Из «рабства» – за решётку

Суд вынес приговор по уголовному делу о зверском убийстве пенсионеров в Заринском районе

00:00, 09 февраля 2013г, Происшествия 1794


Из «рабства» – за решётку Фото №1

Убийство семейной четы Русановых в поселке Зыряновка наделало много шума в районе. А в маленьком поселке, где разыгралась эта кровавая трагедия, местные жители обсуждают его до сих пор. В конце июня 2007 года Олега Ивановича и Нину Петровну Русановых нашли убитыми в подполе собственного дома. Убивали их с особой жестокостью. На теле мужчины судмедэксперты насчитали не менее 45 ножевых ранений, у его жены – около 20.

Не было живого места

Сотрудники уголовного розыска взяли дело на особый контроль, и довольно скоро им удалось выйти на подозреваемых. В поле зрения оперативников попали соседи Русановых - Сергей Борцов и Александр Суворов. На следующий день после гибели пожилой семейной пары они уехали из села без всякого объяснения причин в неизвестном направлении.

Несколькими месяцами ранее подозреваемые приехали в Зыряновку на заработки из краевого центра по приглашению главы села. В городе постоянного жилья и работы у них не было, а в поселке «работягам» обещали во временное пользование отдельно стоящий дом. И предоставили по соседству с Русановыми, а еще, как обещали, определили их на строительство коровника.

Незадолго до гибели пенсионеров Сергей Борцов повздорил с сыном соседки. В драку вмешалась Русанова и… на следующий день в отделе милиции лежало заявление об избиении. Версия о том, что Борцов мог отомстить соседям, рассматривалась уголовным розыском в числе первоочередных.

Несостоявшихся работяг объявили в федеральный розыск и спустя некоторое время первого фигуранта - Борцова - нашли по месту прописки в Павловске. Предъявить ему обвинение тогда не удалось – не хватило доказательств. У Суворова и вовсе показания взяли только весной 2012 года, когда делом занялись уже следователи Следственного комитета. Его задержали аж в Дагестане.

- На следствии подозреваемые давали противоречивые показания, - рассказывает руководитель Заринского межрайонного следственного отдела СУ СКР по краю Григорий Шевердин. – Они сваливали вину друг на друга. Затем после ознакомления с рядом экспертиз, проведения очной ставки мужчины признали факт совершения убийства каждым из них.

- В суде они не признали свою вину, - пояснил прокурор Заринского района Сергей Злобин. - Вновь стали утверждать, что убийство обоих потерпевших совершил другой подсудимый. Вместе с тем суд посчитал достаточными представленные стороной обвинения доказательства и вынес обвинительный приговор. 

Что случилось?

Как установили следствие и суд, в тот злополучный день, вернувшись с работы, Сергей Борцов и Александр Суворов распивали дома полуторалитровую бутылку самогона. За пьяными разговорами один другому предложил пойти к обиженным соседям, чтобы по-соседски уладить конфликт и уговорить их забрать заявление из милиции. Русановы открыли. После неловких извинений пригласили даже «гостей» за стол – вместе выпили остатки самогона и, как водится на земле русской, договорились с обидчиком на мировую. Нина Петровна обещала при встрече побеседовать с сыном, но вконец охмелевшие гости и не собирались уходить.

Хозяин дома показал на часы. Потом начал выпроваживать непрошенных гостей, не обошлось и без крепких выражений. Слово за слово – завязалась еще одна драка. Олег Иванович выбежал в сенки, а следом за ним бросился Борцов. С веранды послышались звуки борьбы.

Русанова начала кричать, но Суворов попросил не вмешиваться. Женщина кинулась на помощь мужу и увидела ужасающую картину. Супруг лежал на полу, не шевелился, а рядом с ним весь в крови стоял Борцов. Суворов пытался остановить пенсионерку, но Нина Петровна набросилась на него с кулаками. Он споткнулся, как специально, на том месте, где на полу лежал окровавленный нож. Поднял его и несколько раз ударил Русанову.

Осмотревшись, убийцы решили спрятать трупы в подполе дома. Взяли убитых за руки-за ноги и сбросили вниз. Замыв следы крови, они собрали вещи, переоделись и пошли пешком на станцию Голуха. По пути повстречали женщину с ребенком.

- Мы столкнулись на дороге, - рассказала в суде, судя по всему, счастливая женщина. – Они поинтересовались, как доехать до Заринска, я подсказала. Предложила пойти вместе на остановку, откуда мы на автобусе добрались до города. Мне показалось, что их поведение было адекватным.

В Заринске пьяных гостей города задержали милиционеры, но вскоре отпустили. С документами у них было все в порядке. Кто мог знать, что лишь несколько часов назад они отмывали от крови руки? Убийцы разъехались в разные стороны – один в Барнаул, другой – путешествовать по стране.

Задержание и приговор

Борцова задержали практически сразу, но за недостатком улик отпустили. После убийства в Зыряновке он успел совершить еще одну кражу и получить два с половиной года колонии. 12 июня 2009 года его освободили условно-досрочно. Суворов после убийства пенсионеров тоже был дважды судим за кражи в Новосибирске и в Липецкой области. Он вышел на свободу в ноябре 2010 года.

- Когда мы возобновили производство, Суворов снова подался в бега, - говорит Григорий Шевердин. – Его удалось задержать только в апреле прошлого года в солнечном Дагестане. Как он выразился, там попал «в рабство» - за копейки работал на рынке разнорабочим. Полицейские задержали его в нетрезвом состоянии, пробили по базе, и выяснилось, что он находится в розыске.

На Кавказ за Суворовым отправили оперативную группу. В пути он молчал как рыба. Однако на родине убийце предстояло пройти очную ставку с Борцовым, который очень надеялся, что больше никогда не увидит своего подельника. Судебно-психиатрическая экспертиза признала обоих вменяемыми. Суд назначил Суворову девять с половиной лет лишения свободы, а Борцову немногим меньше – 9 лет 4 месяца.

От редакции: фамилии всех фигурантов уголовного дела, кроме осужденных, изменены.

Фоторепортаж