«Дальнее» просто не бывает

В театре драмы состоялась премьера мистического триллера «Остров Рикоту»

00:00, 10 ноября 2012г, Культура 2379


«Дальнее» просто не бывает Фото №1

Премьера нового сезона родилась из удачного эскизного показа молодого московского режиссера Александра Созонова. Участник творческой лаборатории «Новое завтра», организованной театром драмы минувшим летом, выбрал пьесу Натальи Мошиной, которую ставят в России и за рубежом. В июле показ «Острова Рикоту» вызвал горячие отклики зрителей и был включен в планы театра. С 24 сентября режиссер продолжил работу над спектаклем.

Постановка рассказывает о поездке молодого московского журналиста Игоря Воеводина (Александр Рогозин) на маленький островок Курильской гряды, который можно обойти за три часа. По замыслу режиссера бойкий телевизионщик должен снять репортаж из серии «Краешек России».

На острове героя встречают немногочисленные жители Рикоту, не имеющие имен: Антонов (заслуженный артист РФ Михаил Переверзев), начальник цеха обработки морского зверя, Степанова (заслуженная артистка Бурятии и РФ Надежда Царинина), обработчик морского зверя, Тимофеев (заслуженный артист Бурятии и РФ Николай Мирошниченко), бывший охранник радара, и бойкая бабешка Селезнева (Елена Кегелева).

Актерам удалось создать на сцене атмосферу заговора. Странные, но гостеприимные аборигены в мгновение ока превращаются в одержимых сектантов. Главная цель – удержать главного героя на острове и сделать его одним из них. Все подчиняются неприметной маленькой и хрупкой Ане (Елена Адушева), специалисту по альгологии – науке о водорослях. На деле героиня — настоящая жрица маленького Рикоту.

Колоритные персонажи заявляют Воеводину, что никакой Москвы не существует, тем самым вызывая лишь иронию у журналиста. Но герою становится не до шуток, когда баркас, вернувшийся за ним, таинственным образом разбивается вдребезги, попав в шторм. Игорь еще надеется починить лодку Тимофеева, которая давно уже превратилась в рухлядь.

«Я имею представление о том, каково жить в очень-очень маленьком городе, который очень-очень далек от центра страны. Конечно, люди там не думают, что Москвы не существует и тем более что России не существует. В пьесе это доведено до крайней точки, чтобы обозначить проблему, которая мне кажется довольно актуальной. За последнюю пару десятилетий было сделано очень много для того, чтобы люди перестали ощущать страну как свою, - говорит автор пьесы Наталья Мошина. - Мне хотелось сделать некий триллер, нечто, что держало бы в напряжении и даже пугало. Сюжет мягкого пленения: человек попадает в западню и достаточно долгое время не может этого осознать. Он находится в мороке, меняется и фактически превращается в другого».

На сцене театра драмы режиссер Александр Созонов воплотил авторскую мысль о возможности выживать и даже полноценно жить не только в мегаполисах, но и на заброшенном в океане острове.

А было ли море? Декорации не отличаются зрелищностью, но они соответствуют режиссерской задумке. Сцена, застланная полиэтиленом, превращается в морскую гладь с шумом прибоя или в кульминационный момент – в бушующую стихию под этническую музыку и танцы главных героев под пленкой. Журналист Воеводин снимает на камеру главных героев, и сюжет проецируется на экран на заднем плане сцены. Море, наполненное вездесущими водорослями, становится декорацией в декорации. Ощущение чего-то мистического не покидает сидящих в зале на протяжении всего спектакля.

Зритель не увидел момента, когда герой ломается. Он остается одним из обитателей краешка России, отцом младенца и еще не рожденного Аней ребенка. Тем самым спектакль сохранил загадочный посыл, созданный первоначально. Многих зрителей не оставляло ощущение безысходности происходящего на сцене.

Степанова:

- Чё ты привязался к той лодке – что ни день, то чинит?! За каким тебе делом нужна та лодка, спрашивается?

Игорь:

- Вот лодку тимофеевскую починю – катать тебя буду по морю… Вокруг Рикоту кататься будем.

Кромешная безнадега.

 

Кстати
В 2009 году в одном из театров Сахалина работу над пьесой Натальи Мошиной начал режиссер Дмитрий Егоров, спектакли которого входят в репертуар Молодежного театра Алтая, в рамках первой лаборатории современной драматургии. Позднее эскиз спектакля превратился в полноценное полотно, в котором осталась часть замыслов режиссера из первоначальной версии.

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж