Евгений Нечепуренко рассказал, каким будет для журналистов наступивший 2020-й

13:35, 13 января 2020г, Общество 2726


1
1

Фото Андрей КАСПРИШИН

Путь, который прошли СМИ России с 13 января 1703 года, когда вышел первый номер «Ведомостей», не был ни прост, ни гладок. Этой дорогой всегда шли люди яркие, талантливые, умеющие разглядеть факт, осмыслить событие и рассказать о нем так, чтобы люди внимали и думали. С этой точки зрения журналистика за три с лишним века изменилась мало, в этом уверен начальник управления печати и массовых коммуникаций Алтайского края Евгений Нечепуренко.

Фильтруй!

– Евгений Анатольевич, как в цифровую эру живется бумажным газетам?

– При росте электронных СМИ падения тиража у печатных не избежать, это тренд общемировой, российский, краевой. Плюс расходы на бумагу, печать, дистрибуцию, услуги «Почты России», тариф которых в цене подписки достигает 70%. При этом у малой журналистики, муниципальных изданий, нет такого запаса прочности, как у ведущих брендов России и края. Иные районки держатся за счет редактора, как в «Трудовой славе» Угловского района. Там не могут найти пишущего сотрудника на приличную для села зарплату. Опытная Тамара Яковлевна Пяткова, воспитав многих журналистов края, столкнулась с такими проблемами. Но они решаемы, районки будут жить.

– С чем связано изменение вектора читательского спроса?

– Главной причиной принято называть снижение покупательской способности подписчиков, но это не так, цена подписки на региональные и муниципальные издания невысока. Важнее то, что всю информационную повестку пользователь может сейчас получать быстро и бесплатно в соцсетях и на интернет-каналах. Другой вопрос – качество информации. За него приходится переживать. Публикуя сообщения анонимно, иные авторы считают себя свободными от ответственности перед читателем. Отсюда массовая генерация негатива и некорректной информации. Здравомыслящий читатель фильтрует ее, да и авторство при желании установить возможно. С развитием электронных площадок у власти появилась возможность оперативного реагирования на проблемы.

Сообщающиеся сосуды

– Какие меры поддержки  СМИ работают в Алтайском крае?

– Региональные издания получают поддержку бюджетов Федерации и края, через госконтракты, конкурсы. «Змеиногорский вестник», например, получатель миллионных грантов. Но на такой успех надо много работать, реализовывать социально значимые проекты. Государственные контракты – это не пиар власти, а возможность поддержать сельскую и региональную прессу. Такие материалы носят,  как правило, справочно-информационный характер. Подняв подшивки, мы узнаем, например, о ремонтах и строительстве дорог,  переселении граждан из аварийного жилья, о туризме, инвестициях, жизни многодетных семей, мерах поддержки социально уязвимых групп граждан, реализации нацпроектов, обороте ТКО.

– Раньше газеты доходами от рекламы поддерживали свои сайты, теперь, наоборот, печать нередко существует за счет интернет- ресурсов. Стабильна ли такая система, на ваш взгляд? 

– Появление порталов при печатных СМИ – это не дань моде, а отражение процессов, происходящих на медиарынке. Я помню, как десять лет назад мы начинали это направление. С какой неохотой шли на это редакции районных газет! Даже сейчас свои сайты есть у 56 районок из 67. И лишь половина серьезно занимается их развитием. Есть газеты, которые работой на сайте закрывают немалую долю финансовых потребностей предприятия. На мой взгляд, по мере развития технологий цифровые платформы будут трансформироваться, улучшаться.  

«Пылесос для комментов»

– «Районки» говорят сейчас о возможном объединении муниципальных СМИ по кустовому принципу. Оправданно ли это?

– История не нова. Каждый раз, когда подкатывает очередная волна кризиса, возникают такие идеи, диктуемые складывающимися обстоятельствами. Увы, кадровый дефицит коснулся и нашей отрасли. В иных сельских редакциях  работают только журналисты пенсионного возраста. И если вдруг случится так, что газету некому будет издавать, опорой станут ближние территориально СМИ. Речь идет только об этом. Объединение возможно как вынужденная мера, но с точки зрения экономики объединенная редакция может стать интересной моделью.

– Назовите наиболее важные события медийной жизни края 2019 года.

– Это прежде всего цифровизация телевидения, она пришла в каждый населенный пункт края. Мы пока не до конца оценили масштаб технологического прорыва. До него во многих селах телевизоры принимали лишь две-три программы. Сейчас одним махом люди получили 20 каналов ТВ, три – радио, звук и картинку – в высоком цифровом качестве. Телеканал «Катунь 24» впервые начал вещание на всей территории края в окнах федерального канала «ОТР». Начал вещать телеканал «Толк». Впервые прошел пресс-тур «Алтайские объятия» с участием журналистов федеральных СМИ. Мы прошли нашу Обь от точки слияния Бии и Катуни до Барнаула, увидели, как возрождается этот водный путь, организуются грузоперевозки, сохраняется биоценоз сибирской реки, чистота ее бассейна и берегов, как живут люди. Для многих федералов Алтай стал открытием. Думаю, такой формат общения со СМИ России надо развивать.

Получил развитие аккаунт губернатора края Виктора Томенко в «Инстаграме». Без преувеличения – это явление в системе общественных связей.

– Каким будет для журналистов наступивший 2020-й?

– Суть журналистики остается прежней, к ней добавилась лишь тема развития электронных площадок массовых коммуникаций. Сутью нашей работы была и остается ответственность за каждое сказанное слово. Его цена всегда была высокой, а сейчас, когда власть на всех уровнях открыта для населения, для прессы – особо. 2019 год прошел под знаком внедрения и развития системы «Инцидент-менеджмент», программного комплекса поиска обращений и комментариев граждан в адрес ведомств и местного самоуправления. Проще говоря, он «пылесосит» все комменты в сетях, от качества расчистки улиц от снега до закрытия сельского магазина или учреждения. Все инциденты обрабатываются и доводятся до муниципалитетов или региональных органов власти. Там изучают ситуацию и решают проблемы. В неделю мы обрабатываем 300-400 инцидентов, их число выросло за полгода в два раза. Видя реакцию властей, люди оценили эффективность такого инструмента влияния на нашу жизнь. Для нас это канал обратной связи с муниципалитетами. Так, редкий пост губернатора края на его страничке в «Инстаграме» обходится без доброй сотни комментариев. Люди благодарят, просят помочь, ставят проблемы. Но есть и обратная сторона медали. Всем нам, исполнителям и комментаторам, надо постигать науку корректного диалога, этику общения в Сети. Мы на старте формирования этой культуры, над ней и будем работать.

Справка

В крае, по данным на конец 2019 года, зарегистрировано 243 СМИ, в том числе 158 печатных изданий, 85 – электронных,  67 муниципальных газет. Среднеразовый тираж 2019 года – около 180 тыс. экз. Аудиторий интернет-порталов СМИ: телеканал «Катунь 24» – свыше 5,5 млн посетителей и 16 млн просмотров, «Алтайской правды» – более 7 и 21 млн соответственно. Совокупное число подписчиков муниципальных изданий в соцсетях – 120 тыс. Издания региона входят в «Золотой фонд прессы» и топ «Десять лучших газет России».

Мнения в тему

Михаил Беднаржевский, зампредседателя Союза журналистов Алтайского края:

– В медиапространстве России и края происходят сейчас одни и те же трансформации. Люди предпочитают читать новости с экранов смартфонов,  компьютеров. Традиционные СМИ оказались в ситуации неопределенности: старые методы организации работы неэффективны, новые алгоритмы пока не придуманы. Рекламные деньги перетекают из эфира и с газетных полос в Сеть. Рубли, ранее оседавшие в редакциях, перекочевывают в соцсети, к поисковикам, в карманы блогеров. Но есть и повод для оптимизма. Машины уже умеют писать новости, но вряд ли научатся рассказывать интересные истории, делать выводы. Так что потребность в журналистах сохранится. Будущее – за созданием контента для различных платформ, выстраиванием лояльных сообществ вокруг бренда СМИ, частичным переходом на социальную модель финансирования, новыми отношениями с рекламодателями. Редакции, принявшие вызовы времени, выживут и окрепнут. 

Алексей Уфимцев, газета «Каменские известия»:

– Из-за экономических проблем и дефицита кадров, когда в газете не остается сотрудников, скоро может встать вопрос объединения муниципальных СМИ в межрайонные издательства. Из-за того же кадрового голода неоднородна и интеграция редакций в цифровые потоки. Привлечь внимание читателей к цифровому продукту сложно с учетом потока конкурентов в соцсетях. Информация там зачастую сомнительного качества, но расходится быстрее и легче. Сложнее всего тем, кто не успел вскочить в несущийся поезд под названием «цифровое медиапространство».

Елена Нестеренко, газета «Алтайская нива»:

– Работая с журналистами районных газет, наблюдаю, как в профессию приходят новые люди. Пока в журналистике есть азартные и увлеченные, газеты будут читаться, ведь  «живые» материалы пробуждают интерес к происходящему, вовлекают читателя в поток событий. Что касается сосуществования сетевых и печатных СМИ – есть симбиоз этих инструментов и понимание, какие задачи решает каждый из них. Интернет – это оперативность подачи информации, быстрая редактура, интерактив. Печать – дань традиции (приверженцев периодики полно!), возможность порадовать читателей хорошим дизайном, качеством и достоверностью информации.

Фоторепортаж
Блоги