Взаимодействовать с органами местного самоуправления

00:00, 06 марта 2013г, Политика 4183


Взаимодействовать с органами местного самоуправления Фото №1

Об итогах работы в 2012 году рассказывает председатель комитета АКЗС по местному самоуправлению Виктор КРАСИЛОВ. 

- Виктор Маркович, профиль возглавляемого вами комитета краевого Законодательного Собрания предполагает активное взаимодействие с органами местного самоуправления районов и муниципалитетов. Какие итоги работы в этой сфере деятельности комитета вы могли бы подвести за минувший год?

- Среди вопросов, закреплённых за нашим комитетом, значатся не только вопросы правового регулирования различных сфер деятельности муниципалитетов, территориальной организации местного самоуправления, муниципальной службы, форм непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления, но и те, что связаны с оказанием методической и иной помощи органам местного самоуправления в решении вопросов местного значения, при подготовке муниципальных правовых актов и т.п.

Комитетом осуществлялось разъяснение порядка применения норм федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Члены комитета приняли участие в проведении всех шести выездных обучающих семинаров для депутатов представительных органов муниципальных образований и глав поселений. Также наши сотрудники более ста раз выезжали на места и более половины таких выездов были посвящены участию в сессиях представительных органов муниципалитетов всех уровней.

Кроме того, совместно с управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю они проводили работу по приведению уставов муниципальных образований в соответствие с изменениями, внесёнными в названный выше федеральный закон.

В помощь представительным органам муниципальных образований нами было подготовлено около десятка модельных муниципальных правовых актов. Например, такие как положение о порядке реализации правотворческой инициативы граждан, о порядке внесения проектов муниципальных правовых актов в представительный орган муниципального образования, о порядке назначения и проведения опроса граждан и целый ряд других.

- Дни Алтайского краевого Законодательного Собрания в районах - одна из важных форм работы краевого парламента. В новом созыве день АКЗС был проведен, в частности, в Шипуновском районе. Расскажите, чем был продиктован такой выбор и какая работа была проведена в этом районе в связи с днём АКЗС?

- Выезд в Шипуновский район был обусловлен тем обстоятельством, что это одно из крупнейших в крае муниципальных образований. Кроме того, в районе был избран новый состав (обновление очень существенное) депутатов как районного, так и поселенческого уровня.

Дни краевого Законодательного Собрания в муниципальных образованиях – это не ревизорская проверка, а встреча с коллегами, учёба, понимание тех вопросов, над которыми работают и над которыми надо работать депутатам.

И одновременно одна из задач заключалась в том, чтобы проконтролировать работу органов местного самоуправления по выполнению законов Алтайского края «О муниципальной службе в Алтайском крае», «О Регистре муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края» и некоторых других.

По итогам обсуждения исполнения перечисленных выше законов были отмечены некоторые недочёты. На дне краевого Законодательного Собрания мы определили меры по устранению выявленных недостатков, а в январе этого года проверка показала, что практически все выявленные проблемы решены.

- Один из вопросов, рассматриваемых комитетом по местному самоуправлению на сессиях АКЗС – объединение муниципальных образований. Расскажите, как проходит эта процедура? Учитывается ли при этом мнение населения и как это сказывается на дальнейшей жизни в данных муниципалитетах?

- В 2012 году работа по дальнейшей оптимизации территориальной организации местного самоуправления продолжалась. Однако из-за проходивших в марте и октябре выборов органов местного самоуправления был принят только один закон Алтайского края об объединении двух сельских поселений.

Процедура преобразования муниципальных образований урегулирована 131-м федеральным законом и при объединении двух и более сельских поселений у нас в крае достаточно хорошо отработана на практике.

Проводится этот процесс следующим образом. Населением или органами местного самоуправления осуществляется выдвижение инициативы объединения поселений. После этого в каждом из объединяемых поселений проводятся публичные слушания по вопросу объединения. Затем должно быть получено согласие населения на объединение. И в соответствии с законом выражает такое согласие представительный орган каждого из объединяемых поселений, оформляя его своим решением. Принятые решения направляются в Алтайское краевое Законодательное Собрание для принятия закона Алтайского края о преобразовании поселений.

Безусловно, главная цель, которую преследуют инициаторы объединения, – это улучшение экономического состояния сельских поселений и повышение качества исполнения органами местного самоуправления своих полномочий по решению вопросов местного значения.

- Наполняемость местных бюджетов, пожалуй, один из самых злободневных вопросов органов местного самоуправления. Как председатель профильного комитета краевого парламента какие направления работы вы видите для разрешения подобных проблем?

- Фракцией «Единая Россия» при рассмотрении проекта бюджета ко второму чтению было предложено увеличить расходы на поддержку сбалансированности бюджетов муниципальных районов и городских округов. В результате в краевом бюджете предусмотрена дотация в размере 100 млн. рублей, которая будет распределяться в течение 2013 года между районами и городами края. Также администрации Алтайского края было предложено в случае поступления доходов, сверхутверждённых законом о краевом бюджете, рассмотреть вопрос увеличения финансовой помощи муниципальным районам и городским округам на реализацию вопросов местного значения.

- Большое внимание в районах края вызвал подготовленный вашим комитетом закон о старостах. Что стало причиной появления этого документа и как шла работа по его подготовке?

- Законопроект, о котором вы говорите, был разработан с целью содействия участию населения в осуществлении местного самоуправления, повышения качества исполнения органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения на территории поселения, в состав которого входят несколько насёленных пунктов. Он был внесён губернатором края А. Карлиным для рассмотрения краевым Законодательным Собранием.

Вопрос о необходимости образования института старост в малых населённых пунктах края обсуждался на II конференции ассоциации «Совет муниципальных образований Алтайского края», которая проходила 14 октября 2011 года. Тогда была принята резолюция, в которой Алтайскому краевому Законодательному Собранию было рекомендовано принять закон о сельском старосте.

При принятии этого закона мы старались максимально учесть мнения муниципалитетов. Поэтому в первом чтении законопроект был принят в январе, а в окончательной редакции - только в мае 2012 года. За этот промежуток времени свои письменные предложения нам направили органы местного самоуправления десяти муниципальных районов и городских округов.

Затем проект закона рассматривался на рабочем совещании с участием представителей прокуратуры Алтайского края и управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю. Ряд материалов о законопроекте был опубликован в краевых средствах массовой информации.

Учитывая пожелания органов местного самоуправления, наш комитет обратился в администрацию Алтайского края с предложением рассмотреть возможность увеличения нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления тех сельских поселений, в которых введены должности старост сельских населённых пунктов. Надеемся, что наши рекомендации будут в той или иной мере учтены.

- В результате закон «О старосте сельского населенного пункта Алтайского края» приняли в мае минувшего года. Можно ли за прошедшие месяцы подвести какие-то итоги по его реализации? Как принятие закона было встречено в районах и селах края? Насколько широко в крае закрепилась практика по выбору старост?

- Конечно, говорить о результативности закона о старостах пока рано. Однако можно привести некоторые цифры.

По состоянию на ноябрь 2012 года в 20 районах края работали 70 старост сельских населённых пунктов. Только 22 старосты получали денежное содержание, в остальных случаях они исполняют свои полномочия на безвозмездной основе. В 24 районах институт старост не введён и вводить его в 2013 году не планируется. А вот в Целинном, Каменском, Тюменцевском, Тальменском, Поспелихинском, Павловском, Суетском, Солтонском, Угловском, Благовещенском, Кулундинском, Ельцовском, Немецком национальном и Чарышском районах институт старост в 2013 году вводить собираются.

Беседу вёл Дмитрий ЧЕРСКИХ.  

Новости партнеров
Фоторепортаж