Слово, лекарство, скальпель…

00:00, 11 января 2013г, Медицина 5732


Слово, лекарство, скальпель… Фото №1

Самое большое количество писем, приходящих в редакцию, посвящено докторам. Авторы просят через газету поблагодарить своих спасителей, непременно желая, чтобы о хороших врачах узнало как можно больше жителей края. В числе тех, кого пациенты хотят поблагодарить публично, и Тимур Идаятович Велиев, главный колопроктолог края, кандидат медицинских наук, заведующий отделением эндоскопической хирургии ГБ № 4 Барнаула.

Призвание

В роду Велиевых были музыканты, композиторы, известные ученые. Тимур Идаятович – первый и пока единственный врач. В детстве занимался в поэтическом театре. Участвовал в спектаклях, на которые приезжали москвичи, они выбирали будущих студентов театральных вузов. Тимур один из трех получил приглашение на учебу во ВГИК. Но сам доктор на вопрос, почему он все-таки выбрал медицину, а не искусство, не находит ответа, поэтому приводит слова своей мамы, которая сказала ему: «Это, сынок, не ты стал хирургом, это твое предназначение свыше».

Решение поступить в медицинский институт пришло во время службы в армии, которую он проходил в Алтайском крае. И в АГМИ он поступил еще будучи военнослужащим. Приехал в командировку в Барнаул, зашел в вуз поинтересоваться подготовительными курсами. Ректор института Виталий Крюков, узнав, что солдат родом из Баку, заговорил с ним по-азербайджански. Оказывается, Виталий Николаевич работал в столице южной республики в больнице. Ректор посоветовал Тимуру не тратить время на подготовительные курсы, а сразу поступать. Тот так и сделал. Экзамены сдал без единой тройки, был зачислен на лечебный факультет. В ноябре после демобилизации приступил к занятиям.

Во время учебы подрабатывал санитаром и медбратом в горбольнице № 1, которая и тогда считалась больницей скорой помощи. «Мне хотелось понять профессию изначально и изнутри на всех этапах деятельности – от санитара до врача».

Свою первую в жизни хирургическую операцию сделал на втором курсе института. Будучи в то время санитаром, упросил хирурга разрешить удалить аппендикс. Тот долго не соглашался, но парень доставал его так, что в итоге все-таки разрешил. Но поставил условие: научиться завязывать за минуту 40 узлов. Тимур всю ночь тренировался, а утром показал, на что способен. Во время операции хирург стоял рядом. Но студент справился. А пациент быстро пошел на поправку.

После выпуска работал на кафедре факультетской хирургии у профессора Израиля Неймарка, учился в ординатуре. Именно здесь он определился с выбором специальности – болезни толстой кишки. 1 сентября исполнилось 25 лет, как Велиев трудится в проктологии. А то, что дослужился до главного проктолога края, считает заслугой коллег, с которыми свела судьба. Среди имен, которые называет, не только широко известные авторитеты (профессора АГМИ Израиль Неймарк, Юрий Дедерер), но и те, кто был каждый день рядом. В их числе – Влентин Парилов, Виктор Хабаров, Сергей Мордвинов, Евгений Попов, Евгений Лиманов, Андрей Смирнов, Владимир Редикульцев, Надежда Братышева, Владимир Кремлев.

Например, Вера Михайловна Лаптева, заведующая хирургическим отделением железнодорожной больницы, поражала молодого врача умением ставить диагнозы. («Трудилась в приемном покое, где самая сложная работа, с которой справиться могут только самые опытные специалисты. Всякий раз, оперируя пациента, которого направила Лаптева, я поражался точности поставленного диагноза. Это сейчас врача выручает надежная техника, а в то время приборов не было, все решалось только личным контактом, профессиональным чутьем и мастерством».)

Евгений Попов показал ночную хирургию - экстренную и неотложную, когда от оперативности и точности действий нередко зависит жизнь человека. Велиев навсегда запомнил, как превосходно он оперировал.

У Артура Вайгеля молодой врач учился спокойствию. («Что бы ни случилось, всегда оставался невозмутимым».) Владимир Эленшлегер научил проктологическому обследованию. («Правда, сам он этого не помнит, слишком много на его веку было студентов, но я-то хорошо усвоил его уроки. Собственно, Владимиру Андреевичу я и обязан тем, что увлекся этой специальностью. А Додонов, который заведовал отделением, где я теперь работаю, завершил дело. Он вообще стал для меня супергероем. Человек энциклопедических знаний, необычайно интересный собеседник, умнейший, деликатнейший, чуткий и очень скромный человек. Евгения Андреевича уже нет среди нас, но пациенты до сих пор звонят и спрашивают его».)

Игоря Петровича Рощева он считает человеком-легендой. («Выдающийся хирург, талантливый учитель, с которым я познакомился в клинической ординатуре, он воспитал не одно поколение специалистов. Лучшего интерпретатора рентгенологических снимков легких я до сих пор не встречал. Оперировал Игорь Петрович с удовольствием, с азартом, играючи и главное – очень надежно и красиво. В настоящее время он преподает в медуниверситете и растит новое поколение учеников. Низкий ему поклон».)

Был такой случай

Незабываемой считает студент Велиев практику у хирурга Павловской городской больницы Николая Ивановича Савалева. («Этот человек с большим чувством юмора и огромным профессиональным талантом позволил мне, студенту четвертого курса, наложить межкишечный анастомоз. (Анастомоз – это соединение между собой двух просветов кишечника). Обычно эту работу выполняют хирурги с большим стажем и опытом, а он не побоялся доверить ее мне, начинающему хирургу».)

А дело было так. В обеденный перерыв привезли в больницу на «скорой помощи» пастуха с травмой кишечника. Осмотрев пациента, Савалев распорядился готовить его к операции. Студент-практикант отправился мыть руки, а хирург надел пальто и собрался уходить. Тимур остолбенел от удивления. «А что ты на меня так смотришь? - сказал врач. - Ты ординатор, без пяти минут хирург. Вот тебе пациент, действуй, лечи!» Тимур изумленно посмотрел на закрывшуюся за доктором дверь и обратил вопросительный взор на медсестру. Но та улыбнулась: «Да он сейчас придет. Пока ты готовишься, успеет пообедать». Так и вышло. К операционному столу они подошли вместе.

У пастуха оказалась чудовищная травма. Он попал под ноги лошади, и та копытом буквально измесила все внутренности. Вот здесь и пришлось применять тот самый межкишечный анастомоз, который Николай Савалев так дальновидно доверил молодому коллеге. Конечно, он стоял рядом и в любой момент мог вмешаться в операционный процесс, но в данном случае было очень важно, чтобы эту ювелирную работу сделал неопытный, но очень старательный студент.

«Всю свою жизнь я буду вспоминать эту первую свою большую операцию и самого Николая Ивановича Савалева», - говорит и теперь, спустя много лет, Тимур Велиев.

Велиев убежден, что у любого из своих коллег можно чему-нибудь научиться, главное – не терять интереса к новому в профессии и уметь это замечать. Вообще, медицина, по его мнению, как никакая другая область деятельности, не терпит дилетантства и невежества, а также равнодушия и стяжательства. Все, о ком рассказывал, остались в памяти благодаря своему бескорыстию, любви к людям и стремлению к познанию.

«Если не учишься – ты погиб, - считает Велиев. – И это относится не только к медицине. Настоящий профессионал в любом деле не отстает от времени. Он учится всегда. И в медицине остаются только те, у кого есть призвание помогать людям обрести и сохранить свое здоровье».

Справка «АП»
Проктология – раздел клинической медицины, изучающий болезни прямой кишки и хирургические заболевания толстого кишечника.

Прямая речь

«Человек сам лучше всех знает свои проблемы и понимает, чего недостает его организму. А вот чтобы пациент мог рассказать о них, врачу очень важно уметь расположить его к себе».

«У врача в борьбе с болезнью есть три инструмента: слово, лекарство и скальпель. На первом месте – слово!»

«Спешите делать добро!» - это слова знаменитого доктора. С годами понимаешь их смысл. Ведь можно и не успеть. Ты не знаешь, что будет с тобой через минуту. Таких врачей я встречал за свою жизнь не много. Они велики не заслугами и диссертациями. Они велики своим бескорыстием, высокой ответственностью и духовностью отношений».

«Я очень серьезно изучал вопрос, почему у хирурга непродолжительная жизнь. Да потому, что каждого больного он пропускает через свое сердце».

«Хирургия – это миссия. Хирург сродни камикадзе: ушел в профессию - оттуда возврата нет. Врач не может не сострадать пациенту. Это правило проверено жизнью. Поэтому я говорю студентам и молодым коллегам: «Если вы не можете сострадать тем, кого лечите, – уходите из профессии. Значит, это не ваше дело».

Три правила

«Израиль Исаакович Неймарк научил меня нескольким правилам, которым я свято следую. Первое. Если больной переступил порог больницы – госпитализируй его. Не надо гонять от врача к врачу. Второе. Относись к больному так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. Третье. Если сомневаешься – пригласи коллег, не стыдись советоваться».

Экскурс в историю

Проктология как наука родилась в Англии в 1830 году. (Российской проктологии всего чуть более 50 лет.)

Тимур Идаятович проходил стажировку в Англии в госпитале Святого Марка, где и начиналась проктология. Попал туда по приглашению англичан, с которыми познакомился в Ленинграде на конгрессе гастроэнтерологов. Поинтересовался у них, как можно пройти стажировку. Ответили, что это сложно, однако координаты взяли. Приглашение пришло через пять лет.

Святой Марк считается покровителем страждущих. Госпиталь его имени был образован в 1830 году Фредериком Сальмоном. Он впервые сгруппировал болезни прямой кишки, создал методы обследования и самое главное – разработал методы хирургического лечения. В настоящее время госпиталь, при котором действует академический институт, единственный в мире обучающий проктологов, представляет собой огромный комплекс с прекрасными операционными, с исследовательскими лабораториями.

Тимур Велиев является членом Ассоциации колопроктологов Великобритании и Ирландии. Это дает ему право получать самую свежую информацию, печататься в журналах, участвовать в симпозиумах и конгрессах, проходящих в Европе. Наш земляк – третий доктор из бывшего СССР, кто включен в британскую энциклопедию специалистов, прошедших стажировку в госпитале Святого Марка.

Опыт европейских коллег Тимур Идаятович использует в своей работе. Видеозаписи операций, которые выполняются в госпитале, стали для Велиева учебной базой, позволяющей внедрить их у себя в центре. Это самое современное и полное издание по проктологии. По примеру английских коллег Велиев стал проводить обследование родственников больного, выявляя сопутствующие заболевания.

Фоторепортаж
Блоги