«Обыкновенное чудо» поставили в Молодежном театре Алтая

16:06, 14 апреля 2016г, Культура 3130


1
1

Новая постановка Молодежного театра Алтая «Обыкновенное чудо» собирает аншлаги. Причин тому, кажется, две: всенародная любовь к одноименному фильму Марка Захарова (и пьесе Евгения Шварца) и персона режиссера-постановщика – уроженца Алтайского края известного актера Ивана Стебунова.

Для него барнаульский спектакль является полноценным режиссерским дебютом на театральной сцене. В дни премьерных показов он не играл в своем спектакле, но в театре обещают, что в мае Стебунов исполнит одну из главных ролей – Хозяина или Медведя.

Наверное, эти слова должны быть знакомы почти каждому, кто вырос в нашей стране: «Обыкновенное чудо» – какое странное название! Если чудо, значит, необыкновенное! А если обыкновенное, следовательно, не чудо. Разгадка в том, что у нас речь пойдет о любви». Разумеется, говоря о спектакле, фильм Захарова стоило бы выкинуть из головы – они не могут, да и ни в коем случае не должны быть похожи, а значит, и сравнивать их нет смысла. Загвоздка в том, что зрителю новой постановки МТА лучше быть знакомым если не с пьесой Евгения Шварца, то хотя бы с фильмом по чисто техническим причинам: режиссер слегка запутал простой сюжет. Впрочем, обо всем по порядку.

Затеяв шалость, могущественный волшебник превращает медведя в прекрасного юношу, которого может расколдовать теперь только поцелуй влюбленной Принцессы. А потом волшебством заманивает к себе в гости путешествующего короля с дочерью и большой свитой. Полюбившие друг друга с первого взгляда Принцесса и Медведь вместе быть, очевидно, не могут, но и друг без друга слишком страдают. Но после множества испытаний происходит чудо и поцелуй Принцессы так и не превращает юношу в ужасного дикого зверя.

«Говорящие» костюмы

Режиссерский дебют Ивана Стебунова – спектакль минималистичный по оформлению (над ним работал томский художник Виктор Акимов). Мы видим помост, поднимающийся под углом, боковые колонны сплошь облеплены какими-то записками, а позади сцены в нужные моменты загораются редкие синие звезды – вот почти и все. Другое дело – костюмы: они детализированы, весьма выразительны и исчерпывающе объясняют характер героев. Вот Хозяин, он же волшебник в обычном сером свитере, сером же плаще и шляпе. Он, кажется, хотел бы стать неприметным, честно пытаясь «остепениться» (по этой же логике, кстати, главный волшебный персонаж этой истории – юноша Медведь – одет во что-то современное, невыразительно-серое, и выглядит вообще обычнее всех).

Играющий волшебника актер Виктор Синицин свой нарочито обыденный образ взрывает изнутри экспрессивной игрой. На обожаемую свою жену (Галина Чумакова) он буквально не может надышаться: когда Хозяйка распекает его за очередную волшебную шалость, он с блаженной улыбкой не то страстно, не то одышливо хрипит, бессильно помахивая руками. Порывистая и честная Хозяйка, впрочем, тоже неспроста, намекает нам художник: невинный белый фартук надет поверх длинного темно-красного платья.

Еще чудеснее разношерстные наряды гостей, составленные из деталей разных эпох. Одна из двух придворных дам одета в условно сказочное атласное платье, а другая как будто вернулась с отвязного корпоратива. Принцесса Анастасии Лоскутовой – прелестное нежное дитя, облаченное в расшитый шнурами гусарский доломан, панталончики и нежнейшую розовую шифоновую юбку (ее она в свое время отцепит, чтобы сбежать от родных и от горя в образе мальчишки). Ну а самой выразительной деталью в образе Короля (Игорь Бочериков) стала золотая корона с сильно погнутыми и местами отсутствующими зубцами, слегка напоминающая шутовской колпак.

Все действие спектакля сопровождает пара мимов (удивительно популярный ход в барнаульских постановках!). Они пританцовывают, маячат на заднем плане или просто сидят сбоку и наблюдают. Но при всей красоте их пластики они тут совершенно не нужны. Что было бы нелишним, так это изначально определиться с характером происходящего на сцене – это волшебная сказка, как завещано драматургом, надрывная мелодрама или же многозначительная притча, требующая от зрителя чуть отстраненного взгляда?

Вышли из тени

Здесь есть удивительно трогательный момент – первый разговор влюбленных, их объяснение, когда слова Медведя («Мне кажется, что все должны вас любить», «Вы красивы! Вы так красивы!») не то болью, не то слишком сильной радостью отзываются в душе юной Принцессы, непривычной к такой обескураживающей искренности. Она зажимает уши и чуть отходит крадущейся походкой. Но в дальнейшем их сценические взаимоотношения чаще балансируют на грани клоунады: вот они двое выходят к королевской свите в глухих черных очках и таращатся через них в зрительный зал. А вот решившая убежать от своей боли Принцесса надевает рыцарский шлем с тяжелым забралом, огромный, как ведро. Ближе к концу юная девушка, едва не умирающая от несчастной любви, появляется в белой шляпе поистине колоссальных размеров, украшенной, кажется, сказочным замком. Иногда эта чрезмерность идет на пользу делу, как в случае со свадьбой «назло всем». Решившая выйти за первого встречного Принцесса собирается венчаться с Министром-администратором в готичном черном наряде из лаковой кожи и шифона и жутковатой маске с широкой улыбкой, символизирующей, кажется, смерть. 

Режиссер решил отказаться от фигуры палача – в пьесе это почти что персонаж-символ с парой реплик, но символ все-таки важный (уж точно важнее мимов!). А вот то, что второстепенную пару рассорившихся влюбленных – Трактирщика и Эмилию – играют все те же Виктор Синицин и Галина Чумакова, грозит совсем запутать зрителя и к тому же безосновательно заставляет нас воспринимать этих персонажей неудачливыми двойниками Хозяина и Хозяйки.

Однако несовершенство ряда режиссерских решений и ритма спектакля отчасти искупает актерская харизма. Многие отметили, что исполнителям главных ролей вполне удалось выйти из тени легендарных образов, созданных в конце 70-х советскими кинозвездами. Например, Король Игоря Бочерикова – совершенно не тот очаровательный, вспыльчивый, но мягкотелый бормотун с голосом Винни-Пуха, которого сыграл Евгений Леонов. Хоть страшная фигура палача в спектакле так и не появляется, благодаря игре Игоря Бочерикова мы вполне можем допустить, что вот этот вежливый и симпатичный правитель действительно временами одержим духами своих предков-тиранов, непредсказуем и теоретически способен на что-нибудь плохое. Столь же цельный образ создал и Евгений Быков, сыгравший циничного Министра-администратора, казнокрада и пошляка. Для него придумана замечательно смешная сцена, когда он объявляет о своей помолвке с Принцессой и по одному снимает с Короля сверкающие перстни, надевая их на себя. И обязательно запомнятся зрителям волшебник с женой – порывистые, эмоциональные и влюбленные.

фото предоставлены МТА

Фоторепортаж