«А завтра будет война?»

День 22 июня 1941 года радовал барнаульцев теплом и омытой дождем зеленью. Мы – дети (мне было 10 лет) улицы 4-й Алтайской (ныне Песчаной) с удовольствием босыми ногами месили мокрый песок. Если ноги увязли по колено – это сапоги, по щиколотку - ботинки.


Окна в домах были открыты настежь, впуская свежий после дождя воздух в дом. Я подбежала к окну нашего дома, чтобы попить воды и увидела плачущую маму и молча сидящих четверых старших сестер. Я спросила: «А что случилось?» Мама ответила: «Доченька, война! На нас напали фашисты». Я решила сообщить новость друзьям и с криком: «Война! Война!» побежала к ним. Они спокойно уточнили «Кому война?» и продолжали свои детские игры. Вечером я спросила у мамы: «А завтра тоже будет война?» Она ответила, что война будет до тех пор, пока наша армия не прогонит врагов с нашей земли.


По-настоящему нам стало понятно, что такое война, когда мальчики-выпускники школы вместе с отцами и старшими братьями уходили на призывной пункт, а их провожала плачущая семья.


«Черная тарелка» – радио каждое утро сообщала: «После ожесточенных и упорных боев наши войска оставили город…»


Барнаул стал городом глубокого военного тыла. Сюда приходили эшелоны с оборудованием заводов и рабочими, эвакуированными из районов войны. Людей подселяли к жителям города. К нам пришла жить рабочая из Подольска. Муж у нее ушел на фронт, с ней была дочь 2 лет. Мы их приняли в свою семью, которая выросла до 11 человек.


Ввели карточную систему на продукты, талоны на воду, отключили от домов электричество, оно стало нужным для работы новых заводов. Не стало в городе и пассажирского транспорта.


О жестокости фашистов сообщалось по радио. Мы всем классом плакали, когда читали статью в «Комсомольской правде» «С петлей на шее», в которой писали о подвиге комсомолки Зои Космодемьянской. Там была фотография казни и стихи, строки из которых помню до сих пор: «…босиком в одной рубахе белой Зою выводили на мороз. И своей летающей походкой шла она под окрики врага, тень ее, очерченная четко, падала на белые снега…»


В школах ввели раздельное обучение, наша школа стала женской средней № 27. Довоенное помещение школы было отдано под госпиталь, а помещениями школы стали два двухэтажных дома с печным отоплением.


Дрова готовили летом. Мы, девочки, вылавливали прибитые к берегу Оби бревна. Силенок было мало у голодных детей. Недостаток в питании переносить было очень трудно, особенно первое время.


Главные продукты - хлеб и картошка - стали большим дефицитом.


Вытаскивание бревен из воды для девочек, у которых вес был около 30 кг, это был тяжелый труд, но мы знали, что не будет дров, не будет зимой тепла. Однажды чуть не произошел трагический случай. Девочка поскользнулась и упала под рядом плывущее бревно. Ее спасли длинные косы, за которые мы успели ухватиться и вытащить ее. Бревна грузили на тягач и увозили на школьный двор солдаты воинской части, расположенной в казармах на Ленинском проспекте. По просьбе директора школы Галины Иосифовны Юдалевич они взяли над нами шефство.


На школьном дворе бревна распиливали, кололи и складывали в поленницу. Этих дров, конечно, не хватало на всю зиму, приносили по полену из дома, но все равно в сильные морозы на уроках сидели в пальто.


Трудно было найти замену тетрадям, но мы нашли выход – покупали брошюры, изданные до войны, и писали между печатными строчками.


Школьные учебники не переиздавались. Учились по тем, которые продавали на барахолках. Приходилось зарабатывать для этого деньги. Ребята нашей улицы подменяли взрослых на пастбище коров, которых выгоняли за город. Под палящим солнцем, в дождь, зачастую без еды, угоняли уличное стадо на целый день. Беда была, когда на стадо налетали оводы, коровы от укусов бесились и разбегались. С трудом собирали их в стадо, домой потом шли еле передвигая ноги.


Отправляли нас в пригородные хозяйства на уборку урожая, но в основном на сенокос, так как голодных детей на овощи пускать было опасно. Спали в сараях на сене, ели сваренную на костре пшеничную кашу, наполовину с семенами сорных трав.


Иногда вечером деревенские бабушки приносили нам вечером трехлитровую банку молока. Они говорили, что не могут смотреть на наши худые фигурки без жалости.


К учебе относились серьезно. Считали, что хорошая учеба – наш долг перед теми, кто воюет на фронте и трудится для фронта в тылу.


Наши учителя во главе с директором Галиной Иосифовной Юдалевич старались облегчить наши порой недетские беды и заботы. Вера Константиновна Задирако, Вера Ивановна Лыхина, Ирина Александровна Бычкова, Анина Максимовна Рябова – наш любимый классный руководитель и другие были для нас образцом благородства и культуры. С 8 класса они стали обращаться к нам на Вы. Глядя на их скромные, но всегда отглаженные платья с кружевными воротничками, мы старались подражать им. И наши школьные платья коричневого или темно синего цвета, сшитые из крашенных кусков ткани, раздобытой родителями и с белыми воротничками и манжетами. Черные рабочие и белые праздничные передники дополняли нашу школьную форму.


Маленькие помещения школ были тоже обустроены так, что мы не спешили домой. В классах было чисто, в коридоре стояло пианино, где на переменах подбирали музыку и разучивали новую хорошую песню из кинофильма.


Мы готовили литературные вечера. Сколько было порвано струн на гитаре учительницей по химии Евстолией Георгиевной, пока мы разучили цыганские пляски и песни в постановке «Цыгане» А.С. Пушкина.


На литературные вечера мы приглашали мальчиков – учеников мужской школы № 1. Они приглашали нас на свои праздники.


Казалось, тяжелым временам не будет конца. Но вот наша «черная тарелка» красивым голосом диктора Левитана начала сообщать: «От Советского Инфорбюро… наши войска перешли в наступление по всем направлениям, освобождая родную землю от фашистских оккупантов!»


А рано утром, 9 мая 1945 года мы услышали долгожданное: «Победа! Берлин взят, война окончена!»


Город утонул в кумаче. День выдался теплым, солнечным. В школах отменили уроки. Люди на улицах не шли, а бежали навстречу друг к другу, обнимались, вытирали слезы радости, часто смешанные с горькими слезами об утрате родных людей, которые никогда уже не увидят того, за что они отдали свои жизни.


Война заставила нас, детей войны, рано повзрослеть, думать и поступать по-взрослому, понимая, что по другому нельзя. Наши детские души пережили все тяжелые времена, но не озлобились, а, наоборот, стали понимающими свои и чужие горести и проблемы.


Приехал солдат с фронта домой. Ехал в теплушке, набитой солдатами, которым от радости было не до сна. Шел домой по проспекту Красноармейскому от вокзала на Гору. Сел на углу нашей улицы отдохнуть да и уснул. Сестра моя несла воду из колонки, увидела на земле спящего солдата, а вокруг него крутятся подростки. Решила разбудить его, но сон был очень крепкий. Мамы нашей в это время дома не было. Сестра пришла и сказала нам, что ночью солдату будет холодно, да и окружившие его ребята ей не нравятся. Решили забрать солдата к себе в дом. Взяли большой половик, завалили на него солдата, взялись за углы (нас было четверо девочек) и потащили. 50 метров до дома мы одолели, а вот 8 ступенек крыльца можно сказать «брали штурмом», но в кухню мы солдата занесли.


Проснулся ночью, не мог понять, где он. Мама ему объяснила, как он попал в наш дом. Солдат, глядя на нас, удивлялся, как мы сумели с ним справиться, был очень благодарен. И через неделю с женой пришел к нам в гости, в знак благодарности принес 5 кг яблок, которые купил на плодово-ягодной станции (ныне институт им. М.А. Лисавенко). Мы им были очень рады.


Перед нашим поколением было поставлено много задач по восстановлению разрушенной войной страны. Строить БАМ, осваивать целинные земли, космос и многое другое.


Я – ученый агроном. Начала работать во вновь организованном Чесноковском молочно-овощном совхозе агрономом отделения. Здесь мне довелось осваивать целинные земли и вырастить высокий урожай пшеницы. За что получила первую правительственную награду «Медаль за освоение целинных и залежных земель».


Крайсельхозуправление сочло, что я, окончившая плодоовощной институт им. И.В. Мичурина в г. Мичуринске, принесу больше пользы в овощеводстве Сибири и предложили перейти на работу научным сотрудником Западно-Сибирской овощной опытной станции.


На станции я занималась селекцией белокочанной капусты, вывела 7 сортов. Разработала агротехнику высоких урожаев семян капусты, безрассадного способа выращивания капусты. Помогла овощным совхозам Сибири освоить методы высоких урожаев. На основании своих опытов защитила диссертацию на звание кандидата сельскохозяйственых наук. За внедрение научных достижений в производство мне присвоено почетное звание «Заслуженный агроном РФ».


Награждена орденами Знак Почета, Трудового Красного Знамени и многими медалями. Лауреат краевой премии в области научных достижений.


Наше поколение умело хорошо трудиться, покорять трудности, весело отдыхать. Мы радовались полученной квартире, появлению в доме черно-белого телевизора, возможности иметь в доме телефон и многому другому.


ТУЛУПОВА Анна Алексеевна, г. Барнаул.

Фоторепортаж
Блоги