Интервью с Юрием Самодуровым, который 18 лет возглавлял алтайскую соцзащиту

17:20, 10 июня 2019г, Общество 1432


1
1

Говорят, если человек поработал в системе социальной защиты, то сможет трудиться практически на любом поприще. Ветеран отрасли Юрий Самодуров возглавлял краевую соцзащиту 18 лет. Он почетный работник Минтруда России, награжден орденами Российской Федерации и СССР. Мы беседовали с ним накануне Дня социального работника.

– Сегодня многие, вспоминая Советский Союз, говорят, что в те времена практически не было нуждающихся. Чем же занимались работники соцзащиты?

– Ну, это заблуждение. И тогда были люди, которые попадали в трудные материальные условия.

Было тогда до 40 различных направлений, которыми занимался комитет. Мы назначали различные пособия, делали выплаты. До того как был создан Пенсионный фонд, пенсиями по возрасту также занимались мы. Кроме того, как сейчас, так и тогда соцзащита работала с детскими домами и интернатами, а также домами-интернатами для престарелых и людей с психическими отклонениями.

Сложнее всего было в 90-е годы. Доходило до того, что по три-четыре месяца не выплачивались пенсии. Очереди были в соцзащите огромные и нервозная обстановка.

– Юрий Николаевич, вы бываете, насколько я знаю, на совещаниях в Министерстве соцзащиты края. Как оцениваете работу коллег, которые трудятся сейчас?

– Считаю, что социальная служба в крае на высоком уровне. Я убежден, что в этом ведомстве крайне нежелательна частая сменяемость кадров. И то, что сейчас его возглавила Наталья Оськина, очень хорошо. Она прошла путь от рядового работника до министра. Знает все тонкости этой непростой работы.

Я, например, потрудившись несколько лет, уже хорошо понимал, что происходит в любом районе края. Когда возникала какая-либо проблема, всегда удавалось справиться с ней оперативно. Несмотря на то, что времена были сложные, нам удалось поднять нашу краевую соцзащиту на довольно высокий уровень. Из других регионов Сибири приезжали к нам коллеги, перенимали опыт.

– А насколько трудно подобрать для работы в соцзащите кадры, ведь здесь нужны такие качества, как терпение и доброта?

– Да, это очень важно. При приеме на работу руководителей районных отделов соцзащиты я всегда беседовал с ними. Но иногда даже по глазам видно, черствый перед тобой человек или, наоборот, чуткий, отзывчивый… Я всегда говорил своим сотрудникам: запомните простую вещь – человек пришел на прием. Наша задача, даже если нет возможности помочь, – поговорить с ним вежливо, по-доброму. Чтобы он остался доволен беседой.

Я в свое время внедрил самые простые правила на приемах. Когда приезжали люди, всегда кипел самовар, на столе стояли сушки. Мы угощали всех посетителей. Иногда человек обращался к нам, преодолев большое расстояние. Многие приезжали со своими какими-то просьбами из районов, иногда из отдаленных.

Разные, конечно, бывали случаи. Вот самый простой пример. Как-то моя сотрудница вела прием. Пришел к ней человек, отбывший срок в колонии. Он был настроен агрессивно, пришел требовать пенсию, которую ему задержали. Но поговорить с ним сразу работница не смогла, так как практически не замолкал телефон. И ей приходилось раз за разом объяснять, почему и насколько задерживается выплата. Посидев и послушав, мужчина успокоился и спросил потом уже не про свою пенсию, а как женщина справляется со всем этим.

И у меня самого был похожий случай. Пришел человек со злой собакой. Стал жаловаться, предъявлять претензии. Я разобрался в его ситуации, помог. И настроение у него изменилось, ушел удовлетворенный.

Работа, конечно, в соцзащите нелегкая. Ведь приходится иметь дело с людьми часто в чем-то обделенными. К тому же надо быть очень грамотным, знать все законы о льготах, тех или иных выплатах. И я сегодня поздравляю всех, кто выбрал этот нелегкий, но такой нужный людям труд, с профессиональным праздником. А также ветеранов.

Фоторепортаж