Тёмные аллеи

ПОПОВА Тамара

Тёмные аллеи

81

10:56, 26 июня 2024г

Нет, не про Бунина этот эмоциональный выплеск, а про Барнаул. Точнее, про нашу память о нем.

Культовыми местами своей юности 80–90-х барнаульцы называют, помимо речного вокзала и кафе «Петушок», в котором лабали первые доморощенные рокеры, еще и «улицы первых шагов», любимые аллейки с ажурной аркой из густой листвы берез и тополей. Весной они дурманили голову ароматом клейких почек, в летний зной спасали от солнца, а осенью убаюкивали золотым шепотом. Начитавшись Сенкевича, его «Камо грядеши», мы понимали, как прекрасна идея, дошедшая к нам из Древнего Рима, – обсаживать дороги деревьями.

Легионеров, отправляющихся в поход, они защищали от жары и нападений, возможных на открытых пространствах. Укрепляли корнями грунт, продлевая срок службы дорожного покрытия (Аппиевой дороге, к примеру, 2300 лет). Радовали души птичьим пением. Поглощали шумы и дорожную пыль. Словом, с какой стороны ни посмотри, сплошная польза. Об этом знали и благоустроители Барнаула в прошлом веке. Что случилось сейчас? Куда исчезли древние знания? 

В краевой столице появились новые уголки отдыха, романтические скверики, пешеходные зоны. И можно было бы назвать прекрасным барнаульский Арбат, не будь он таким «лысым». Не дай бог оказаться там в зной без шляпки – тепловой удар обеспечен. Все чаще с началом лета звонят в редакцию жители новостроечных районов с жалобами на отсутствие деревьев. Дом построен – застройщик уходит, оставив в качестве озеленения лишь чахлые прутики. Когда это они еще станут деревьями, способными давать горожанам кислород, прохладу, покой?! Барнаул 80-х – это не Древний Рим, конечно, и не Тульская губерния XIX века, о которой писал Бунин. Но дышалось нам легче, и летней прохлады было больше во времена, когда деревья были большими.

Фоторепортаж