Почему стоит посмотреть фильм «Тихое место. История М»

18:40, 29 сентября 2024г, Культура 141


Почему стоит посмотреть фильм «Тихое место. История М» Фото №1

Сколько бы страшилок ни снимали режиссеры про мир после ковида или после войны, каждая найдет своего зрителя. А если еще картина сделана талантливо, то тем более.

Ребёнок листвы

Фильм «Тихое место. История М», снятый в 2023 году режиссером Варданом Тожией, заставляет задуматься о настоящем, хотя сюжет у него фантастический. Мир накрыл какой-то вирус, города разрушены, уцелевшие от заразы скрываются, кто где может. Где-то в лесу Северной Македонии прячутся от зомби отец и сын. Сына зовут Марко. Папа на грани безумия, даже спит с винтовкой в руках. Мальчик – в своем мире. Когда папа напивается, Марко включает плейер, надевает наушники, рисует и думает о том, что ребенок листвы когда-нибудь встретит свою фею.

Отец пытается научить сына всему, что знает и умеет сам: ходить по лесу неслышно и стрелять из оружия. И вот восьмилетний малец встречает в лесу ровесника – Мики. В тот момент у него еще была мама, но отец Марко ее убивает, поскольку она заражена. Затем и сам отец начинает превращаться в зомби. Дети остаются один на один с лесом, полным монстров. Отец дает наказ Марко – идти в каменную долину и искать свою фею. По дороге им попадаются люди, но все они одержимы, кто-то страхом, кто-то психическими заболеваниями. В какой-то момент Марко остается один, его друг погибает, отвлекая внимание солдат на себя.

И вот когда уже мальчик совсем лишился надежды, когда плотная цепь зомби сжимается вокруг него, на помощь приходит обещанная фея. Правда, она в камуфляже солдата и должна уничтожить малыша, поскольку он ранен. И тут мы узнаем, почему, собственно, фильм называется «Тихое место. История М». Оказывается, что «М» – это особая метка на руке Марко, благодаря которой его оставляют в живых. Возможно, он привит от вируса, или еще какая-то причина спасает его. В фильме это не объясняется. В общем, в финале наступает относительный хеппи-энд.

Фея в камуфляже

Теперь о кинематографических приемчиках в фильме.

В начале картины минут пять гнетущая тишина и темнота. Давящее пространство лачуги с зашторенными, давно не мытыми окнами. Угрюмый пьяный отец с ружьем, грустный мальчик.

После этого в пространство экрана врывается масса солнца и зелени. Возникает ощущение праздника и торжества добра и справедливости, пока не появляются зомби.

Вкраплением в кино идет мультипликация. Это Марко рисует поверх страниц единственной книги своих героев и озвучивает, что с ними происходит. Главный герой рассказа мальчика, судя по всему, списан с него самого. Малыш весь покрыт листвой, и в зависимости от того, что происходит с Марко, герой на картинке то сжимается в комок, то вновь обретает уверенность в себе.

Конечно, режиссер не обошелся без «перевертыша». Марко сначала боготворит отца как единственного родного человека и защитника. Затем он находит планшет с записью разговора матери и отца и делает вывод, что отец – чудовище. Да еще видит воочию, как тот убивает мать Мики. Ночью он решается на побег, собирает рюкзак и приковывает наручниками отца к кровати. После оказывается, что мать в момент записи уже была заражена и превращалась в зомби, так же, впрочем, как и мать Мики.

Есть трагикомичная сцена, когда двое мальчиков, выбравшись из леса, идут по дороге, видят человека с ружьем, прикемарившего на стуле у своего дома, просят у него поесть. Говорят, что идут в каменную долину. Он им дает поесть, но отказывается их проводить в город:

– Не могу оставить их. Дети! – указывает он на свой дом, откуда доносится стук, скрежет и душераздирающие крики зомби.

Страшилки в картине не то чтобы жуткие, к ним мы уже давно привыкли в американском кино. Весь фильм снят в миноре, много сцен, демонстрирующих последствия апокалипсиса, и невольно задумываешься над тем, как ты будешь жить, с чем останешься, если у тебя не будет родных, друзей, вообще адекватного окружения, не говоря уже о таких элементарных вещах, как продукты, чистая одежда, горячий душ, гаджеты, Интернет...

По поводу доброй феи в камуфляже, которая спасает ребенка, тоже мнение неоднозначное. Она – солдат. И видя, что мальчик ранен, а значит, заражен, извиняется перед ним и хладнокровно наводит на него оружие, и только когда он начинает тянуть к ней свои ручонки, передумывает исполнить приказ, ведь на руке Марко – заветная метка в виде буквы «М».

Еще одна важная подробность в кино: Мики играет актер с отставанием в развитии. И это дает роли новый импульс. Парня очень жалко, его беспомощность в кадре перед всеми, кто хочет навредить его герою, не наигранна.

С Мики связан один из интереснейших моментов в картине. На пути мальчикам встречаются люди с оружием, они садят подростков в тамбур машины и везут к хозяину, более умному и могущественному, чем они. Тот, возомнив себя мессией, решает уничтожить детей, чтоб у мира не было больше надежды на возрождение. Он решил, что бог послал болезни не напрасно. Но им удается бежать.

И все же фильм, как ни крути, мотивирует наслаждаться тем, что у тебя есть здесь и сейчас, жить в моменте и не унывать по мелочам.

Фоторепортаж