Филармония Алтайского края отмечает юбилей

14:28, 21 мая 2024г, Культура 1989


Фото: Государственная филармония Алтайского края
Фото: Государственная филармония Алтайского края

Сегодня Государственная филармония Алтайского края начнет отмечать 80-летие серией концертов, в которых выступят московские и местные солисты, камерный оркестр из соседнего региона и собственные коллективы.

О том, почему решение о создании филармонии было принято еще в военное время и какое место она занимает в культуре края, мы поговорили с ее директором Еленой Надточий.

«Жизнь тут кипела»

– Есть несколько приказов о создании, выпущенных как раз 20, 21 и 22 мая 1944 года, они хранятся в государственном архиве края, – рассказывает Елена Надточий. – И речь не только о нашей филармонии – тогда единым приказом они были созданы сразу в нескольких регионах. Я считаю, это был правильный и серьезный шаг, примета государственного мышления. В то время здесь существовало только концертно-
эстрадное бюро, которым руководил Захарий Гутчин – невероятный энтузиаст своего дела, настоящий подвижник, положивший жизнь на культуру Алтайского края. Он же впоследствии стал и первым директором филармонии. А вот профессиональных артис­тов – то есть, таких, которые бы занимались исключительно искусством и получали за это зарплату, – на Алтае тогда не было.

Елена Леонидовна замечает, что 1944 год – знаковый: уже было ясно, что мы почти победили, а значит, настало время созидать. К тому же в годы войны на Алтай эвакуировали множество артистов – скажем, в здании филармонии играл спектакли Камерный театр Таирова, причем пьесу для барнаульской премьеры
писал Константин Паустовский, а Георгий Свиридов создавал к ней музыку. А рядом в парке летом периодически выступал оркестр Мравинского. Тогда же сюда приехала из других регио­нов техническая интеллигенция. «Да, время было военное, при этом жизнь тут кипела. Но именно создание филармонии стало тем моментом, когда на Алтае начали появляться профессиональные музыканты», – объясняет директор.

Первым собственным коллективом филармонии стал женский хор – попытка набрать смешанный состав не удалась, поскольку на объявление, опубликованное 9 июля в «Алтайской правде», откликнулись только девушки. Они  были зачислены в штат уже 1 августа 1944-го, а с ними и первый аккомпаниатор.

Самые сливки

Кстати, нынешнее историческое здание Народного дома на улице Ползунова филармония получила только в начале 1970-х, до того здесь располагался крае­вой театр драмы. Постепенно создававшиеся собственные коллективы выступали в залах института культуры, Алтайского госуниверситета и на других площадках, а базировались одно время там, где позже возник магазин «Арестованные товары».

– Был большой приток творческих сил из Новосибирской консерватории, которые создавали и музыкальное училище, ныне колледж, – говорит Елена Надточий. – Многие преподавали и одновременно работали здесь – например, наш известнейший педагог Олег Аронович Абрин, который когда-то играл в симфоническом оркестре. Ансамбль русского танца «Огоньки» Гарри Полевого в конце 1960-х тоже создавался стремительно: собраны самые сливки, лучшие кадры, им в городе сразу дали квартиры – и они немедленно поехали на гастроли и стали востребованы. Выступления для сельского населения были основной задачей в те годы. И еще до того, как у нас появилось это здание, было просто огромное количество гастролей и концертов, и сил вложено невероятно много.

В разных форматах

Сейчас у филармонии пять собственных коллективов: Симфонический оркестр под руководством дирижера Дмит­рия Лузина, ансамбль «Огоньки», ансамбль народной песни «Вечёрки», особо тяготеющий к казачьей культуре, Мужской вокальный ансамбль, работающий на стыке разных жанров, и инструментальная капелла «КамерАнс», которая много занимается просветительскими музыкальными проектами, в том числе для детей. Это, по словам Елены Надточий, и отличает российские филармонии от европейских, которые все же остаются исключительно площадками для концертов: «В Советском Союзе филармонии немедленно приобрели черты серьезных организаций, которые культивируют в себе профессиональное искусство региона».

Поэтому и 80-летие здесь отметят в разных форматах – запланированы три юбилейные программы, в которых барнаульцы услышат исполнителей мировой величины. Так, уже сегодня, 21 мая, в сопровождении нашего оркестра выступят солисты Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Наталья Петрожицкая (сопрано) и Дмитрий Зуев (баритон), прозвучат арии из опер Чайковского, Римского-Корсакова, Моцарта и Пуччини.

– Второй концерт – классический филармонический: в первом отделении мы играем симфоническую музыку, а во втором одна из лучших пианисток страны Екатерина Мечетина сыграет концерт для фортепиано с оркестром Родио­на Щедрина. Она уже дважды выступала в Барнауле, сложился хороший тандем с нашим оркестром, – напоминает Надточий.

А 6 июня в программе «Сказки Пушкина» выступят заслуженный артист России Сергей Чонишвили и Филармонический камерный оркестр Новосибирска. Она предназначена и для ценителей поэзии Пушкина в его день рождения, и для знатоков музыки, которые услышат чудесные шедевры Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина.

Фоторепортаж