«Они просто потрясающие!»

В краевой филармонии состоялась премьера спектакля студентов кафедры театральной режиссуры и актерского мастерства (ТРАМ) академии культуры и искусств

00:00, 19 апреля 2013г, Культура 2214


«Они просто потрясающие!» Фото №1

«Это ты самый умный и красивый на свете, ты просто супер…» – когда со сцены зазвучала знакомая песня-мантра, в тех рядах зала, где сидела молодежь, раздался дружный хохот. Но почти сразу веселье затихло, ведь нельзя смеяться, когда кому-то больно. А на сцене герою, который был открыт миру и видел в каждом из людей друзей, доставались лишь тычки да подзатыльники. Он удивлялся, метался, но ответил-таки на зло злом, стал наносить удары обидчикам, сопротивляться отчаянно и жестко. И, победив всех, уже в пустоте продолжал держать стойку против целого мира…

Порой иные слова, звучащие со сцены, лишь мешают. Порой даже паузы, как говаривал Николай Фоменко, бывают пусты и не нужны. Остаться же один на один со зрителем и обойтись при этом совсем без слов, не сфальшивив ни одним жестом, ни одним движением, – согласитесь, чтобы решиться на это, необходимо мужество. Тем более сие мужество достойно уважения, когда оно исходит от совсем юных артистов: публику покорили в тот вечер ученики заслуженного деятеля искусств России Олега Пермякова. Студенты четвертого курса кафедры ТРАМ представили на сцене спектакль, обозначенный в афише как «пластическая фантазия страстей».

Да, страсти в тот вечер на сцене бушевали нешуточные. Зрители видели, насколько мучительны для современной молодежи бывают любовь, ревность, злость, ненависть, коварство, жестокость. Как страдают чьи-то друзья (а чьи-то дети или внуки) от непонимания, нетерпимости или равнодушия. Получилось что-то вроде «Легко ли быть молодым?» тридцать лет спустя. Назывался же спектакль «Со мной в главной роли», и был сыгран он так, что это самое «со мной» каждый из зрителей мог применить к себе.

Заметим, что юных артистов зрители в тот вечер уже узнавали в лицо, потому что кому-то из театралов посчастливилось попасть на ставший легендой спектакль «Житейские истории», поставленный по рассказам В.М. Шукшина. В той постановке Олега Пермякова наряду с профессиональными актерами играли и его ученики. В 2011-м «Истории» показали на II Международном фестивале театров кукол «В гостях у «Арлекина» (в спектакле задействованы и куклы тоже. – Прим. авт.). А в октябре 2012-го спектакль «Житейские истории» был высоко оценен – постановочная группа театра «Сказка» стала лауреатом губернаторской премии в номинации «Театр».

Начиная разговор с хореографом Ольгой Вернигорой, я вспомнила о пластическом спектакле, что привозил на гастроли в Барнаул новосибирский «Красный факел». Постановка так и называлась – «Без слов». Но в ней шел разговор исключительно о любви, и играли на сцене уже зрелые актеры – их движения были выверены и отточены, сами они не были так открыты и беззащитны, как наши ребята. К тому же студенты кафедры ТРАМ со сцены рассказывали не только о любви, но и о сложности выбора пути, о противостоянии личности и общества, о нетерпимости этого самого общества.

- «Без слов» – это профессиональная работа, которая построена в профессиональном театре, – заметила Ольга Вернигора. – Мы же представляем экспериментальную работу студентов. Я не припомню в нашем вузе за десять лет моей работы настоящего пластического спектакля, поставленного на сцене, с музыкой, костюмами. На моем веку не было такого, чтобы хореограф, работающий со студентами кафедры ТРАМ (не хореографии!), поставил спектакль. Поэтому я могу смело сказать, что эта работа – первый подобный эксперимент. Этот курс замечательный. Олег Рэмович Пермяков и Сергей Федорович Куц – два потрясающих мастера, которые направляют ребят в область небытового театра. Получился альянс мастеров и хореографа: мы работаем в одном направлении и ребята понимают, чего от них хотят.

Мы с ними четыре года занимались пластикой, хореографией, контактной импровизацией, техникой контемпорари (одно из направлений современного танца, главное в котором – выражение глубоких эмоциональных переживаний. – Прим. авт.). Современный танец берет очень многое из драматического театра, сейчас идет синтез, все переплетается. В спектакле мы попробовали именно средствами пластики выразить те чувства, которые в ребятах бурлят. И попытались это связать как-то с социумом. Я думаю, каждый увидит свое в этом спектакле.

- Как вам работалось?

- Наш эксперимент состоялся потому, что студенты просто – по-хорошему! (улыбается) – совершенно ненормальные. Мы пришли после новогодних праздников 10 января в институт, они меня вызвали и сказали: «Мы хотим!» Я им: «Товарищи! Сейчас же сессия идет!» – «Мы будем каждый день заниматься! Согласны каждый день и на каникулах тоже!»

Очень тяжело заставлять студентов заниматься творчеством: оно либо рождается, либо нет. Заставить творить невозможно! Только потому, что они сами захотели, спектакль случился. И, конечно, работали они как ненормальные. Ребята сами делали этюды, я только помогала, следила и направляла. Этюды переделывали по десять – пятнадцать раз! Ребята поражали меня просто бешеной энергией: они так сильно хотят работать, что просто покупаешься на это. Мы с ними по пять-шесть часов в день занимались!

Пьесы не было, мы ее сами придумали. В этом-то и заключается сложность: у тебя нет сверхзадачи, основных героев, цели. Нужно все этюды скомпоновать, чтобы зритель понял, про что речь, к чему мы шли. Конечно, они не Достоевские, не великие драматурги, но то, что они сотворили, вырывается у них из груди. Это то, что у них в сердце бьется. И хотя они не танцоры, даже танцорам есть чему поучиться. Потому что помимо пластики они еще обладают большим внутренним миром.

- Пина Бауш, автор жанра «танц-опера», говорила: «Меньше всего я интересуюсь тем, как люди двигаются, меня интересует, что ими движет». У ребят есть что сказать миру?

- Да! Они все такие разные, все такие совершенные, просто потрясающие! Уже в классе на репетициях у меня начало появляться такое ощущение: «Ух ты!..» – и мурашки по коже… Мне с ними очень понравилось работать.

- Будущее ребят трудно предсказать?

- Сейчас они четверокурсники. Была на их спектакле, мне очень понравилось. Я думала, что он в репертуаре будет идти…

- А ваш спектакль?

- Сразу встает вопрос: если вывезти, кто займется организаторской работой? Я сейчас с «Алтаем» буду делать проект, кто будет ими заниматься? Конечно, хотелось бы поездить, показать спектакль людям...

В конце «фантазии страстей» звучит замечательное танго, берущее за душу. «Мы выбрали эту музыку для финала, чтобы показать, что любовь все равно победит», – сказала Ольга Вернигора. И танцуют это танго четыре юные пары – такие талантливые и такие одержимые, верящие в волшебную силу искусства! Как и весь спектакль, они проживают это танго так, что вновь вспоминаются слова Пины Бауш: «Танцуй, танцуй, иначе мы пропали!» В героях, изображенных этими такими еще юными ребятами, мы увидели самих себя вне зависимости от того, сколько нам, зрителям, было лет – двадцать, сорок или семьдесят. А еще мы увидели, насколько талантливы молодые артисты, как многого они уже добились. И еще больше могли бы добиться в дальнейшем, если бы… Если бы что?

Многие, с кем я обсуждала спектакль, сходились во мнении: «Это уже готовая труппа! Ребятам бы свою площадку… И обязательно надо бы спектакль показать по всему краю, чтобы как можно больше людей его увидели, особенно молодежь!» Но в будущем году любимцы театральной публики заканчивают обучение, и уже не все вместе, а каждый по отдельности они трудоустроятся по городам и весям. Кто знает, достанет ли им, «самым умным и красивым на свете», сил сопротивляться ударам судьбы в одиночку? Кто знает, не будем ли мы жалеть о том, что не смогли сберечь уже готовый уникальный коллектив?

Фоторепортаж