ИДЕЯ СТАНОВИТСЯ ЯВЬЮ

00:00, 25 мая 2010г, Экономика 2686


ИДЕЯ СТАНОВИТСЯ ЯВЬЮ Фото №1

Фото Наталья ТЕПЛЯКОВА

Говорят, что первая жизнь на Земле зародилась в горах. В теплых лужицах, неподалеку от доисторических вулканов образовалось что-то такое, что и сегодня родственно клеткам человека сегодняшнего, урбанистического. Да и потом долгое время горы давали приют и пищу человеку. Наверное, поэтому тот древний клеточный зов тянет людей в горы. Кто-то хочет активного отдыха, что называется, себя показать. А кто-то – на других посмотреть: сесть на берегу быстрой горной реки и слиться на время с природой.

Но время дикого туризма постепенно уходит в прошлое. Гостям нужны условия, или, как принято сейчас говорить, современная инфраструктура. Для чего? Турист должен иметь право выбора: отдыхать в дорогом пятизвездочном отеле или маленьком летнем домике. Согласно, как говорится, кошельку и желаниям. Ну и самое главное: только налаженная инфраструктура поможет сберечь красоту природы для будущих поколений.

"Бирюзовая Катунь", пожалуй, единственная из всех существующих сегодня в России особых экономических зон туристско-рекреационного типа, которая принимает отдыхающих. И не только принимает, но и активно развивает собственную инфраструктуру.

Инфраструктура "Бирюзовой Катуни"

Возведением объектов инфраструктуры занимаются две организации. Подряд на строительство дороги по территории зоны, тротуаров, а также ливневой канализации и освещения выиграло Бийское ДСУ-1. А сооружение водопроводных и тепловых сетей, канализации, электросетей и газификации проводит ООО "Сэлф".

– Прошедшая зима была весьма сложной. Поэтому графики работ, проводимых нами и другой подрядной организацией, накладываются друг на друга, – рассказывает генеральный директор Бийского
ДСУ-1 Олег Рясной. – Но в любом случае в центральной части зоны все будет готово к началу туристического сезона.

Озабоченность дорожника понятна, ведь нужно привести в порядок большую территорию. Но то, что это будет сделано, сомнений не вызывает.

– На период работ проезд автотранспорта по дорогам за Тавдинские пещеры и в сторону Аи будет ограничен. Но, хочу особо подчеркнуть, не за счет ухудшения качества обслуживания отдыхающих, – считает заместитель генерального директора – главный инженер ОЭЗ Олег Акимочкин. – Все имеющиеся аттракционы и развлекательные заведения будут работать.

Особый разговор о снабжении электроэнергией. На период строительства ее достаточно. А вот в планах – сооружение энергоцентра, сравнимого с тем, что был не так давно построен в Белокурихе. Когда подведут природный газ, энергоцентр будет производить тепло и электроэнергию для больших туристических комплексов. А для локальных баз отдыха появится возможность установить свои газовые котлы и отапливать помещения самостоятельно. Для этого по всей территории зоны будут проведены соответствующие газораспределительные сети. Большой объект – очистные сооружения – планируется сдать в эксплуатацию уже в ноябре, они способны переработать 3600 кубометров в сутки.

– По всей территории сделан технологический коридор, – продолжает Олег Акимочкин. – Выходы скальной породы задерживают строительство. Объем взрывных работ – около 130 000 кубометров грунта, но часть выполняется гидромолотами. Потому что взрывы, какими бы они щадящими ни были, остаются взрывами. А траншеи нужны для того, чтобы спрятать под землю все необходимые кабели и трубы. Тем самым сохранить ландшафт. Вековые сосны можно убрать легко и засадить территорию, скажем, кустами сирени. Но скажите, кому все это будет нужно? Важно сохранить первозданный вид этих мест.

Дорога

Развитие инфраструктуры не ограничивается только рамками территории особой экономической зоны; очень важна транспортная составляющая. Поэтому краевая администрация ведет работу по ускорению начала масштабной реконструкции Бийского аэропорта. А по левому берегу Катуни строится современная асфальтобетонная дорога с опорами освещения и пешеходной дорожкой, ее протяженность – около четырнадцати с половиной километров. Генподрядчики из ГУП "Алтайское ДРСУ" утверждают, что нынче с учетом участка, введенного в эксплуатацию в прошлом году, асфальт будет на 11,8 километра пути.

Эта дорога соединит с Чуйским трактом не только "Бирюзовую Катунь", но и игорную зону "Сибирская монета".

Мост

Продолжается строительство нового моста через Катунь.

 

Справка "АП". Мостовой переход через Катунь в районе села Ая будет иметь протяженность 198,52 метра. Его сметная стоимость – 608,9 миллиона рублей. Ширина проезжей части – 10 метров. Высота промежуточных опор, сооружаемых в русле реки из монолитного бетона, составит 18,5 метров. Генподрядчиком выступает "Новоалтайское ДСУ-7", на строительстве также трудятся дорожники из "Алтайского ДРСУ" и МО-96 ОАО "Сибмост".

 

Мост строится на быстрой реке, дно которой – скала! Трудности добавляет и погода. Конец мая, а воды в Катуни не убавляется. Мало того, в тот день, когда мы были на объекте, уровень ее поднялся еще на пятьдесят сантиметров! Местные жители говорят, что такая ситуация может продлиться до десятого июня. Хотя свой непокорный нрав эта горная река показывала даже в декабре. Тогда уровень воды тоже начал подниматься очень быстро.

– Глубина реки сегодня в районе строительства – семь с половиной метров, – рассказывает мастер участка мостоотряда N 96 Иван Матюнин. – Была бы вода поспокойнее, переправлялись бы на лодке. А так – через подвесной мост. Он платный. В день иногда приходится тратить около тысячи рублей на проезд. Конечно, мы вроде как конкуренты… Тем более что строящийся мост планируется сделать бесплатным. Нынче нужно установить все опоры, а к осени произвести надвижку на них металлических пролетных строений. Открытие нового моста предполагается в третьем квартале будущего года.

– Определенные трудности вызывает то, что мост строится между двумя субъектами Федерации – Алтайским краем и Республикой Алтай. Приходится собирать все необходимые согласования в двойном экземпляре. Естественно, нужно будет и два разрешения на ввод его в эксплуатацию, – говорит заместитель начальника КГУ "Алтайавтодор" Василий Мотуз. – Или строим новую дорогу, а кое-кому это не нравится. Хозяйка одной из туристических баз говорит, что увеличение потока автомобилей создает дополнительный шум для ее постояльцев. Задаем вопрос: "Ну, а не было бы дороги, как к вам постояльцы добирались бы?" Молчит… Другой пример. Есть проект дороги на "Бирюзовую Катунь". Но один из участков отведен под турбазу. Надо что-то решать.

Природный газ

Еще одна задача – газификация "Бирюзовой Катуни". Вот что сказал губернатор края Александр Карлин по этому поводу в интервью газете "Свободный курс": "Уровень газификации любого региона напрямую определяет степень развитости его инфраструктуры, влияет на инвестиционную привлекательность. Скажу больше: газификация территории является залогом ее успешного экономического, экологического, социального развития. Там, где появляется газ, начинают активно развиваться промышленность, сельское хозяйство, туризм…

Как вы знаете, в 2009 году согласно поручению президента страны было принято решение о газификации особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Бирюзовая Катунь" и игорной зоны "Сибирская монета", а также западных и юго-западных рай-онов края в направлении городов Славгород, Рубцовск и села Нижнекаянча Алтайского района. В прошлом году были разработаны технико-экономические обоснования строительства газопровода-отвода и газо-распределительной станции в селе Нижнекаянча и в селе Ребриха. Стоимость этих проектов суммарно составляет 2,1 миллиарда рублей. На проектно-изыскательные работы на данных объектах из бюджета Алтайского края в 2009 году было выделено более 90 млн. рублей".

Как сообщили в администрации Алтайского района, начало работ по сооружению газопровода на "Бирюзовую Катунь" начнется уже через несколько месяцев.

Масштабы и перспективы

То, что "Бирюзовая Катунь" – проект государственного масштаба, в очередной раз было подтверждено на межрегиональной конференции "Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года", которую недавно проводила партия "Единая Россия" в Новосибирске.

– Уже в прошедшем году на территории нашей туристической зоны отдохнуло более 250 000 человек, и это не только жители России, но и иностранные граждане, – сказал на презентации этого проекта заместитель губернатора, начальник Главного управления экономики и инвестиций края Михаил Щетинин. – Мы применяем комплексный, межрегиональный подход к решению инфраструктурных вопросов. Из регионального бюджета профинансировано строительство дороги до "Бирюзовой Катуни", мостового перехода через реку Катунь, удалось начать реконструкцию аэропорта Бийска. Почти 800 млн. рублей уже вложено в развитие внутренней инфраструктуры "Бирюзовой Катуни". Заинтересованность в реализации этих проектов проявляют и представители частного бизнеса. На сегодняшний день у нас есть 9 резидентов, которые обязались инвестировать 3,7 млрд. рублей в ближайшие три года. Сегодня уже для всех очевидно, что "Бирюзовая Катунь" – не просто идея. При условии реализации этого проекта мы увеличим туристический поток к 2012 году до 1 млн. 300 тыс. человек, сегодня он в Алтайском крае чуть меньше миллиона человек в год.

– Огромный туристический потенциал Сибири используется явно недостаточно, – сказал тогда председатель Правительства РФ Владимир Путин. – Основная причина в инфраструктурном обеспечении, отсутствии нормального современного сервиса. Поэтому далеко не все могут провести здесь свой отпуск, отдохнуть, организовать семейный отдых. А ведь туризм для сибирских регионов – это новые рабочие места, условия для развития малого и среднего бизнеса, о котором мы постоянно говорим, одно из перспективных решений проблемы моногородов и диверсификации экономики. Стоимость инфраструктуры в рамках проекта "Бирюзовая Катунь" в Алтайском крае – 11,4 миллиарда рублей. В 2010 году планируется инвестировать из средств федерального бюджета 3 миллиарда.

Реализация проекта "Бирюзовая Катунь" позволит улучшить жизнь 400 000 человек, проживающих на юго-востоке Алтайского края и в прилегающей зоне Республики Алтай. Это хорошо понимают и в Алтайском районе. "В его пределах может разместиться около десяти тысяч отдыхающих, – считает заместитель главы администрации района Виктор Милешин. – На усадьбах в поселках Катунь, Нижнекаянча и других может уже сегодня находиться две с половиной тысячи туристов. Это реальная возможность дополнительного заработка для населения". Так что
и для сельского туризма есть перспективы.

Справка "АП". Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа "Бирюзовая Катунь" создана постановлением правительства сроком на 20 лет на территории Алтайского района Алтайского края. ОЭЗ разместилась на левом берегу реки Катунь в районе горы Красный камень. На востоке и юге "Бирюзовая Катунь" граничит с районами Республики Алтай. Расстояние от Барнаула до ОЭЗ – 287 км, от Бийска – 130 км. Территория, отведенная под размещение ОЭЗ "Бирюзовая Катунь", самая большая среди всех особых экономических зон туристско-рекреационного типа России – 3326 га. Пляжная зона, примыкающая к искусственному озеру, – излюбленное место отдыха семей с маленькими детьми. Численность отдыхающих в летнее время на искусственном водоеме может достигать 5-6 тысяч человек в день.

"Бирюзовая Катунь" представляет собой яркий пример реализации концепции государственно-частного партнерства в сфере туризма, предполагающего создание инженерной и транспортной инфраструктуры за счет государства, а туристской – за счет частных инвесторов.

Фоторепортаж
Блоги