В Алтайском театре драмы завершается очередной цикл проекта «Время Ч»

18:30, 24 марта 2023г, Культура 688


В Алтайском театре драмы завершается очередной цикл проекта «Время Ч» Фото №1
В Алтайском театре драмы завершается очередной цикл проекта «Время Ч» Фото №2
В Алтайском театре драмы завершается очередной цикл проекта «Время Ч» Миниатюра №3
В Алтайском театре драмы завершается очередной цикл проекта «Время Ч» Миниатюра №3

В многолетнем проекте краевого театра драмы «Время Ч», посвященном современной драматургии, сейчас идет новый мини-цикл под названием «Любишь абсурд?».

На прошлой неделе там прошла читка пьесы московского писателя, поэта и драматурга Дмитрия Данилова «Серёжа очень тупой», месяцем раньше читали «Чёрную пургу» Анастасии Букреевой из Санкт-Петербурга, а 11 апреля цикл завершится пьесой «Стриптиз» польского писателя Славомира Мрожека. По правилам проекта артисты читают тексты с листа, причем не только реплики персонажей, но и авторские ремарки. А потом все желающие могут обсудить услышанное – и эти разговоры, как признают в театре, по накалу эмоций порой превосходят новую драматургию.

В течение часа

Действие пьесы Дмитрия Данилова «Серёжа очень тупой» сосредоточено в обычной московской «однушке», где живет 30-летний айтишник Сергей с женой Машей, дизайнером интерьеров. Однажды в этой квартире раздается телефонный звонок, из которого заглавный герой (актер театра Владимир Черепанов) узнает, что к нему «в течение часа» приедет курьер с неожиданной посылкой. Вот только приехал к нему почему-то не один курьер, а сразу трое. Надели бахилы, напросились под странным предлогом в квартиру, а потом отказались отдавать злосчастную посылку и уходить.

Страшновато? Вот и Серёжа пугается: неловко пытается вытолкать «курьеров» в подъезд, звонит в полицию, но не может внятно объяснить, в чем проблема. Смирившись с тем, что его, похоже, сейчас ограбят, предлагает гостям забрать наличные и компьютер, только оставить его в покое. Но те брезгливо отвергают деньги, объясняя, мол, мы же сказали, что мы будем у вас в течение часа. Значит, должны пробыть в течение часа. Это другие курьеры работают без души. А у них принято посидеть с каждым клиентом, поговорить: «Надо ведь, чтобы с каждым человеком кто-нибудь побыл».

Дальше выясняется, что, хотя всех троих зовут Николаями, они разные и по возрасту, и по характеру. Одному (Данила Никоноров) лет сорок, и он человек серьезный и деловой. Второму (Сергей Филипченко) за шестьдесят, он сыпет банальностями и ссылается на советский опыт, а третий (Кирилл Емельянов) совсем молодой, но уже настроен делать карьеру в их очень странной службе доставки, для которой нужно иметь высшее образование, навыки хирургии и похоронной службы...

Между святыми и демонами

Чем дальше, тем безумнее истории, которые рассказывают визитеры хозяину квартиры. А еще они играют с ним в города, поют странные песни, задают бестактные вопросы, например почему у них с женой нет детей. Тот теряется, потом пытается вывести визитеров на чистую воду. Но тут домой возвращается жена Маша (Анастасия Дунаева), которая почему-то не удивлена гостями. А когда истекает тот самый час и курьеры наконец уходят, оставив посылку, она заставляет мужа вынести ее из дома как можно дальше и выбросить.

Заметим, что режиссер проекта «Время Ч» Татьяна Тимофеева в этот раз ограничилась совсем скромными элементами театрализации, а из декораций на сцене были только диван и два кресла с торшером из других спектаклей. Но зрителей явно впечатлил сам текст – настолько, что они выдвинули массу версий произошедшего: от явления Святой Троицы и благой вести до жестокого розыгрыша.

– Я впервые на читках, и мне показалось, что Серёжа находится в некоем аду, а Маша – демон, который его пытает, – высказался один из зрителей.

– Если герой у нас Сергей Николаевич, а все курьеры – Николаи, то я думала, это как-то развернется. Но нет, это так и осталось загадкой, – призналась зрительница. – А еще их «птичьи» фамилии – птицы ведь всегда ассоциируются с душой. Может, это умершие родственники? А живой сверток – это «ребенок», от которого герои отказались?

А актер Кирилл Емельянов, игравший младшего курьера, предположил, что посылка скорее новая жизнь, возможность перерождения для Серёжи, как в восточных религиях. Вот только чтобы переродиться, нужно сначала умереть.

– Мы привыкли цитировать арию Германна из «Пиковой дамы»: «Что наша жизнь? Игра». Но игра – это действие по правилам, а тут мы увидели ситуацию, когда правил нет. Какой-то адский розыгрыш, в котором человек пытается протестовать против абсурда, но слабовато, – отметила одна из постоянных зрительниц читок.

Кстати, абсурд заложен и в самом устройстве пьесы Дмитрия Данилова, на что обратил внимание режиссер проекта. Ведь обычно главные вещи происходят в финале, но здесь событие пропущено. «Впрочем, если вы думаете, что мы сейчас все расшифруем, то нет, мы тоже не знаем, что закладывал драматург», – призналась Татьяна Тимофеева зрителям.

Ещё абсурднее!

С обсуждения «Чёрной пурги» Анастасии Букреевой в середине февраля ушло больше половины зрителей, а оставшиеся долго не могли сформулировать свои впечатления. Пьеса, написанная в ковидном 2020-м и отмеченная критиками, повествует о командировочном по фамилии Свердлов, застрявшем в городе N, в котором угадывается Норильск. По заданию компании он приехал расследовать гибель шахтера, но вместо этого бродит между местным музеем, магазином и кафе, где разговаривает об одном и том же с местными жителями, преисполнившимися фатализма, ведь все они в душе шахтеры. На город надвигается черная пурга.
Как отметила одна зрительница, в пьесе Букреевой поверхностно заявлено множество тем: тут и русская тоска, и сталинские репрессии, и миф о шахтере, и твин-пиксовская атмосфера маленьких городов, и медведь как символ то ли стихии, то ли Вселенной.
Что касается пьесы Мрожека «Стриптиз», которую зрителям представят в апреле, то о ее сюжете театр сообщает: «Двух героев, неожиданно оказавшихся в неизвестном и мрачном месте, объединяет лишь одно – оба они четко знают, куда и зачем они направлялись и что они хотели от жизни. С первых минут кажущиеся близнецы, в итоге они оказываются идейными противниками. Но для обоих случившееся – непонятно, а будущее – неизвестно».

Фоторепортаж