А может, это революция?

В Алтайском крае создан российско-американский противораковый центр

00:00, 29 июня 2013г, Медицина 1771


А может, это революция? Фото №1

Наверное, ни для кого не секрет, что в настоящее время одной из наиболее важных мировых проблем являются онкологические заболевания. По словам ученых, именно эта проблема на сегодня опередила все остальные, поэтому специалисты особенно активно занимаются поиском путей ее решения. Алтайский край обгоняет общероссийские показатели по числу онкологических больных. При этом наш регион вполне вероятно может оказаться в лидерах в борьбе с раковыми заболеваниями. 27 июня в онкологическом центре «Надежда» было подписано положение о создании российско-американского противоракового центра на базе Алтайского государственного университета.

Основная и самая заветная цель, которую ставят перед собой ученые, – справиться со всеми видами существующих нынче онкологических заболеваний. И предпосылки к реализации этого амбициозного проекта имеются. Директор центра инновационной медицины Аризонского университета Стефен Джонс предложил новый подход к решению данных вопросов.

Дело в том, что мир традиционно пытается решить проблему онкозаболеваний через три направления: профилактику, диагностику и лечение. Однако движение происходит крайне медленно. Причина в следующем: долгое время рассматривалась профилактика отдельных нозологий (классификации). А оказалось, что, к примеру, рак шейки матки – это десяток заболеваний, вызванных различными вирусами. Для того чтобы успешно лечить рак, необходима как можно более ранняя диагностика. Сегодняшние методы исследований позволяют распознать и зарегистрировать опухоль на уровне 2-3 мм. Однако одно исследование (а их необходимо несколько) стоит не один десяток тысяч рублей. По понятным причинам невозможно проводить такие исследования повсеместно. Еще сложнее дело обстоит с лечением, потому что появившиеся недавно таргетные (направленные) препараты еще более дороги. По словам главврача краевого онкологического диспансера Александра Лазарева, одно введение такого препарата обойдется бюджету в 100 тысяч рублей. А требуется целый курс. Поэтому назрела необходимость в новых подходах.

Американский ученый Стефен Джонс предложил новую методологию исследования, которая направлена на выявление заболевания в тот момент, когда рака как такового еще нет и совершенно не обязательно, что он разовьется. Как пояснил суть этой методики член-корреспондент РАМН Яков Шойхет, речь идет о распознавании заболевания на молекулярном уровне:

- В человеческом организме появляются первые клетки, которые, мутируя, вызовут опухоль. Можно распознать их. В этот же момент в организме появляются антитела к этим инородным клеткам, которые также можно зарегистрировать. Кроме того (смертельным для человека, перенесшего рак, является не само заболевание, а метастазы), можно распознавать первые имплантированные раковые клетки у людей, уже перенесших первичное заболевание. По сути, это три абсолютно новых направления в борьбе с онкологическими патологиями. Это требует других дефиниций, или наименований, других подходов и, соответственно, массу фундаментальных исследований. Этими вопросами и будет заниматься российско-американский центр.

Главврач краевого онкологического диспансера Александр Лазарев назвал предложенные американским ученым методы революцией в медицине, так как успешная реализация этого проекта приведет к значительному удешевлению, а соответственно, доступности диагностирования населения. В настоящее время специалисты онкологического центра вынуждены работать с группами риска и исключительно через первичное медицинское звено (поликлиники). Это, во-первых, удлиняет время попадания пациента в онкологический центр, во-вторых, существенно ограничивает потоки больных.

Еще одно ноу-хау, предложенное американским ученым, – вакцина против рака.

- Наш университет трудится над этим уже 9 лет. Я считаю, что самая большая проблема не в том, будет ли она работать, а в том, как проверить, что она работает, ведь это профилактическая мера. Базовая платформа применима для всех видов рака. Однако, говоря о применении практическом, мы имеем в виду четыре основных вида: рак легкого, молочной железы, ободочной кишки и предстательной железы. В данный момент проведены первые исследования на животных. Полагаю, с помощью российских ученых нам удастся добиться хороших результатов, поскольку здесь есть клиническая база и заинтересованность людей в нашей совместной работе, - рассказал Стефен Джонс.

Известно, что онкологические заболевания по природе своей генетическая и иммунологическая патология. Всегда при возникновении опухоли имеются генетические поломки. На сегодняшний момент они уже известны ученым – существует 13 раковых симптомов.

- Ярким примером будет Анджелина Джоли. У нее случилась поломка первого этапа (а для возникновения рака должно пройти последовательно пять – семь). Однако, удаляя орган, в котором возможно появление опухоли, мы рискуем вообще остаться без органов. Поэтому мне импонирует подход Стефена, это может радикально изменить ситуацию с раком. Но нужно сказать, что проблема через профилактическую вакцину будет решаться долго. Это, безусловно, оправданный подход, но сложный. А вот ранняя диагностика через иммуносигнатуры - это оригинальный ход. То есть мы можем зарегистрировать антитела на уровне единичных молекул. Пока современные методы не позволяют этого сделать, но институтом в США разработаны подходы, которые помогут реализовать идею, - считает Александр Лазарев.

У каждой страны в этом проекте есть свои сильные стороны. У ученых США это хорошая оснащенность и развитие наук, развитие молекулярной генетики. Алтайские ученые могут предоставить мощную клиническую базу. Не стоит понимать под этими словами большую массу болеющих раком пациентов, над которыми будут проводиться разнообразные опыты. Клиническая база - это прежде всего диагностические и морфологические возможности, банки данных по опухолям, реестры и, наконец, действительно пациенты. Как было специально разъяснено учеными, для исследований по новым методикам будет достаточно всего капли крови пациента, а соответственно, проведение исследования не окажет никакого влияния на самого больного.

- Все вместе и привело к естественному соединению двух направлений: фундаментального, на уровне молекулярной теории, и клинического, на уровне практического решения задач, связанных с переводом экспериментальных данных в прикладные, - подчеркнул Яков Шойхет.

Кстати, одномоментного чуда, с помощью которого удастся враз справиться со всеми видами рака, ждать не стоит. Ведь охватить все и сразу не получится. Поэтому профессора пришли к единому мнению: начинать работу с уже известных и наиболее массовых видов рака, к примеру, молочной железы. Однако конкретика будет еще прорабатываться, как будут прорабатываться, к примеру, протоколы общих исследований, без которых невозможно начать практические исследования.

– Цель проекта – справиться со всеми видами рака. Предполагается разработка вакцины, которая сможет охватить как можно большее количество видов. Также будут приняты меры, чтобы диагностировать заболевание на самом раннем этапе, каждый вид в свое время. То же самое относится и к терапии. В конечном итоге предполагается охватить как можно большее количество видов онкопатологии. Однако это будет происходить постепенно. Мы будем брать один, работать над ним, затем другой, – пояснил Стефен Джонс.

Наконец, наверняка стоит обозначить, какое отношение к проблеме медицины имеет классический университет. Логичнее было бы базирование такого центра в медицинском университете. Однако, по словам алтайских ученых, это не совсем так.

- Уже давно известно, что для того чтобы получить прорыв в какой-то прикладной науке, нужен прорыв в фундаментальных исследованиях. Я оценил лаборатории классического университета и понял, что они соответствуют высоким требованиям, аналогов им в медицинском университете нет и вряд ли в ближайшее время они будут, так как их исследования проводятся в условиях клинических практик. Только на базе многофункционального подразделения можно провести серьезную научную работу. Здесь нет разделов по административным, территориальным или другим признакам. Здесь просто работают ученые над нашей общей проблемой, - рассказал Яков Шойхет.

Кстати, кроме алтайских и американских специалистов в проекте будут участвовать ученые Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН и Института клинической иммунологии СО РАМН Новосибирска. И пусть этот проект довольно амбициозен, но ученые на то и ученые, чтобы ставить перед собой сложные стратегические задачи и добиваться их решения. Тем более когда речь идет о человеческих жизнях.

Фоторепортаж