«Вот моя деревня…»

Под таким названием вышла книга об истории и сегодняшнем дне села Колыванского Павловского района

17:04, 01 февраля 2013г, Общество 2958


«Вот моя деревня…» Фото №1

Чтобы ее написать, мой земляк Иван Яковлевич Горшков дотошно исследовал в архиве метрические церковные записи, давние публикации о жителях села, воспоминания старожилов, документы успешного коллективного хозяйства, которое в разные годы называлось совхоз имени Эйхе, «Павловский», ЗАО «Колыванское».
Несколько месяцев понадобилось, чтобы «причесать» рукопись, около сотни страниц дописать, поскольку и у меня накопилось немало сведений о селе. Спонсорами издания книги выступили Александр Романенко, председатель комитета по бюджету, налоговой и кредитной политике АКЗС, в 1988-2004 годы возглавлявший это хозяйство, директор ЗАО «Колыванское» Николай Сидякин, автор этих строк и предприниматель Николай Шах.
Вниманию читателей «АП» предлагается сокращенный газетный вариант одной из глав книги.

Анатолий МУРАВЛЁВ, обозреватель «АП».

Труд - с утра до ночи

Для села Колыванского основой развития всегда было сельское хозяйство.

Вопреки ходячим сказкам о богатом алтайском крестьянине в действительности никогда от земли сильно богатым не станешь. Земля любит труд – ежедневный, немалый и порой изнурительный. Любое подворье – это работа с утра до ночи со скотом, на пашне, а в те далёкие годы и на отработках – заводских, дорожных, ямских перевозках, без выходных дней и каких-либо отпусков. В «отпуск» крестьянин уходил только из-за болезни или отправившись в мир иной. Но ведь и после выздоровления приходилось работать ещё больше. Нужно только представить себе, что необходимо было сделать, скажем, крестьянину-середняку, имевшему 15-20 десятин пашни и животину.

 

Сенокосная пора

В среднем по размеру и достатку хозяйстве жителя села Колыванского Максима Дрянева в 1909-1910 годах имелись две рабочие лошади да ещё одна годовалая, две дойные коровы с приплодом молодняка в количестве трёх голов и около десятка овец. У Максима Васильевича и его жены Марии Ивановны было двое ребятишек – дочка шести лет и трёхлетний сын. Дряневы сеяли около 5-6 десятин (десятина равна 1,092 гектара) зерновых и конопли, на приусадебном участке в четыре сотки выращивали картофель и овощи.

Чтобы прокормить коров и молодняк крупного рогатого скота, надо было заготовить не менее 80-90 центнеров сена и 20-30 центнеров соломы, около 60 -70 центнеров сена для лошадей да 30-40 центнеров для овец. Всего грубых кормов требовалось запасти около 200 центнеров, а это значит скосить вручную, литовкой, 10-12 гектаров сенокосных угодий, на что требовалось не менее 20 человеко-дней. Эту площадь следовало сгрести ручными граблями (ещё плюс 20 человеко-дней), сено сложить в копны весом 4-5 центнеров каждая (6-7 человеко-дней), а затем еще перевезти с луга к домашней усадьбе. Всего на заготовку и доставку сена и соломы семейству Максима Васильевича требовалось не менее 70 рабочих дней.

Все полевые работы приходилось делать ему самому и его супруге. Мария Ивановна помогала на косовице, сгребании и копнении да иногда в перевозке.

 

Крестьянский календарь

Чтобы посеять 6-7 десятин пашни, Дряневым надо было её вспахать весной или осенью да плюс ещё подготовить землю под пар (около трёх десятин); вспаханную землю следовало проборонить не менее двух раз, а паровое поле сдвоить (то есть сделать вторую пахоту) и тоже 3-4 раза за лето проборонить.

Землю пахали сначала сохой, позднее – плугом; боронили деревянными, а потом уже и железными боронами. Сев зерновых культур и конопли проводили вручную. За один день – не более одной десятины пашни. Посев надо было заборонить в два следа. На весенне-полевые работы уходило время с 20 апреля и весь май, по самую Троицу. В поле выезжали сразу после Пасхи, если она приходилась на конец второй - начало третьей декады апреля, или же приезжали с пашни на пасхальные дни, если Пасха случалась позже. Отдыхали два дня – в субботу и воскресенье – да ещё один день в последний день Пасхальной недели – на Красную горку. Следующий отдых приходился на Троицу – снова полтора-два дня, не более, а потом – заготовка дров на зиму и вышеописанная заготовка кормов. При этом ещё пропалывали вручную посевы хлебов и конопли, а на приусадебном участке – посадки картошки, овощей, арбузов и дынь.

После Ильина дня (2 августа по новому стилю), а иногда и ранее подходила к уборке озимая рожь, она в посевах составляла около полутора-двух десятин, а за ней поспевала и яровая пшеница (чаще всего это была Кубанка). Уборка хлебов на 100 процентов осуществлялась вручную, с использованием либо «косухи», либо «горбуши», но чаще всего – серпа и литовки с надставленными граблинами.

Скошенный хлеб вязали в снопы, укладывали их в суслоны. Этот раздельный способ уборки очень трудоёмкая работа. В жатве участвовали все от мала до велика. Даже 5-6-летние дети готовили свясло – жгуты из осоки или соломы для скручивания снопов. Ребятишки же вместе с матерями укладывали готовые снопы в суслоны.

Дозревшие и подсохшие хлеба в снопах и суслонах обмолачивали на примитивной точке (площадка, расчищенная и утрамбованная чаще всего рядом с шалашом либо избушкой на полевом стане). Обмолачивали хлеб катком с зубьями, впряженным тяжами в упряжь лошади. Домолачивали колосья после катка вручную, перетирая их ладонями. Очищали зерно от половы сначала на ветру, вручную, потом на ручных решетах или веялках-«клейтонах», которые были у более зажиточных односельчан – Воеводиных, Макаровых и Антиповых. Но сделать это не всегда удавалось из-за дороговизны аренды агрегатов либо большой очереди на них. Часть снопов перевозили на хозяйственный двор в село и обмолачивали под навесом, так делали в ненастную, дождливую погоду. Хлеба собирали обычно «сам восемь – сам десять»: на меру высеянных семян в восемь - десять раз больше.

Но случались и неурожаи из-за засухи или зловредной кобылки – саранчи. Тогда получали не более «сам – три» или «сам – четыре». Как правило, хороший год давал 15-16 центнеров (90-100 пудов) с десятины.

 

Три злака

Из трёх основных хлебных злаков овёс и рожь были более урожайными, поэтому пшенице отводили землю уже после ржи.

Кубанку (это сорт твердой пшеницы), она же и Белотурка, размещали по возможности по целику, то есть по впервые распаханной земле. По целине сеяли и просо, оно занимало в одном хозяйстве не более 0,3-0,4 десятины. По 0,1-0,2 десятины сеяли и гречу, последней отводилось место перед паром, после овса или пшеницы.

Общий намолот зерна в среднем крестьянском хозяйстве, в таком, как у Максима Дрянева, обычно составлял 8-10 тонн, или 500-600 пудов. Часть его, примерно 10-12 пудов, сдавалась в общинный фонд села – хлебный магазин.

До середины XIX века все крестьяне сдавали не менее одной десятой части урожая в виде налога – оброка на содержание работных людей и горного начальства Колывано-Воскресенских (Алтайских) заводов. С 1880-х годов и в начале ХХ века от такой повинности они были освобождены, но, хотя и в меньшем объёме, натуральный хлебный налог оставался до 1917 года.

Излишки хлеба крестьяне продавали на ярмарках, скупщикам хлеба – купцам, а также односельчанам или в соседние сёла тем, кто испытывал его недостаток для семейных потребностей.

Фуражное зерно – овёс, ячмень, – как правило, до 90 процентов использовалось на собственные нужды. Рабочим лошадям, а также овцам обязательно требовался кроме сена и соломы зерновой корм. Коров и молодняк КРС фуражом не баловали, в лучшем случае – чуть-чуть отрубей или второсортной мучки в болтушку новотельной корове или бычку на откорме либо телочке-нетели. Свиней держали, но не более одной-двух голов. Эти животные требовали для своего прокорма не только ценное фуражное зерно, но и не менее ценный картофель – очень трудоёмкую культуру.

 

Трудоёмкие культуры

Картошки обычно собирали по 80-85 центнеров с десятины, сажали её по 30-40 соток. Урожай собирали с этой площади по 180-200 пудов, или по 400 - 500 ведер. Из них 50-60 хозяин оставлял на семена, за год семья съедала не менее 200 ведер, остальное скармливали скоту, а это 30-35 процентов от валового сбора. На посадку, уход и уборку картофеля крестьянская семья за весь летне-осенний период тратила не менее 20 - 30 рабочих дней.

Трудоёмкими культурами были также лён и конопля. В Колыванском сеяли в основном коноплю. С этими культурами и их продукцией крестьяне работали круглый год. Без конопляного волокна, как и без хлеба, не могла обходиться ни одна семья. Холстина, пакля, верёвка – всё это получали из конопли или льна. Сто лет назад крестьяне (и мужчины, и женщины) носили рубахи, бельё, изготовленные в своём хозяйстве, в магазине покупали только шерстяные или хлопковые изделия заводского (фабричного) изготовления для праздничных либо официальных мероприятий. В быту же носили самодельный зипун, самодельную шубу либо тулуп, самотканое белье. Также каждый член семьи располагал самотканой шерстяной дерюгой-одеялом, называемой попоной, и другими личными вещами. На их изготовление в первую очередь шло волокно конопли, льна, а также овечья шерсть.

Конопля как культура требовала круглогодичного внимания. Её надо было посеять по вспаханной и хорошо разрыхленной почве, всходы требовали прополки, осенней отдельной выборки поскони (мужских растений) – наиболее ценной для тонкой пряжи и более нежной и мягкой ткани. Урожай собирали только вручную, срезали (обрывали) масличные соцветия – метёлки конопляного семени. Семя обмолачивали, обдирали (толкли) в деревянных ступах (как и зерно проса) от плёнок. Полученное сырьё давили в прессах для получения масла и конопляного жмыха – толокна, используемого как лакомство наподобие халвы.

Растения конопли, связанные в большие снопы-пучки, сначала отмачивали в воде (в ямах или непосредственно в речке), чтобы волокно отделилось от деревянистого стебля. Потом коноплю расстилали по земле, волокно лежало под ветрами и солнцем – отбеливалось, окончательно отходило и просушивалось. После этого коноплю собирали в сухое место под навес и приступали к получению волокна, используя для этого специальные приспособления – мялки. На них грубые стебли измельчались и затем в виде отходов увозились в отвал, иногда их использовали на удобрение либо на подстилку скоту. Полученное волокно расчёсывалось в пучки большими деревянными гребнями, сортировалось на два или три сорта; очёски в виде пакли шли на изготовление веревок, канатов, в прослойку между бревнами при постройке дома, амбара, скотного двора. Наиболее ценное волокно шло на изготовление пряжи.

 

Пряли поздно вечерком

Пряли пряжу в каждой семье всю зиму, а иногда и круглый год женщины, девочки-подростки, взрослые девушки дома допоздна по всем вечерам, на молодёжных вечеринках-посиделках, на которые иногда собирались и парни. Тогда на время затевали незамысловатые игры или чаепития, лузгали семечки подсолнечника. На спиртное – полное табу.

Вот так между делом и работой, забавами и вечерним отдыхом молодые незамужние девчата напрядывали за зиму до половины и более требуемой для ткацкого станка пряжи. Пряли веретёнками и на прялках (пряхах) и толстую грубую нить, и тонкую – для нижнего женского белья и мужской нательной рубахи.

А дома в красном углу после Покрова дня (это по новому стилю 14 октября) хозяин дома вместе с хозяйкой устанавливал ткацкий стан – довольно сложное устройство, имевшееся почти в каждом доме. После ужина, часов эдак с восьми вечера и до полуночи, либо хозяйка, либо дочь или сноха изо дня в день поочередно то левой, то правой ногой переступали на ножных педалях (почти как на велосипеде), передёргивая то вверх, то вниз натянутые в два ряда нити, между которыми руками ткачиха-мастерица гоняла вправо-влево деревянный челнок – уток с юрком ниток, одновременно постукивая – уплотняя ряды поперечной основы специальным увесистым приспособлением, называемым бердо. За вечер, эдак часа за 3-4, ткачиха изготавливала до одного аршина прекрасного экологически чистого полотна, от которого никогда ни у кого не случалось такой болезни, как аллергия.

Кроме этих сезонных занятий у хозяина и хозяйки крестьянской семьи в ежедневных обязанностях было напоить-накормить ребятишек и скотину, почистить стойло у лошадей, коров и другой домашней живности. Всех домочадцев следовало обеспечить одеждой и обувью, а для этого скатать на зиму до полудюжины и более пар валенок, сшить полушубок или даже тулуп. Всё это чаще всего делал сам хозяин, если были помощники, подросшие дети, то помогали и они. Шубы – тулупы шили мастера, каковых в селе имелось немало. Подготовку шерсти делали у себя дома, но основную работу – чёску шерсти на валенки (по-сибирски – пимы) выполняли на шерстечесалке – единственной машине на всю деревню.

И так изо дня в день в течение всего года без отдыха. Праздновали только Рождество Христово, Новый год, Крещение Господне, Масленицу, Пасху, Троицу да один сельский престольный праздник – в селе Колыванском это была Казанская в честь названия храма Казанской иконы Божией Матери.

Фоторепортаж