Услышать каждую ноту

В Барнауле прошел Пятый межрегиональный баянный фестиваль «Сибирские встречи»

00:00, 28 марта 2013г, Культура 2691


Услышать каждую ноту Фото №1

Этот традиционный праздник музыки был последним большим проектом основателя Великорусского оркестра «Сибирь» Евгения Борисова. Впервые «Встречи» состоялись в 2003 году – тогда Алтай был несказанно рад дорогим гостям, уральскому трио баянистов.

И последующие фестивали дарили встречи с уникальными исполнителями-виртуозами. На втором гостем был Александр Скляров, на третьем - Александр На Юн Кин. На четвертом выступали Михаил Овчинников, дуэт Андрея Романова и Андрея Кугаевского.

И в этом году организатором праздника выступил оркестр «Сибирь». Мероприятия прошли на сценических площадках Алтайского государственного музыкального колледжа, краевой филармонии, музея истории литературы, искусства и культуры Алтая. Десант гостей, как и было обещано, получился весьма внушительным – и в количественном, и в качественном отношении. Общее число побед всех участников в конкурсах различного уровня трудно даже подсчитать. У одной только омички Анастасии Петроченко их более двадцати, причем среди них и спецпризы за виртуозное исполнение, и звания лауреата, и не один Гран-при! Среди гостей – лауреатов самых престижных международных состязаний были и Михаил Овчинников, и любимцы алтайской публики, знакомые по (увы!) канувшему в Лету «Либертанго» новосибирцы Алексей Александров и Сергей Козубенко. Встречу со звездой мировой величины Сергеем Осокиным иначе как фантастичной назвать нельзя…

Начался же фестиваль с гала-концерта, в котором выступили юные дарования – учащиеся детских музыкальных школ и школ искусств, студенты академии культуры и музыкальных колледжей. Представляли они учебные заведения края – Алейска и Мамонтово, Рубцовска и Бийска, ЗАТО «Сибирский» и Барнаула. Второй день фестиваля прошел под девизом «Партитуры не горят» и был посвящен памяти Юрия Крамаря – выдающегося музыканта, оставившего яркий след не только в истории культуры Алтая.

 

Лауреат краевой Демидовской премии, Крамарь более четверти века отдал АлтГАКИ, он создал известный ансамбль «Руснари». Три последних года своей жизни Юрий Крамарь работал в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств. Достойными памяти своего учителя – первого художественного руководителя коллектива оказались питерские гости, обладатели «Кубка мира-2012» - ансамбль «ESSE-Quintet». В концерте «Партитуры не горят» квинтет исполнил произведения известных композиторов в аранжировках Ю.Крамаря. Во втором отделении выступил оркестр «Сибирь». 30-летию исполнительской деятельности арт-директора «Встреч» заслуженного артиста России Сергея Кузнецова была посвящена программа «Обаяние баяна» в музее истории литературы, искусства и культуры Алтая.

Но нельзя не согласиться с Кузнецовым: пожалуй, самым долгожданным был концерт, который назывался «Магия молодости и мастерства».

«Азарт, творческий порыв, некоторая взвинченность эмоций присутствуют во всех его выступлениях» – так отзывался о своем ученике Михаиле Овчинникове выдающийся музыкант и педагог профессор Новосибирской консерватории Александр Крупин. Символичным оказалось совпадение – звездный концерт случился в день рождения Александра Витальевича. Именно его памяти посвятил уроженец Барнаула председатель Новосибирской ассоциации баянистов и аккордеонистов М. Овчинников «Чакону» И.-С. Баха. И уже ученик Овчинникова лауреат конкурса имени А.В. Крупина поднялся на сцену концертного зала музколледжа – в составе любимого в крае дуэта «Импровиз» с домристом Алексеем Александровым выступил баянист Сергей Козубенко. Как всегда артистично исполненные пьесы А. Пьяццоллы, Р. Гальяно, Ч. Шаверса не оставили равнодушными зал. Рукоплескали слушатели и Анастасии Петроченко. После виртуозного выступления юной звезды полку поклонников ее таланта прибыло. И тот факт, что девушка по окончании детской школы искусств, минуя музыкальное училище, поступила сразу в Новосибирскую консерваторию, уже никого не удивлял. Кстати, училась она в классе профессора Андрея Романова, тоже любимого в нашем крае музыканта.

Второе отделение концерта многократно усилило ту самую магию молодости и мастерства, что была обозначена в названии действа: на сцене музколледжа выступила звезда мирового масштаба – преподаватель Московского института музыки имени А.Г. Шнитке Сергей Осокин. Можно долго перечислять все его звания и награды, но назову лишь одну из знаковых побед – первую премию в Клингентале. Виртуозность, ювелирную отточенность каждого элемента любого произведения, исполняемого Сергеем Осокиным, отмечают все, кто хоть раз слышал этого мастера. Но не аплодировал бы зал в едином порыве и в одном ритме московскому гостю, не кричал бы «браво!» после каждого номера программы, если бы эти самые номера не брали в полон своей проникновенностью, задушевной искренностью, человечностью. Волшебные руки музыканта извлекали, казалось, из самой души инструмента то потоки дождевой воды в «Ливне» М. Ферреро, то таинственный нежный голос в «Шепоте» П. Уайтмана, то ветра дуновение в «Аквилоне» А. Астье…

*   *   *

Но кому-то во время «Сибирских встреч» повезло особенно. Быть может, эти счастливчики в силу своего юного возраста сейчас даже не подозревают, какой подарок преподнесла им судьба. И, пожалуй, подарок заслуженный, ведь, услышав выступление учеников Натальи Остермиллер – Вани Чепрасова и Вити Клепикова (уже удостоенных наград Международного конкурса им. Маланина!), Осокин признался, что в их возрасте он так не играл. Именно для этих ребят, а также для Владимира Шафоростова из музколледжа и Олеси Ващенко из академии культуры и провел московский гость мастер-класс.

Конечно, с большим интересом слушали Осокина на этом мероприятии и педагоги-музыканты. Нельзя не сожалеть об одном: их было на мастер-классе не слишком много. Вероятно, это можно объяснить отсутствием должного пиара и не слишком рациональной организацией. Согласитесь, что участникам гала-концерта из провинции – и детям, и их педагогам этот опыт был бы весьма полезен. Но гала-концерт состоялся в первый день фестиваля, а мастер-класс Сергея Осокина – спустя неделю, перед концертом заключительным. Приехать в Барнаул второй раз могли не все, как, впрочем, и задержаться в краевом центре на неделю. Я об этом очень сожалела по одной простой причине: если мне, неофиту, был так полезен мастер-класс – как бы он помог многим педагогам края! И родителям юных дарований, и рядовым поклонникам талантов тоже.

Увидев Осокина в работе с детьми, нельзя было не восхититься мастером еще раз – настолько внимателен, доброжелателен и прост в общении Сергей Викторович. А как тонко он чувствует драматургию музыкального произведения! «О чем эта песня?» - спрашивает он мальчика. «О том, как в степи умирает ямщик», - отвечает тот. «Не может ямщик умирать весело!» - совсем необидно говорит Осокин. Он разбирает буквально по нотам, по восьмушкам и шестнадцатым пьесу, мальчик несколько раз проигрывает одну и ту же фразу. Другому юному дарованию педагог ставит пальчики, рассказывает про особенности интонировки и гармонию… И уже льется музыка – как будто та же самая, но по-иному трогающая душу. А Осокин объясняет, насколько важно услышать каждую ноту и ничего не потерять.

- Однажды Рихтера спросили: «Что вы можете посоветовать молодым музыкантам?» - вспоминает Сергей Викторович. - И он фантастически ответил: «Я желаю вам не торопиться в следующий такт…»

Фоторепортаж