Попадание в правду

В Барнауле состоялся II театральный фестиваль курсовых и дипломных работ «ШАГ»

00:00, 18 мая 2013г, Культура 1241


Попадание в правду Фото №1

Он вновь прошел на сцене театра музыкальной комедии, на этот раз – в рамках реализации концепции «Барнаул – культурная столица юга Сибири». Также в этом году проект выиграл грант губернатора края в сфере культуры.

Фестиваль завершен, осталось ощущение состоявшегося праздника. Но продлить послевкусие в этот раз надо на более долгий срок – следующий «ШАГ» случится лишь через два года. И многие театралы уже сожалеют о том, что нынешних участников творческого смотра в прежнем составе они не увидят. Ведь фестиваль – студенческий, а через два года ученики Тумашова, Ахреева, Пермякова уже покинут стены своих вузов…

Бесспорный факт

Но то, что фестиваль удался, факт бесспорный. Не могу сказать, что за четыре дня я повидала многих звезд барнаульской сцены на спектаклях. Честно говоря, исключая «прописанных» здесь представителей музкомедии, как-то не углядела артистов театров прочих. И ведь зря они игнорировали сие событие – у молодежи, оказывается, очень многому можно поучиться! А уж публика – и неискушенная, и искушенная весьма – получила ни с чем не сравнимое удовольствие. Многие так же, как заслуженная артистка РФ, лауреат Демидовской премии Любовь Августовская, совершили на этом фестивале для себя открытия. «Алтайка» уже рассказывала о спектакле «Со мной в главной роли», поставленном хореографом Ольгой Вернигорой. Вот как оценила Любовь Васильевна работу педагога и студентов АлтГАКИ:

- Я в полном восторге, я открыла для себя этих ребят! Ольга Вернигора меня удивила – такая фантазия у хореографа, движения она нашла неизбитые, нестандартные. Ребята замечательно владеют телом. Сидела и думала: откуда же хореограф такие движения берет? Их так много, и они раскрывают жизнь. Еще меня что покорило – пошлости не было совсем. Не было ничего лишнего, гадкого. Все было красиво! По большому счету это столичный уровень хореографии, это драматическая хореография. Не ожидала, что в Барнауле такое возможно…

А как выстроен сюжет: мы видим, какое наше время, какие мы все циничные. Как молодежь не слышит друг друга, перешагивает через людей. Они равнодушны, не замечают кровь и боль. Идея очень хорошая: люди, посмотрите, как вы живете, подумайте, как вы дошли до этого! Ребят все ломает и ломает, они, слепые, не знают, куда идти…

Говорят: вот они сейчас поставили спектакль и разбегутся потом, по окончании вуза. Но ведь обидно! Потому что именно этот спектакль нужен молодежи, а не ансамбли лубочные под гармошку, с колосками да подсолнухами. На этот спектакль если дети пойдут, то после него задумаются. Взял бы какой режиссер ребят под свое крыло…

«Лучше нет Кати из Тамбова!»

В «пластической фантазии страстей» ученики Олега Пермякова использовали только язык тела, и то, как студенты-нехореографы им владеют, поразило многих. Другие же представители АлтГАКИ, воспитанники Михаила Тумашова, не будучи артистами музыкального театра по своей специальности, тоже прекрасно двигались (а «афроамериканская» пара и танцевала!). Более того, юноши и девушки впечатлили публику исполнением вокальных номеров. «Мне самой семнадцать лет, и спроси любого, в Петербурге лучше нет Кати из Тамбова!» – редкий гость фестиваля забудет и эту песню, и ее исполнительницу. Настоящий искрометный, веселящий душу водевиль в лучших традициях жанра показали юные артисты. И пусть иные из них были моложе своих героев лет на тридцать и седина белым облаком взлетала над смоляными волосами, но зрители верили и откупщику Золотникову, и постаревшей его юношеской любови Дарье Семеновне, и племяннице Настеньке, и всем остальным персонажам пьесы В. Соллогуба.

Признаюсь, с некоторым опасением ждала я «Аршин мал алан» У. Гаджибекова – представить иных, чем в классическом фильме, красавицу Гюльчохру, добрую тетушку Джахан, дуэт Вели и Телли и особенно Аскера (в исполнении блистательного Рашида Бейбутова) было сложно. Но студенты Новосибирского театрального (НГТИ) рискнули – и победили! В очередной раз показав, сколь высок уровень их школы. Замечательной находкой этой постановки следует признать существование «в кадре» на протяжении всего действия пьесы ансамбля музыкантов. Они не только аккомпанировали артистам, но как будто и сами были действующими лицами спектакля. Замечу, что и в этот раз на сцене в музыкальной комедии выступали непрофильные, драматические артисты. Но то, как ученики доцента кафедры актерского мастерства и режиссуры Анатолия Ахреева поют и танцуют, не могло не поразить публику.

Это отметил и член жюри Владимир Филимонов, заслуженный артист РФ, режиссер театра музыкальной комедии.

- Мы смотрели драматический курс, – сказал Владимир Николаевич, – все поют, и поют очень хорошо. Великолепный педагог Ахреев готовит прекрасных ребят.

В последнее время мне в голову приходило: похоже, профессия актера перестала быть мужской… А вот в спектакле «Аршин мал алан» я увидел мужчин на сцене! Какие у них взаимоотношения, какие эмоции, какие танцы мужские! Думаю: нет, не умер еще театр, жив курилка! Я в восторге от новосибирской школы, считаю, что она выше, чем школа екатеринбуржская, интереснее ГИТИСа.

Цель оправдывает средства?

Если так воодушевили поклонников Прекрасного поющие драматические актеры, то можете себе представить, какое впечатление произвели на жюри и публику юные новосибирские звездочки, которым положено петь по специальности – студенты четвертого курса АМТ, что означает «артист музыкального театра»! Они замечательно работали – и соло, и в ансамбле. Превосходно перевоплощались на глазах у публики, меняли маски. И великолепно пели, напомнив публике многие хиты «Битлз».

И тут я позволю себе рассказать о сути споров, что вела с видевшими «Битломанию» Я. Глембоцкой. То, как работали на сцене студенты, меня покорило. Но то, что именно они играли, принять безоговорочно не могу. Мои оппоненты настаивали: надо учитывать характер пьесы. Мол, в программе так и написано: «Учебный спектакль» и цель оправдывает средства. Ведь целью было показать прекрасные вокальные возможности студентов, их артистизм – мы это и увидели. Не соглашусь. Да, эти ребята смогли бы талантливо сыграть даже телефонную книгу, но оно нам надо?! Полагаю, что на материале «Битлз» можно сделать настоящий драматический шедевр. В постановке же я увидела не пьесу, а подобие сценария школьного мероприятия: песня – «мостик» – песня – «мостик»... Контраст был особенно ярок потому, что в тот день новосибирцы показывались после спектакля барнаульской «пластической фантазии страстей». И трудно было сразу отринуть высокие чувства, посетившие после виденного уже в третий раз (!) спектакля. Причем именно спектакля по сути своей – законченного по мысли.

Если исходить из посыла, что жанр у сочинения Я. Глембоцкой иной, то и в этом случае я спорила с оппонентами. Да, увидели мы типические образы учеников. Узрели и сатиру на учителей (подумаешь, нашел автор, чем в наше время удивить!). Но уж больно типические ученики и «чрезмерно сатирические» педагоги получились. Из каждого властителя дум подрастающей молодежи сделали монстра – они все до единого карикатурно злобны, агрессивны, глупы. И еще – кричат. И выдают известные штампы типа «звонок не для вас, а для учителя» и «пенек с глазами». Я, как провинившаяся школьница, ждала душевных «мостиков»-песен и подсчитывала, сколько уроков мне еще надо высидеть («Так, физика была, математика, география…»). Есть у меня претензии и к форме подачи материала: неоправданным считаю, например, сочетание фотопрезентации с живым вокалом в истории современных Ромео и Джульетты: весьма затруднительно было долгое время переводить взор от влюбленной пары на сцене на экран слева от нее, на коем демонстрировалась фотосессия той же самой пары… Но пели студенты превосходно. Думается, если бы они взялись за классический музыкальный спектакль, за рок-оперу, потрясение бы случилось.

А король-то голый!

Почему-то все гости праздника робко молчали про выступление на фестивале москвичей (РУТИ-ГИТИС, Мастерская Романа Виктюка). Увы, мы стеснялись сказать, что король оказался действительно голым (москвичи показали «Голого короля» Е. Шварца). Здесь, как и в случае с «Битломанией», можно сожалеть об упущенных возможностях, представляя, как, например, могли сыграть в чем-то другом, под руководством иного педагога, этот пластичный юноша или та эмоциональная девушка. Увы, мы увидели то, что уже наблюдали неоднократно. У меня возникло ощущение настоящего дежавю. Если в спектакле (о котором тоже многие стараются не вспоминать) на сцене театра драмы, поставленном самим мэтром, нужно было постараться разглядеть смысл в том, как актеры коллективно носят в зубах алюминиевые кружки, то в студенческой постановке я должна была разгадать символизм в надевании на голову котла… Не опасаясь не оказаться в большинстве ценителей Прекрасного, думаю, что даже спектакль авангардный, модернистский, должен что-то давать и душе тоже. Форма ради формы не должна существовать. Например, глядя спектакли Туминаса или Фоменко, я забываю про их весьма нестандартную форму, потому что на первом плане там люди, их страдания и переживания. А вот «Служанки» могут быть лишь одни, без вариаций на тему. Когда форма начинает довлеть над содержанием, дорогим мальчикам можно сказать до свидания.

Возможностью других посмотреть и себя показать и дорог этот фестиваль. А также возможностью увидеть то, о чем сказал Анатолий Ахреев – «у кого из участников более точное «попадание в правду». Остается надеяться, что через два года праздник театральной молодежи соберет представителей большего числа городов страны. Хотелось бы, чтобы Сибирь была представлена на нем не только двумя ее столицами, Барнаулом и Новосибирском, но и гостями из Омска, Красноярска, Иркутска…

Фоторепортаж