канала. Однако здесь она не менее успешно играет роль преподавательницы института, активистки, матери больного ребенка. Несколько удивляет при этом наив-ность ее героини,  цель которой – борьба с ветряными мельницами окружающей действительности. Также в фильме сыграли Олеся Судзиловская, Светлана Ходченкова, Яна Кошкина, Владимир Симонов, Гоша Куценко и другие не менее известные актеры.

Не рассчитывая на собственные ресурсы, Аникееву приходится выкручиваться из бедственного положения. Выход он придумывает сразу: «Самсонов, ты будешь новым мэром!» «Согласен», – кивает головой уже пьяненький «товарищ» детства.

В принципе все это отсылает к известной комедии «День выборов» – в сериале также есть выборные лозунги, борьба за мэрское кресло... С одной лишь разницей. То, что удалось втиснуть в одну серию Квартету «И», стало классикой. Команда Comedy Club по сути занимается перепевками уже показанной истории в очень свойственной ТНТ манере.

Кроме того,  при дальнейшем просмотре кажется, что все стереотипы, которые только можно было применить к данной истории, здесь есть. Если коммуналка – 
то быдловатое семейство, ректор института – престарелый любовник молодой, мягко говоря, чудаковатой преподавательницы. Охрана – два молодца, практически копия друг друга, с лицами, не обезображенными интеллектом, чиновник – хамоватый и беспринципный, а высшее руководство – любители устраивать большие разносы. На этом фоне крайне удивила возрастная секретарша Аникеева, хотя этот «недостаток» компенсирован молодой и требовательной любовницей мэра Лёлей (Яна Кошкина).

Впрочем, есть ощущение, что сами авторы сериала несколько оторваны от жизни. Возьмем хотя бы профессию Самсонова – экскаваторщик. Но позвольте! Экскаваторщики – люди,  востребованные и в провинции, и в крупных городах. Однако почему-то потеря работы показана как трагедия почти вселенского масштаба. Не докрутили, не додумали.

Хотя, похоже, именно изобличение людских пороков любого уровня и есть цель авторов сериала. Потому что самыми адекватными и нормальными здесь показаны фээсбэшники (Дмитрий Лысенков и Анатолий Кот), которые, несмотря на абсурдность многих ситуаций, все же пытаются делать свою работу.

В целом сериал как комедийный не воспринимается. Возможно, как сатирический, и то с большой натяжкой – сатира плохо сочетается с юмором ниже пояса. Но, как и на всю продукцию ТНТ, найдется свой зритель. Создается впечатление отработки некоего социального заказа – переселение в жесткие реалии современного быта обывателя «золотой обоймы». Только вот злорадство первой серии уже во второй сменяется сочувствием к главному герою и пониманием, притом что он не особенно перевоспитывается. Что это – современное видение реалий или новая интерпретация приключений «Мальчиша-Плохиша»? Впрочем, определиться, смотреть или нет, можно уже после первой серии, которая сильнее остальных, но четко показывает уровень и общий стиль сериала.

Фоторепортаж