Игротека 64+

Ставки растут!

00:00, 05 октября 2012г, Спорт 1928


Игротека 64+ Фото №1

В конце сентября в Барнауле завершился детский шахматный турнир «Кубок Алтая» - этап Кубка России среди мальчиков и девочек от 8 до 14 лет. Как и подобает ребячьим турнирам, борьба за первые места была на загляденье! Так, в турнире девочек до 8 лет 1-2 места с результатом 8,5 очка из 9 поделили Диана Пивень и Виктория Лоскутова, а поскольку между собой они сыграли вничью, то обе юные барнаульские шахматистки и стали победительницами. Добавим, что Диана и Вика - воспитанницы одного тренера, Александра Долгова.

Героями Кубка стали и победившие в своих возрастных группах со 100-процентным результатом (9 из 9!) Алексей Сорокин и Ростислав Марчук (оба учатся в барнаульских школах) и бийчанин Арсений Гайдым.

Всего в Кубке сразились 86 юных дарований, помимо хозяев поля - из Санкт-Петербурга, Татарстана, Новосибирской и Кемеровской областей, Республики Алтай.

А сегодня, 5 октября, в Барнауле стартовал новый Кубок, а точнее, старый новый! Прошлой осенью краевая столица впервые принимала этап «Рапид Гран-при России - Кубок губернатора Алтайского края», порадовавший обилием гроссмейстеров. И вот точно такой же престижный кубковый турнир по быстрым шахматам вновь в эти дни «поселился» в актовом зале Алтайского госуниверситета на Социалистическом, 68!

Защищать свой титул победителя прошлогоднего барнаульского этапа Гран-при приехал знаменитый московский гроссмейстер, победитель трех Всемирных олимпиад (в составе сборной России) Алексей Дреев. В 2011-м ему достался первый приз в размере 50 тысяч рублей, а на этот раз победителя премируют суммой в 75 тысяч. Ставки растут! А претендентов на «повышенные» призы более чем достаточно. Конкурировать за места под солнцем будут и такие известные гроссмейстеры, как Сергей Тивяков (чемпион Европы 2008 года, ныне выступает под флагом Нидерландов), сильнейшие и хорошо знакомые барнаульским любителям шахмат сибирские гроссмейстеры Дмитрий Бочаров, Павел Малетин, Андрей Белозеров, Павел Смирнов... Естественно, повоюет за хорошие места и алтайская шахматная гвардия. Добавим, что по ходу турнира все любители шахмат смогут послушать лекции участников-гроссмейстеров, поучаствовать в конкурсах решения задач и этюдов. В общем, на ближайшие три дня - по 7 октября включительно - Барнаул вновь станет сибирскими Нью-Васюками!

Смели перечить главам государств

В 1974-м в Англии была издана небольшая книжка Фредерика Уинтерботэма «Операция «Ультра» (на русском вышла четырьмя годами позже), в которой впервые была обнародована сенсационная новость: оказывается, в годы Второй мировой войны в пригороде Лондона - Блетчли-парке действовал огромный (в 10 000 сотрудников!) суперзасекреченный дешифровальный центр, успешно взламывавший радиограммы сухопутных, воздушных и военно-морских сил фашистской Германии.

Все эти рода войск Третьего рейха пользовались портативной шифровальной машиной «Энигма», и вот к ее-то тайнописи и подобрали ключи в Блетчли-парке, где, как писал Уинтерботэм, ключевые позиции занимали сильнейшие шахматисты Британии! Так, важнейший отдел по дешифровке военно-морской «Энигмы» возглавлял действующий чемпион туманного Альбиона мастер Хью Александер. Один из двух его сыновей - Майкл стал известнейшим в мире дипломатом. И что интересно - в середине 1970-х Александеру-младшему довелось обсуждать важнейшие вопросы по безопасности в Европе с одним из советских дипломатов - уроженцем Алтайского края, многолетним ближайшим помощником руководителей Советского Союза.

Майкл Александер родился в 1936-м, окончил один из престижнейших университетов Британии - Кембридж. Служил на флоте, причем на одной из точек радиоэлектронной английской разведки (в которой один из ключевых постов многие годы занимал его отец) в городе Киле - там он прослушивал коммуникации Группы советских войск в Германии. Еще на флоте Майкл принялся изучать русский язык, что ему затем пригодилось, когда он какое-то время работал в посольстве Британии в Москве.

Летом 1975-го в Хельсинки был подписан Заключительный акт - итоговый документ Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. В том крупнейшем форуме участвовали главы 33 европейских государств, а также США и Канады, а главной его целью было подтверждение нерушимости сложившихся на старом континенте границ. Это считал главным достижением своей дипломатической карьеры помощник Л.Брежнева по внешнеполитическим вопросам Андрей Александров-Агентов. По ходу подготовки хельсинкского итогового документа он участвовал и в переговорах с британскими дипломатами, в том числе и с Майклом Александером, который с 1974-го возглавлял Канцелярию британской миссии при ООН в Женеве.

Александров-Агентов впоследствии вспоминал: «У меня до сих пор сохранилась как память маленькая, написанная красным фломастером записочка, которую Брежнев передал мне сразу же, вернувшись с трибуны после своего выступления на Общеевропейском совещании в Хельсинки 1 августа 1975 года. Эта записка гласит: «Андрей Михайлович! Как получилось? Ты мой честный критик, я отвечаю тебе за это своими чувствами». В данном случае, - уточняет Александров-Агентов, - речь шла не о содержании речи - она была подготовлена МИДом и утверждена Политбюро, а о технике ее произнесения (к этому времени у Брежнева начала ухудшаться дикция)».

Уважал Леонид Ильич помощника за то, что тот мог решительно отстоять свое мнение в споре с ним, привыкшим к восхвалению и поддакиванию соратников по партийному ареопагу. А компетентность Андрея Михайловича в международных делах была столь высока, что его затем оставляли своим помощником по внешней политике и генсеки Ю.Андропов, К.Черненко и М.Горбачев.

К мнению Майкла Александера также прислушивались на самом верху государственной власти. Ему довелось поработать помощником двух министров иностранных дел Британии, а в 1979-м он стал личным секретарем Маргарет Тэтчер, возглавившей правительство Соединенного Королевства. «Железная леди» ценила Майкла за интеллект и прямоту и, наверное, также называла его своим «честным критиком». Но... может за то, что он имел смелость ей перечить, его в 1982-м и направили послом в Вену (а Тэтчер оставалась премьером еще 8 лет).

Ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла имел и Александров-Агентов, начавший свою дипломатическую карьеру в Швеции, еще перед войной, а советским послом в этой небольшой скандинавской стране была тогда знаменитая Александра Коллонтай.

И мемуары свои (изданные в Москве в 1994-м) Андрей Михайлович назвал «От Коллонтай до Горбачева». («От Горбачева, - можно прочесть в этой книге, - я ушел на пенсию, потому что он не имел потребности советоваться».)

Там он вспоминает и свои детские и юношеские годы. Родился в 1918-м в Барнауле в семье потомственных интеллигентов, мать еще в первые годы 20 века окончила в Петербурге физико-математический факультет Бестужевских курсов (первого в России женского университета). «А вернувшись в Барнаул, - пишет Андрей Михайлович, - стала учительницей сначала в гимназии, а после революции - в средней школе и оставалась ею до конца своей жизни - преподавала математику, естествознание, химию. С ней вдвоем я и прожил до поступления в университет в 1935 году. Жили бедно, даже очень бедно - времена были такие. Всегда в одной комнате, а в начале 30-х годов некоторое время и в общежитии. Питание самое скудное, мебели никакой, кроме кровати, стола и стульев. Но зато где бы мы ни жили (в Барнауле, Кемерово, в селах Алтайского края), комната всегда была завалена книгами - они лежали на столе, на подоконниках, даже на полу...» Заядлый книгочей, парень из Сибири смог осуществить свою юношескую мечту: поступил в «давно облюбованный вуз» - в Ленинградский институт философии, литературы и истории на скандинавское отделение лингвистического факультета. Это был блестящий факультет, на котором преподавали звезды отечественной и мировой науки - академики В.Жирмунский, Л.Щерба, профессора Г.Гуковский, С.Ковалев... Пополняя скудный студенческий паек, Андрей в каникулы подрабатывал переводами средневековых шведских текстов, и в «итоге дело дошло до начала туберкулезного процесса», о чем студент с Алтая узнал позже, когда стал работать в Стокгольме. Начинал как собкор ТАСС. И вряд ли начинающий журналист-международник мог тогда представить себе, что в течение более 20 лет - как ближайший помощник поочередно сменявших друг друга 4 генсеков - он будет самым активным образом влиять на формирование внешней политики советского государства. На Западе его будут называть «советским Киссинджером».

По воспоминаниям «умников» и блестящих журналистов, готовивших доклады первым лицам государства, их совместные труды по написанию речей на правительственных дачах перемежались поединками за шахматными досками - и в них непременно участвовал и Александров-Агентов.

Любителем шахмат был и Майкл Александер, что неудивительно для сына двукратного чемпиона Англии, международного мастера.

А вообще Майкл достиг очень больших высот в спорте - вымахав под 190, поджарый, длиннорукий, он был прекрасным фехтовальщиком и в составе сборной Англии стал серебряным призером Всемирной олимпиады 1960 года в Риме в соревнованиях по шпаге!

В последние годы своей жизни Майкл был председателем Совета Королевского объединенного института оборонных исследований (английская аббревиатура - RUSI) - это крупнейший в Великобритании центр по проверке новейших и секретнейших вооружений и доктрин. На туманном Альбионе пост председателя RUSI - один из престижнейших. В настоящее время его занимает бывший министр обороны лорд Джон Хаттон.

Майкл обожал своего отца. Александер-старший многие годы возглавлял основной отдел - дешифровальный в штаб-квартире британской радиоэлектронной разведки в Челтенхэме (город в 129 км от Лондона). Этот блестящий шахматист имел как бы два лика. Будучи одной из ключевых фигур в тайном противостоянии Запада и Востока, «подкапывался» как главный криптоаналитик Британии под резидентуры советских спецслужб. И в то же время он много сделал для организации знаменитых послевоенных шахматных матчей СССР – Англия, для поддержания дружеских связей между английскими и советскими шахматистами - наперекор политическим заморозкам тех лет. Александер-старший был сопредседателем Центрального совета Англо-советского шахматного общества. В свой дешифровальный отдел в Челтенхэме Хью «рекрутировал» многих видных шахматистов Британии, в том числе и мастера по практической игре и гроссмейстера по шахматной композиции Нормана Маклеода.

 

Норман наибольших творческих успехов добился в двухходовом жанре. Эту остроумную задачу он сочинил в соавторстве с Д. Фридгудом.

Мат в два хода

Фоторепортаж