В формате человеческой души

6-10 мая народная артистка России Надежда Бабкина и ансамбль «Русская песня» дали концерты в Барнауле, Рубцовске, Курье, Бийске. Везде они прошли с аншлагом. Выступления состоялись в рамках фестиваля-марафона «Песни России»

00:00, 16 мая 2013г, Культура 1905


В формате человеческой души Фото №1

Фото Олег МИКУРОВ

Придумала этот фестиваль Надежда Бабкина. Он объединяет представителей разных культур.

Вместе с известной певицей по стране гастролируют несколько других коллективов. Все они с ярким национальным колоритом: шоу-балет «Живая планета» (Москва), Государственный ансамбль казачьей песни «Криница» (Краснодар), ансамбли «Ритмы гор» (Владикавказ), «АлтайКай» (Горно-Алтайск). В команде Надежды Бабкиной есть и исполнители современных песен – это лауреат международных и всероссийских конкурсов Евгений Гор со своей группой «Unit.It», московская шоу-группа «После XI».

В регионах в гала-концертах принимают участие местные коллективы и, конечно, самодеятельность. Например, 9 Мая в Барнауле на одной сцене с народной артисткой выступили Государственный молодежный ансамбль песни и танца «Алтай», ансамбль русского танца «Огоньки», ансамбль народной песни «Вечерки» и другие.

Концерт в краевом центре посетил губернатор Александр Карлин. Обращаясь к Надежде Бабкиной, он сказал:

- Вы несете особую миссию в нашей стране, развивая и поддерживая народное искусство. Продвигаете его во все части населения: и возрастные, и национальные. На Алтае проживает около 140 народностей, и для нас очень важно крепить духовные связи.

Помимо выступлений народная артистка вместе с «Русской песней» провела в Барнауле мастер-класс.

- Радио и телеканалы, к сожалению, далеки от русских традиций, – говорит Надежда Бабкина. – Они держат курс на западную культуру. Но на Западе-то, слава богу, все благополучно с этим. А у нас есть проблемы. Благополучно у них лишь потому, что они в свою национальную культуру вкладывают огромные средства. В эфире там национальной музыки как минимум 92 процента. У нас же все наоборот. «Русская песня» настаивает на любви к своей культуре. Все, что существует в деревнях, незыблемо. Это образцы той самой традиции, которую трогать вообще нельзя. Это совсем другая музыка и мироощущение, которые нам сегодня необходимы.

«Русской песне» всегда есть над чем работать. Если человек говорит: «Я – безупречен», то все – он уперся в потолок – движение по жизни закончилось. А у нас пока потолка нет и, видимо, никогда не будет. В отношении критики у меня своя позиция. Критикуйте. Но если делаете это, тогда в ответ я спрошу: «А покажите, как нужно?»

За 38 лет работы с коллективом мне есть что сказать, – продолжает Надежда Бабкина. – Сцена не терпит нытья. Это нужно понимать. А если оно действительно необходимо, то только буквально на несколько секунд, чтобы показать драматическую точку. Двигайтесь вперед, не зажимайтесь. Если у вас есть мысли – действуйте так, как вы считаете нужным. Копировать и подражать можно. Входя в театр драмы, я слышала, как на площади звучит моя фонограмма, и кто-то ведь под нее пашет!

В «Русскую песню» не подбираем поющих людей, – отмечает народная артистка. – Нам нужны голоса, которые совпадают с нашей общей вибрацией. У всей команды – высшее консерваторское образование, поэтому требования очень жесткие. Мы – коллектив быстрого реагирования. Сегодня принесли песню, завтра она уже должна звучать так, как будто пели ее всю жизнь. Надежда Бабкина – это многоголосие. Я не имею никакого отношения к сольной деятельности. Бабкина и ансамбль – одно целое, только я несу ответственность. Поэтому Бабкина такая яркая и энергичная. Перед вами труженики. Да, я довлею. Но это давление качественное.

На одной сцене

Накануне гала-концерта фестиваля «Песни России» в Барнауле прошла пресс-конференция с его организатором народной артисткой России Надеждой Бабкиной и руководителями нескольких художественных коллективов, прибывших в Алтайский край.

Разговор начался с того, что раньше на заводах и фабриках, во всех крупных трудовых коллективах развивали художественную самодеятельность. Каждый руководитель считал, что это престижно, и старался завести хор или оркестр лучше, чем у соседа. После работы увлеченные творчеством люди с удовольствием шли на репетицию. Позанимавшись полтора часа любимым делом, они возвращались домой с позитивным настроением. Это способствовало и массовому приобщению к культуре, и росту производительности труда.

- Сегодня слово «культура» у нас путают с «веселухой». Это неверно, – сказала Надежда Бабкина. – Зачем нам нужна культура? Каждый человек, занимаясь творчеством, открывает свою внутреннюю свободу. Тогда он способен на созидание, позитивное мышление в любой деятельности, не обязательно в песнях и танцах. Но в последние годы о народных жанрах забыли, считается, что на них уже незачем опираться. А ведь у нас есть предки, родители, генетическая память и стране не сто лет! Великое сплетение разных культур всегда давало нам мощь и силу, чувство единения, патриотизма, любви, которые помогали созидать и наоборот – препятствовали агрессии, озлобленности и зависти.

О государстве судят и по его культуре. Если она в загоне, то долго будем искать причины идеологических неудач в обществе, национальную идею и прочее. Что касается детей, то необходимы государственная программа, мощная система, начиная с яслей, по воспитанию культуры. Родители заняты добыванием денег на пропитание, дети сидят в Интернете. Что они оттуда получают? Море пошлости.

Надежда Бабкина с горечью отметила, что народный жанр на радио и телевидении считается неформатом, некоммерческим, туда рекламу не вставишь. Ей пришлось потратить много времени, сил и энергии, преодолеть массу препятствий при оформлении регламентных бумаг и посещении высоких инстанций, чтобы организовать фестиваль «Песни России». Седьмой год в его рамках она доказывает, что народная певческая культура жива. Если поначалу национальные коллективы отнеслись к этой идее недоверчиво, не спешили присоединяться, то теперь у Надежды Бабкиной своя команда единомышленников. Объединившись, они ездят по регионам с гала-концертами, с ними выступают местные художественные коллективы, для которых это новая ступень творчества. Таким образом, снизу формируются общественные отношения, которые через культуру могут положительно повлиять на внутреннюю политику государства. «Это самый верный путь, затрагивающий отношения между людьми в семье, в школе, на производстве, влияющий на самосознание и чувство ответственности перед своей страной», – считает Надежда Георгиевна.

Как говорят его организаторы, фестиваль выполняет идеологическую, собирательную и воспитательную функции. Это не концерты-развлечения, а целое действо, акция. Они осторожно подходят к каждому выступлению, формируют программу таким образом, чтобы не сравнивать самодеятельность с профессионалами, а оттенить, подчеркнуть самобытность каждого участника. Для тех это мастер-класс: как надо выйти, заявить себя, как построить выступление – начало, середину, кульминацию, окончание. Публика воспринимает такие номера на ура, встает, долго не отпускает. «Народное творчество поднимает людей, вызывает у них желание восхититься не нами, а собой, – говорит Надежда Бабкина. – Каждый понимает: «Это я!» В этом особое таинство многонациональной российской культуры, во главе которой стоит русскость, о чём недавно напомнил президент Путин».

А в финале фестиваля – общее выступление в Москве.

И тогда зал взорвётся

На вопрос корреспондента «АП», кто сегодня является носителем современной русской песни и ощущается ли в этом жанре развитие, Надежда Бабкина ответила:

- Её истоки в деревне, там, где сохранилась настоящая этническая музыка. Она главный носитель духа, культуры, образа мышления русского человека. Задача профессионала – сделать это искусством. Если, выходя на сцену, подать этнос таким, какой он есть, публике это покажется экзотикой на пять минут, после чего она перестанет его воспринимать. А если придать народному произведению форму, выстроить концепцию, отшлифовать, понять, в каком месте можно захватить аудиторию, а в каком отпустить, то после такого исполнения зал взорвётся. Что касается носителей русской песни среди современных исполнителей, то они, конечно, есть, но нам неизвестны. Им просто трудно пробиться – везде нужны деньги.

Народную песню между делом не споешь, надо трудиться. И музыка народная – особая. Еще недавно за нее даже музыканты не брались, понимали, что это не два притопа, три прихлопа, а сложные гармонии, разная ритмика. Сейчас начинают исполнять и это хорошо. То, с чем мы ездим по регионам, для российского телевидения неформат. Что это такое, точно никто не знает. Просто возможность отказать человеку в эфире, не объясняя причины. Формат души человеческой для меня гораздо важнее. Это когда стоишь на сцене, поёшь красивую протяжную песню, например, «Вечерок вечерается» из фольклора Алтайского края, и получаешь неизгладимое впечатление от красоты мелодии, от голосоведения, от точности звуков, в которых плывешь, а народ потом кричит: «Браво!» Значит, сделала как надо.

Алтайский край богат на самобытные творческие ансамбли. Надежде Бабкиной запомнился коллектив «Славяне», который несколько лет назад приезжал в Москву по студенческому обмену. Он её поразил своим вкусом и собранностью исполнения. Его выступление было безупречным. Фестиваль «Песни России» призван показать огромный потенциал наших земляков широкой аудитории, а они получат бесценный опыт, работая с новыми артистами. Бабкина отметила, что Алтайский край богат творческой составляющей: «Здесь есть какое-то особое таинство, свой колорит и, что самое главное, отношение к культуре. Даже репертуар и подача совершенно иные, есть свои достоинства, и немалые. Сейчас такое редко встречается. Я уеду от вас с богатым репертуаром».

Самобытность интересна молодым

На вопрос журналистов, не испугали ли московских артистов плохие дороги в сибирской глубине и неустроенность, народная артистка искренне ответила: «А почему это должно напугать? Мы по-разному жили и все это видели, знаем, что такое старые гостиницы, удобства во дворе, бездорожье, когда приходилось толкать автобус. А сейчас даже на периферии все это меняется в лучшую сторону. Главное, что наши фестивали собирают огромное число зрителей, в том числе молодых людей, которые потом признаются: «Мы не ожидали, что будет так интересно и что получим столько позитива».

Некоторые общие проблемы отметили другие участники пресс-конференции. Руководитель фольклорного ансамбля «АлтайКай»Урмат Ынтаев: «Мы чаще гастролируем за рубежом, чем по России. Нас там и знают лучше. Фестиваль для таких коллективов имеет большое значение, позволяет показать свое искусство в России. И то, что мы вместе ездим и работаем, очень важно». Руководитель ансамбля «Ритмы гор» Магомед Карсанов: «Мы тоже больше известны за рубежом. Фестиваль – прекрасная возможность показать наше творчество в России. Что касается развития самодеятельности – это очень важно. У нас дети с удовольствием участвуют. Родители приходят и говорят: спасибо, что столько детей от улицы оторвали».

Руководитель ансамбля казачьей песни «Криница» заслуженный деятель искусств России Владимир Капаев: «Когда человек слышит родную интонацию, в нем пробуждается генетическая память. Он вспоминает, что у него деды и прадеды когда-то отстаивали государство Российское. В нем просыпается гордость. Только почему-то малые народы лучше сохраняют свою самобытность. Если те же осетины с удовольствием надевают черкески, берут в руки барабаны, то русский человек стесняется выйти на улицу в национальном наряде, спеть частушки, сплясать барыню. Фестиваль народного творчества должен пробудить в нём исконные чувства».

Справка «АП»
Фестиваль-марафон «Песни России» проводится с 2007 года. Его задумала и стала художественным руководителем народная артистка России Надежда Бабкина, чтобы объединить национальные культуры народов, живущих в России. За пять лет его участники выступили в 232 городах и населенных пунктах страны, на которых побывало более миллиона зрителей, а с учетом телевизионной аудитории эта цифра превышает 27 миллионов.

P.S.

Из Сросток с любовью

Заключительный этап фестиваля-марафона «Песни России», организованный Надеждой Бабкиной, прошёл в городе Бийске 10 мая.

Народная артистка России не могла не посетить родное село Василия Шукшина. Она осмотрела в Сростках выставочную экспозицию мемориального музея-заповедника писателя, актёра и режиссёра, посидела за партой, где, будучи школьником, сидел Василий Макарович, и оставила запись в музейной книге отзывов: «Спасибо сотрудникам этого замечательного музея за память о великом, настоящем, простом человеке с простой судьбой – Василии Макаровиче Шукшине. Нахожусь под впечатлением. Знаю, все, что я услышала и к чему прикоснулась, даст мне силы бороться за нашу русскую культуру и ее самобытность. С любовью к Вам, мои дорогие люди».

Кристина ЛИВЕР, Людмила ЕРМОЛИНА

Фоторепортаж
Блоги