Выставка молодая по духу

00:00, 02 апреля 2013г, Культура 1682


Выставка молодая по духу Фото №1

В барнаульском павильоне современного искусства «Открытое небо» работает экспозиция «Настоящее». Она, во-первых, посвящена десятилетию этой выставочной площадки, а во-вторых, вошла во внеконкурсную программу VI Межрегиональной молодежной выставки-конкурса «Аз.Арт. Сибирь-2013». И хотя формально «Настоящее» представляет отнюдь не только молодых авторов (работы отбирали вообще по другому принципу), духу молодежного форума она соответствует как нельзя лучше.

Ведь все десять лет своей жизни павильон умудрялся демонстрировать самое свободное, яркое и необычное искусство. В этом ряду – смелые фотографии и арт-объекты, румынские иконы на стекле, современная японская гравюра, разнообразная живопись, скульптура и графика. Еще здесь можно было увидеть перфомансы молодежных творческих групп, которые стали визитной карточкой «Открытого неба». Так что в честь 10-летия выставочной площадки тут решили собрать авторов, которые когда-либо представляли свои работы в этих стенах.

Экспозиция получилась невероятно насыщенной (работы висят в несколько рядов, буквально от пола до потолка) и эклектичной. В каком-нибудь другом зале она, возможно, смотрелась бы немного странно, но для «Открытого неба» это, пожалуй, лучший способ отметить круглую дату.

«Искусство ничего не должно»

Официально павильон открылся в марте 2003 года, но первые выставки в городской молодежной библиотеке им. В.М. Башунова проходили еще в середине 90-х. В те годы выставочных площадок в Барнауле катастрофически не хватало. Выставочный зал представлял в основном работы членов Союза художников, независимая «Тёмная галерея» Никодима Лейбгама приказала долго жить, а в Художественный музей невозможно было заманить зрителя. Молодым, авангардным или самодеятельным авторам попросту негде было выставляться.

– Это сейчас художественная жизнь бурлит, в городе много больших и маленьких галерей, а тогда было настоящее безвременье, – вспоминает куратор павильона Ольга Староверова. – Сначала мы открыли маленький зальчик в старой части библиотеки на базе отдела искусства, куда стали приходить бесприютные художники, музыканты, литераторы с необычными проектами. Их притягивало как магнитом! Ну а когда мы получили новый зал, то решили написать для него настоящую концепцию и придумали это название – «Открытое небо». Оно для нас означает свободу и доступность. Полную свободу самовыражения, доступность и для художников, и для зрителей, с которых мы не берем платы за вход.

Поначалу на этой площадке проводили мероприятия музеи и детские школы искусств. Потом искусствовед Людмила Лихацкая стала устраивать выставки самодеятельных художников, познакомила сотрудников павильона с известным сегодня живописцем Юрием Ивановым, который провел здесь одну из первых своих персональных выставок в Барнауле. Затем к организации экспозиций подключился график и прикладник Евгений Скурихин.

Выставка-презентация павильона называлась «Чистое небо» и представляла работы Владимира Каминского, Анатолия Корчуганова, Василия Куксы, Арама Маиляна, Леопольда Цесюлевича, Юрия Яурова и многих других авторов. А вскоре у кураторов павильона состоялось еще одно полезное знакомство – с известным искусствоведом Владимиром Назанским, который в начале 2000-х заведовал отделом современного искусства Новосибирского художественного музея. Он помог провести в Барнауле несколько громких проектов международного уровня. Например, выставку «Ливада», на которой были представлены иконы на стекле, написанные румынским художником и священником Себастьяном Ликаном, и скульптуры на христианские темы Санду Бортника. Также благодаря содействию Назанского барнаульцы в 2004 году увидели произведения полутора десятков современных японских графиков.

О главном

И все же главным для павильона всегда было местное искусство, преимущественно молодое и новаторское.

– С самого начала мы хотели показывать самые разные вещи. Нам кажется, искусство не обязано быть реалистическим или, наоборот, авангардным и вообще ничего не должно: оно просто существует. Таково наше кредо, – подчеркивает Ольга Староверова. – Важно и то, что мы изначально не хотели, чтобы наш зал ассоциировался с тусовочностью и напускной богемностью, противостояли желанию некоторых компаний тут осесть. Мы – «Открытое небо»!

Еще эту выставочную площадку невозможно представить без крупных тематических проектов, которые порой объединяют не только весьма непохожих художников, но и сразу несколько галерей города. Последними были выставки портрета и автопортрета «Он и Она» и «Семейная палитра».

Так что итоги насыщенного десятилетия (137 выставок!) сам бог велел подводить большим коллективным проектом, таким как «Настоящее». Идея его проста: авторы из числа друзей галереи должны были сами выбрать одну свою работу, которая в наибольшей степени соответствует их пониманию настоящего в собственном творчестве. Главный критерий отбора (его, редкий случай, доверили самим художникам) – это искренность художественного высказывания. Также авторов попросили написать эссе на тему настоящего в искусстве. И сейчас в зале можно увидеть работы семидесяти восьми авторов – живопись, скульптуру, графику, произведения декоративно-прикладного искусства, фотографию, авторскую куклу.

– Слово «настоящее» все десять лет по разным поводам произносилось на наших вернисажах, – объясняет Ольга Староверова. – Все время кто-то говорил: «Вот это – что-то настоящее».

Кроме того, издан иллюстрированный каталог выставки, в который вошли все представленные в экспозиции работы. Причем под каждой приведен список выставок и проектов «Открытого неба», в которых участвовал тот или иной автор. Эту титаническую работу проделал Виталий Коньшин. Он же занимался экспозицией и умудрился разместить в небольшом зале не только эти почти восемьдесят произведений, но еще и историю павильона в фотографиях! Кстати, анонсировано и еще одно издание – своего рода дневник «Открытого неба», в котором в хронологическом порядке перечислят все 137 прошедших здесь выставок, а также посвященные им статьи и зрительские отзывы. Причем последние станут самой интересной частью буклета.

 

О конкурсной программе «Аз.Арт. Сибирь-2013» мы расскажем в ближайших номерах «АП».

Фоторепортаж