Мотор Победы

В музейно-мемориальном комплексе «История танка Т-34», что в Подмосковье, вскоре появится целая экспозиция Барнаульского завода транспортного машиностроения

00:00, 15 февраля 2013г, Общество 2204


Мотор Победы Фото №1

Принципиальная договоренность об этом уже достигнута. В годы Великой Отечественной войны на этом предприятии (тогда - завод № 77), как известно, собирали сердце танка Т-34 – мотор. В ноябре 1942 года был изготовлен первый дизель, после чего началось его серийное производство. Всего за годы войны завод дал фронту более десяти тысяч двигателей B-2, которые устанавливались исключительно на тридцатьчетверку.

На руководство музейно-мемориального комплекса вышел бывший главный инженер Барнаульского завода транспортного машиностроения заслуженный машиностроитель РСФСР Николай Иванович Логинов, который совершенно случайно узнал о существовании этого музея.

- О нем я услышал по радио, - рассказывает ветеран. – Оказалось, что этот мемориальный комплекс был открыт еще в 2001 году на 37 километре Дмитровского шоссе, на том самом историческом месте, где началось контрнаступление советских войск под Москвой. Он целиком и полностью посвящен легендарной тридцатьчетверке.

Николай Иванович позвонил в подмосковный музей и рассказал о том, что «Барнаултрансмаш» был образован в 1942 году как специализированное предприятие именно по производству танковых двигателей типа B-2 для Т-34. И еще о том, что пятая часть всех танков в стране была с двигателями, изготовленными в Барнауле. Почему в экспозиции до сих пор не был представлен «Трансмаш» – непонятно. Сотрудники музея инициативу раньше не проявляли, а на знаменитом барнаульском заводе даже не знали о его существовании.

Выяснилось, что этот музейный комплекс представляет собой довольно большую открытую площадку, на которой установлены шесть легендарных тридцатьчетверок и самоходная артиллерийская установка, созданная на базе этой боевой машины. Само здание музея двухэтажное. Экспозиция на первом этаже посвящена истории создания танка Т-34, а на втором представлены различные фотографии и другие познавательные материалы по истории Великой Отечественной войны.

- Переговоры прошли удачно, - продолжает Николай Иванович. – Понятно, что руководство нашего предприятия оказывало мне всяческую поддержку. В Подмосковье проявили большую заинтересованность в материалах о «Трансмаше» и договорились, что барнаульскому заводу будет посвящен там целый стенд. Осталось только согласовать технические вопросы, связанные со сбором, подготовкой и размещением выставочных материалов о деятельности нашего завода в годы войны.

Организаторы выставки пояснили, что площадку музейно-мемориального комплекса «История танка Т-34» в ближайшей перспективе планируется значительно расширить. В письме из Департамента культуры города Москвы на имя и. о. генерального директора «Барнаултрансмаша» В.Д. Пенкина сказано следующее: «Безусловно, ваше предприятие заслуживает того, чтобы информация о его деятельности, особенно в годы ВОВ, была отражена в постоянно действующей экспозиции музея. В настоящее время большое число экспонатов и документальных материалов мы вынуждены хранить в запасниках. В новой экспозиции планируется подробно представить историю создания первого специального танкового дизеля В-2 и показать на выставке заводы, которые их производили».

Руководство музейного комплекса рассчитывает получить материалы в самое ближайшее время. Там уверены: у стендов «Барнаултрансмаша» будет много посетителей. В-2 – это легенда, такая же как и сам Т-34. Это наглядное доказательство того, что отечественное машиностроение способно делать двигатели высочайшего класса.

После войны Барнаульский завод транспортного машиностроения не отказался от В-2. Объемы производства, конечно, сократились, но еще больше тридцати лет в Барнауле собирали эти дизели. Закрыли линию только в 1977-м. В последние годы выпуска завод производил по несколько десятков В-2, в основном поставки шли в африканские страны.

 

Справка «АП»
T-34 - советский средний танк, выпускался серийно с 1940 года и с 1944 года стал основным танком Красной армии. Тридцатьчетверка была разработана харьковским конструкторским бюро под руководством М.И. Кошкина. Благодаря совокупности боевых качеств большинством специалистов и военных экспертов Т-34 был признан лучшим танком Второй мировой войны.
После войны их перестали активно использовать, но некоторые экземпляры до сих пор находятся на вооружении в странах Африки, Азии и даже Европы. Например, в армии Боснии и Герцеговины в 2010 году на вооружении было пять Т-34. А вот вооруженные силы КНДР буквально под завязку набиты легендарными советскими машинами - их там больше трех с половиной тысяч.
Во время печально известных карабахских событий Т-34 еще раз напомнил о своей невероятной боеспособности: армяне стащили его с музейного постамента, заправили, завели и... послали в бой. Другой случай произошел в Израиле. Во время испытания понтона военные решили не рисковать новым танком. На базе хранения нашли старый Т-34. Это была трофейная тридцатьчетверка, захваченная у египтян во время войны 1956 года. Машина была не на ходу, ее много лет использовали в качестве мишени. Танк привезли к берегу и начали заталкивать на понтон. И тут умерший Т-34 вдруг... завелся, проехал через понтон и упал в воду.

*   *   *

Долой вещмешки

Солдатский атрибут, используемый с XIX века, до конца 2013 года заменят современными сумками-баулами.

 

Вслед за перловой кашей, шапкой-ушанкой, портянками, сапогами и сменными подворотничками пришла очередь заплечных вещмешков, сообщает РИА «Новости». По заявлению высокопоставленного источника в военном ведомстве, до конца текущего года солдат полностью избавят от этого атрибута. Вместо «сидоров», как их за глаза называют военные, в войска придут современные сумки-баулы.

Решение о замене вещмешка баулом принял министр обороны Сергей Шойгу. Дизайн и форма баулов утверждены и согласованы. Предметов одежды у современных российских солдат и офицеров стало больше, поэтому объем баула в 3–4 раза больше, чем у вещмешка. Шить их будет, как и всю остальную новую форму, компания «БТК Групп» предпринимателя Таймураза Боллоева. 

Согласно утвержденному проекту баул похож на туристический рюкзак и изготовлен из полиэфирной ткани защитного цвета. Плечевые ремни выполнены с амортизирующими накладками. Внутренний объем баула закрывает клапан на контакте (липучке). На баул нашиты визитка и короткие ручки для ношения в руке. В «БТК Групп» не смогли предоставить утвержденный эскиз нового предмета солдатского обмундирования, ссылаясь на нежелание Минобороны освещать этот вопрос. В вещевом управлении Минобороны также отказались обсуждать новые баулы, подтвердив только сам факт их существования.

В «БТК Групп» «Известиям» пояснили, что поставки баулов планируется начать во второй половине 2013 года. При этом количество новых аксессуаров и их цена пока не утверждены. Согласно перечню вещевого имущества солдата вещевой баул будет выдаваться сроком на три года, то есть один на трех срочников. В войсках решение Шойгу приняли с воодушевлением. Там терпеть не могут вещмешки и на полевые занятия офицеры носят собственные горные и рейдовые рюкзаки, купленные в магазине. Командир роты одной из мотострелковых бригад Южного военного округа говорит, что носить «сидор» очень неудобно.

*   *   *

Призывников будут посылать подальше

В «АП» поступает много звонков с просьбой разъяснить последние инициативы военных о планах отправлять служить новобранцев преимущественно в другие регионы страны, то есть не по месту жительства. Раньше перед военкоматами ставилась диаметрально другая задача – оставлять максимально больше призывников служить «дома». «К чему нужны такие изменения?» – спрашивают люди.

Этот вопрос поставил на обсуждение Генштаб, попросивший министра обороны С.Шойгу отказаться от принципа территориальности. Главное организационно-мобилизационное управление (ГОМУ) Генштаба Вооруженных сил РФ подготовило предложение по организации призыва граждан на военную службу. Суть предложений – в возвращении к экстерриториальному принципу комплектования, то есть отправлять жителей одного региона страны на службу в другой. Предыдущий министр обороны Анатолий Сердюков посчитал, что призывникам будет лучше служить рядом с домом. «Мы убеждены, что призывника из одного региона нужно отправлять для прохождения службы в другой регион страны. Плотность населения и количество подлежащих призыву юношей в субъектах Федерации разные, а армия не может зависеть от их демографических особенностей», – заявил высокопоставленный представитель Генштаба.

Член Совета по правам человека при президенте России Сергей Кривенко в свою очередь пояснил, что уже сейчас потребности воинских частей на своих территориях не покрывают Сибирь и Дальний Восток. «Плотность населения в западной, центральной и южной частях страны выше, чем на Дальнем Востоке и в Сибири, – сообщает сайт интернет-журнала «Военный вестник». – Поэтому в дальневосточные воинские части будут призывать ребят из западных, центральных и южных регионов. Уже сейчас сибирские и дальневосточные части комплектуются жителям кавказских республик и центральных областей России».

Сергей Кривенко добавил, что москвичей по сложившейся традиции призывают в зарубежные воинские части – в Таджикистан, Армению и Украину. По данным организационно-мобилизационного управления Западного военного округа, в одной Московской области последние 10 лет воинские части получают не более 15% запланированного количества новобранцев. Проблема усугубляется демографической ямой, так как призыву подлежит поколение 1993–1995 годов рождения, самых катастрофических для воспроизводства населения. Планы ГОМУ обещают сотрудникам военкоматов дополнительные трудности. Опрошенные газетой «Известия» военкомы предрекают резкое увеличение количества отказников.

Ответственный секретарь Союза комитетов солдатских матерей России Валентина Мельникова уверена, что основная масса солдат должна служить по контракту, самостоятельно выбирая место службы. «А что касается срочников, то их самостоятельность ограничена тем, что воинские части расположены неравномерно. Чем ближе мальчик к дому, тем больше за ним присмотра, и военкоматам легче посылать куда подальше, чтобы этого присмотра не было. Командирам тоже хочется поменьше контроля со стороны общественности. Но служба должна быть в пределах досягаемости семей, чтобы они не разорялись на билеты», – заявила Мельникова.

Фоторепортаж