Свидетельства озарений

00:00, 07 декабря 2012г, Культура 2835


Свидетельства озарений Фото №1

Открывшаяся в галерее «Проспект» персональная выставка Василия Рублева посвящена 75-летию со дня рождения художника, ушедшего из жизни в 1994 году. В экспозиции представлено всего 86 живописных и графических работ. Это крошечная часть огромного творческого наследия мастера, насчитывающего более 10 тысяч рисунков, а также множество живописных и скульптурных произведений.

Но даже столь небольшое количество работ (в основном 70-80-х годов прошлого века) дает представление о творчестве недооцененного художника. Друзья и ученики стараются проводить его выставки по крайней мере раз в пять лет и на открытии каждой новой экспозиции поздравляют друг друга: острые, смелые, честные работы по-прежнему выглядят и современно, и как бы вне времени.

Кураторы галереи «Проспект» сами обратились к наследникам Василия Федоровича с предложением провести его выставку.

– Идея показать эти прекрасные работы возникла более года назад, и мы с ближайшей и самой первой ученицей Василия Федоровича – Татьяной Ашкинази тщательно их отбирали, – рассказала на открытии скульптор Людмила Рублева. – Василий Рублев создал более 10 тысяч произведений, только автопортретов – около трех тысяч. Кстати, в конце 1990-х в Москве была выставка ста его автопортретов. Она произвела колоссальное впечатление на художников и искусствоведов, Третьяковская галерея в итоге закупила восемь работ.

На выставку в «Проспекте» отобраны произведения из собраний дочери художника Надежды и его друзей. В основном графика, она в творчестве Рублёва занимала совершенно особое место. Да, на жизнь он зарабатывал как скульптор, да, живопись тоже является значительной и яркой частью его наследия. Но рисунок уже в конце 1960-х годов перестал быть для Рублева просто подготовительной работой, обретя статус самостоятельного творчества. По словам художницы Татьяны Ашкинази, с тех пор каждый его набросок, даже сделанный несколькими линиями, был композиционно завершен, но не перегружен деталями.

Для автора было важно сохранить творческий импульс, который заставил его взяться за работу. И руководствовался он не классическими представлениями о правильности, а ощущениями. Рисунки углем, карандашом или тушью могут выглядеть сиюминутными, иногда даже граничить с шаржем, но они всегда выражают то главное, что художник увидел в модели. По сути, каждый из них, будь то портрет зашедшего в гости друга, студийный набросок обнаженной модели, рисунок собаки или бегущей по камням ящерицы, – свидетельство ежедневных творческих озарений. А что до рублевских автопортретов, то, по воспоминаниям близких, ежедневное рисование самого себя было для художника тем же, чем для музыканта являются гаммы и этюды.

Часть отобранных на выставку графических работ произвольно пронумерована: «Модель 27» или «Портрет 14». На других рисунках можно узнать его друзей и учеников: вот художник-модельер Асия Гольман за работой, а вот портреты Людмилы Кульгачевой и Владимира Квасова.

– Говорить коротко о Рублеве невозможно, а чтобы говорить глубоко, придется написать не одну книгу, – уверен еще один ученик мастера художник и архитектор Сергей Боженко. – Своим творчеством он создал целую вселенную, и о каждой его работе можно говорить отдельно, причем на том языке, на котором мыслил Василий Федорович. А художественный язык он нарабатывал десятилетиями, в полной мере его талант расцвел именно в конце 70-х – начале 90-х годов прошлого века. Он долго не находил понимания в среде своих коллег-художников и воспитал целый отряд учеников.

По словам Сергея Боженко, Василий Рублев смог собрать вокруг себя очень разных людей, но те ценности и цели, к которым он стремился, смогли их объединить. Еще удивительнее, что все его ученики так и остались совершенно самостоятельными и непохожими друг на друга.

Возможно, это следствие сложного и долгого развития его собственного художественного языка: в разные годы Рублев пережил серьезные увлечения суровым стилем, эстетикой Матисса, декоративным реализмом, изучал принципы древнерусской иконописи, чтобы в конце концов найти себя к эстетике дзен, которая оказала на его позднее творчество огромное влияние. Не пытаясь подражать восточному искусству, Рублев глубоко изучил его философские и эстетические принципы, и они стали для русского художника, живущего в сибирской провинции, совершенно органичными.

Близкий друг и модель Рублева Людмила Дорофеева на вернисаже зачитала строки из дневника художника, отрывок из его ранних размышлений: «Почему я не проявил себя как художник? Не было среды художественной, не было друзей-художников. Теперь я создал себе среду, воспитал художников, я окружил себя искусством, я окружил себя учениками. Мы преданно заняты творчеством».

А кто-то на открытии вспоминал о своей первой встрече с мастером.

– Тут много говорили про значение Василия Федоровича, о его месте в искусстве. Но он, кроме того, был просто очень приятным в общении, и я хочу рассказать, как я его впервые увидела, – говорит искусствовед Вера Сазонова. – Я училась в Академии художеств, приехала сюда на лето к родителям. Как-то пошла на пляж и встретила высокого, не очень молодого мужчину, который шел босиком с холщовой сумкой через плечо и нес букет красных маков. Я сразу поняла: наш человек, у нас в академии таких много (смеется). Для Василия Федоровича было очень важно общение, результатом которого и стали все эти работы. Он был и творческим, и богемным, и очень интересным. Мне он запомнился как светлый человек.

Сотрудники галереи «Проспект» постарались, чтобы представить творчество Василия Рублева в самом выгодном свете. Здесь можно прочитать биографию художника, статью о его творчестве, воспоминания учеников и даже увидеть снятый недавно фильм. Но эту радость уже традиционно отравляет грустная мысль: уникальный автор, чье значение, вес в сибирском искусстве не оспариваются даже теми, кто не разделял его эстетических принципов, так до сих пор и не нашел своего исследователя среди искусствоведов.

 

Справка «АП»
Василий Рублев родился в 1937 году в городе Мостки Ворошиловградской области. В 1957 г. с отличием окончил Харьковское художественное училище, куда поступил, не имея начального художественного образования. В 1962-м переехал с семьей в Барнаул. Скульптор, живописец, график, педагог. Член Союза художников с 1971 года. Его автопортреты есть в коллекции Государственной Третьяковской галереи, около 40 живописных, скульптурных и графических работ – в собрании краевого Художественного музея, еще около девяноста – в музее истории литературы, искусства и культуры Алтая. Основная же часть наследия находится в частных коллекциях.

Фоторепортаж
Блоги