Майские выставки

00:00, 18 мая 2013г, Культура 1553


Майские выставки Фото №1

В настоящее время в Барнауле работает несколько интересных экспозиций, открывшихся в преддверии очередной «Музейной ночи». Корреспонденты «АП» расскажут о трех из них.

Весна и Победа в красках

В зале Союза художников работает выставка «Краски мая», на которой представлены работы не только профессиональных авторов – членов Союза, но и произведения художников-любителей и совсем молодых авторов из разных городов и районов края, прошедшие жесткий отбор. Тематика работ традиционна для весенней коллективной выставки: Великая Отечественная война и Великая Победа, весна и пробуждение природы. В конце концов, для художников это просто еще один повод показать новые вещи и напомнить о своих главных творческих удачах последнего времени. Именно на фоне этой выставки в субботу в Выставочном зале пройдут многочисленные мероприятия «Музейной ночи».

Открывает экспозицию галерея графических портретов ветеранов войны, созданных в разных техниках Аркадием Казанцевым, Евгением Скурихиным, Натальей Акимовой, Еленой Никитиной, Александром Потаповым, Алексеем Дрилевым. Последние несколько лет художники регулярно работали в краевом госпитале ветеранов, результаты – на стенах зала. Своего рода эпиграфом к этой части выставки можно считать милую карандашную работу Казанцева «Художники рисуют ветеранов», на которой этот процесс изображен со стороны.

Войне и Победе посвящены и работы художников-ветеранов Глеба Белышева (фронтовая зарисовка из блокнота), Михаила Будкеева («Звонница. Псков» и другие), «военные» и «мирные» работы Виктора Зотеева из собрания его семьи. Отголоском этой темы можно считать даже декоративную тарелку «Барнаул. День Победы» художника-прикладника Светланы Милантьевой, ее работы выставлены в витринах. А вот создать весеннее настроение традиционно лучше всего удается женщинам. Здесь можно упомянуть, например, живопись Ирины Щетининой и Ольги Яуровой, монотипии бийчанки Фаины Смоляковой «Лазурный берег Франции» и «Милан. Домский собор» и эффектный батик Юлии Кикоть.

Азартные лауреаты

В арт-галерее Щетининых открылась выставка алтайских лауреатов и дипломантов состоявшейся недавно межрегиональной выставки-конкурса «Аз.Арт. Сибирь-2013». Идея экспозиции у Анатолия Щетинина появилась спонтанно, хотя и стала вполне логичным продолжением политики галереи по поддержке молодых талантов. Дело в том, что художники Щетинины постоянно содействуют проведению выставки-конкурса (столь масштабный проект и невозможно организовать иначе, как всем миром), а в последний раз даже учредили собственную премию и вручили ее двум участникам конкурса – живописцу и педагогу Наталье Ямковой (Плохих) и графику Ивану Быкову. На скромном открытии (скромном лишь потому, что девять авторов, похоже, забыли пригласить своих друзей) Анатолий Щетинин благодарил участников за то, что поддержали идею такой экспозиции, и обещал по итогам выставки издать буклет:

– Вам сейчас сложнее, чем молодым художникам в советские времена, потому что государство вас не поддерживает. Так что выставка – это дополнительная пропаганда вашего творчества, и мне бы хотелось, чтобы вы помнили, что после окончания следующего межрегионального конкурса снова будет выставка алтайских лауреатов.

Главный организатор «Аз.Арта» (а также его многократный лауреат) график и педагог Николай Зайков поблагодарил Анатолия Щетинина за предоставленную молодым авторам возможность еще раз показать свои работы. «Да, в наше время художникам трудно, и все присутствующие здесь авторы давным-давно это почувствовали. С другой стороны, сегодня в Барнауле есть много площадок и выставиться в принципе не проблема. Другой вопрос – в какой ситуации и в каком пространстве. И в этом отношении галерея Щетининых – одна из самых активных площадок, очень известная и имеющая свою публику. Для молодых авторов весьма почетно присутствовать в качестве экспонентов в этом пространстве», – отметил художник. Кроме того, он выразил надежду, что конкурсный проект, который проходит в нашем крае раз в два года, и дальше будет развиваться благодаря грантовой поддержке губернатора. В этом году, например, эти средства позволили издать хороший каталог и пригласить авторитетное жюри.

Что касается самой экспозиции, то ее отличительная черта – обилие любопытной графики, представленной именами самого Николая Зайкова, а также Ивана Дмитриева, Ивана Быкова, Никиты Пономарева, Александра Куркина (все они связаны с Институтом архитектуры и дизайна АлтГТУ). Присутствует также компьютерная графика Александра Гордиенко. Живописцев на «Аз.Арт» и, соответственно, на эту площадку делегировало Новоалтайское художественное училище. Его выпускница, а теперь педагог Наталья Ямковая заметила, что участие в конкурсе дало ей ощущение, что она двигается в правильном направлении. «Сначала я увидела, что на выставке много агрессии и кричащих работ, на фоне которых моя живопись потерялась. Но потом я поняла, что и среди этого кричащего должна быть лирика, и вообще важнее всего жить в гармонии с самой собой. Нужно увидеть свои работы в общем контексте, можно искать новые пути, но главное для себя я решила: я должна оставаться в реализме».

Единство и противоположности

Еще один выставочный проект, возникший благодаря конкурсу «Аз.Арт. Сибирь», был презентован в четверг в павильоне современного искусства «Открытое небо». Экспозиция под названием «Новолуние» представляет эффектные работы двух молодых барнаульских художниц: живопись Лидии Азаевой и графику Полины Горбуновой. Девушки решили не устраивать торжество с поздравительными речами, пригласив только близких друзей и своих наставников, однако в итоге поздравить их пришли не последние люди в местном изобразительном искусстве. Возможно, у маститых художников и нашлись критические замечания по поводу отдельных работ, однако все сошлись во мнении, что эта выставка – прекрасная возможность познакомиться с двумя авторами, которые обладают очень запоминающимся и узнаваемым лицом.

Хотя при подготовке экспозиции их яркость и ни на кого непохожесть чуть не стали проблемой. По словам сотрудницы «Открытого неба» Елены Рублевой, попытки развесить работы Полины и Лидии вперемежку потерпели неудачу: графика и живопись отказались сочетаться. Зато когда зал разделили на две части, позволив авторам выступить крупными блоками, экспозиция неожиданно обрела единство. В конце концов даже начинает казаться, что это не «две выставки в одном зале», а некая общая история, просто рассказанная разными словами.

Работы Лидии Азаевой – это прежде всего энергия цвета и немыслимые сочетания красно-оранжевого с зеленым и нежно-голубым. Художница, по ее собственным словам, с детства любила рисовать цветы, а особенно любила красную краску, буквально закрашивая ею листы. Со временем она нашла хитрый способ подчинить себе красный, окружив его темным контуром, и теперь этот огонь сдержанно мерцает в портрете «Девушка на фоне любимой драпировки» и нескольких натюрмортах с вазами, цветами и фруктами. «Мои портреты скорее собирательные образы, чем реальные люди, – рассказала нам художница. – Вот в этой работе я неожиданно узнала саму себя. Это мой наклон головы, я часто вот так сижу у себя в мастерской… Насколько мои работы соотносятся с реальностью? Примерно пятьдесят на пятьдесят. Иногда я цепляюсь за форму, иногда за цвет, к которым потом подтягиваю реальность».

Графику Полины Горбуновой, для которой это уже вторая большая выставка, тоже иначе как яркой не назовешь. Ее листы умудряются притягивать взгляды, будучи совершенно монохромными, за счет жесткой структуры, выверенной, часто зеркальной, композиции и остроумного приема изображения людей. Как и большинство графиков, Полина работает серийно, циклами. «Меня к этому приучили в художественных студиях, а потом я сама поняла, что в одной работе можно решить некую формальную задачу, но сложно раскрыть большую идею, рассказать историю», – объясняет автор. Посему на выставке можно увидеть ее триптихи «Святки», «С той стороны зеркального стекла», листы из серии «Солнечное затмение», несколько иллюстраций к Льюису Кэрроллу и другие работы.

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж