Полёт как состояние души

00:00, 29 сентября 2012г, Общество 1928


Полёт как состояние души Фото №1

В райцентр Целинное автобус из Барнаула приходит под вечер. Пока устроилась в гостиницу и съездила на встречу в соседнее хозяйство, стрелки на часах перевалили за 21.00. Возвращаясь, услышала в небе легкий шум мотора. Поднимаю голову - прямо надо мной оранжевые крылья дельталёта.

Не дельтаплан, так самолёт!

В кабине (если так можно назвать открытые сиденья) – двое. Пилот сосредоточенно смотрит вперед, а пассажир сзади крутит головой по сторонам, и заметно, что настроение у него приподнятое. Даже рукой помахал тем, кто заметил его с земли.

Наутро узнаю, что привет с неба мне послал глава администрации села Целинного Иван Лёвкин, с которым в тот день мы заранее договорились встретиться, и что это был один из первых полётов над родным селом владельца дельталёта «местного Кулибина» Сергея Пятых. Большинство жителей Целинного ещё не знали о подобной новинке, а те, кто на закате жаркого дня увидел в небе парящее крыло с людьми, сильно удивились. Иван Николаевич рассказывает:

- Я сразу напросился к Пятых пассажиром. Как главе сельской администрации мне было интересно посмотреть сверху на улицы райцентра. Потом Сергей пролетел дальше, над полями фермеров братьев Наливкиных, которые как раз обрабатывали посевы.

- Откуда в деревне крылатая машина?

- Для этого вам надо рассказать целую историю. Поехали на аэродром?

По пути глава успел нарисовать портрет своего односельчанина Сергея Пятых. Он мастер на все руки, водитель, слесарь. В восьмидесятых годах, будучи еще молодым парнем, взялся мастерить дельтаплан. Нашел какие-то чертежи, до чего-то додумался сам и построил. Делал попытки летать, но тогда инструкторов по этому виду спорта нигде не нашёл, поэтому чистого полёта не получилось, отделался небольшой травмой.

Через некоторое время упорный мастер решил, что безмоторный летательный аппарат освоить сложнее, и начал строить… одноместный самолёт. Нашел подходящий польский проект, внес в чертеж свои коррективы, и дело постепенно пошло на лад. Правда, не так быстро, как хотелось бы, сдерживали финансовая сторона и нехватка нужных материалов. Тем не менее Сергею удалось почти достроить самолёт. Все приборы в кабине установлены, найден надежный двигатель.

Чтобы умельцу подняться в воздух на построенном им самолёте, надо зарегистрировать его, пройти первоначальную подготовку и т.д. Со временем Сергей, наверное, закончит работу над крылатой машиной и выполнит все необходимые формальности. А пока самолёт стоит у него на подворье, уже привычно вписываясь в окружающий пейзаж.

Крыло с мотором

Не так давно Сергей Пятых вдруг понял, что подняться в воздух, быстрее осуществив свою мечту, он может на дельталёте. Те же крылья с мотором и открытая кабинка на двух человек. Глава продолжает:

- Мы подсказали ему, где можно купить дельталёт фабричной сборки. Их выпускает один из цехов завода имени Чкалова в Новосибирске. Сергей Николаевич взял кредит и приобрёл эту машину. Доставив её в Целинное, придирчиво осмотрел и нашел что усовершенствовать. Например, в двигателе изменил натяжку ремня и укрепил рамку генератора. Затем мы помогли ему связаться с Барнаульским аэроклубом, найти инструктора из бывших военных лётчиков, имеющего соответствующую лицензию, договориться об оплате уроков. У него Сергей и стажировался три недели в Калманском районе на бывшем аэродроме.

Как рассказывает дальше Иван Лёвкин, в начале третьей недели Пятых позвонил ему: «Приезжайте на мой первый самостоятельный полёт». Вместе с главой поддержать земляка в Калманку отправились два фермера, братья Леонид и Владимир Наливкины. «И вот видим, Сергей приземлился на поле вместе с инструктором. Тот вдруг сошел на землю, махнул рукой, и стажёр взмыл в воздух один. Мы дождались, когда он сядет самостоятельно, а потом Пятых еще дважды при нас уверенно взлетал и садился. Надо было видеть его довольное лицо, по-моему, в этот момент он был по-настоящему счастлив. После этого Сергей еще три дня там стажировался, выполнил контрольные полёты, получив соответствующие записи в лётную книжку».

Кстати, в тот день лётчик - инструктор предложил гостям по очереди прокатить их на дельталёте. Все трое сразу согласились, ведь до этого на таком летательном аппарате никто из них в воздух не поднимался. Как вспоминает Иван Николаевич, вид сверху ему очень понравился, так хорошо всё просматривается, а главное - внутренние ощущения приподнятые. Фермеры Наливкины, у которых на машинном дворе какой только сельскохозяйственной техники нет, тоже были в восторге и проявили деловой интерес к дельталёту. Глава заметил, что не удивится, если через некоторое время в Целинном появится еще одна крылатая машина.

Сельский аэродром жив

Выехав за околицу села, на чистой ровной площадке сразу увидели изящный, кажущийся издалека игрушечным летательный аппарат. Здесь он теперь на месте. После обучения его хозяину необходимо налетать самостоятельно 36 часов, сдать в Барнауле последние зачёты и после этого ему выдадут документ, разрешающий на законных основаниях брать на борт дельталёта пассажиров.

Всё по инструкции. Иван Лёвкин обращает наше внимание ешё на один факт:

- Целинное – единственное село в этой зоне края, где остался готовый снова стать действующим аэродром с хорошей 800-метровой взлетной полосой, как в былые времена, когда все районы в крае были связаны между собой и с Барнаулом малой авиацией. Нелогично было, чтобы она зарастала без дела. Мы об этом давно думали. В прошлом году часть территории загрузила автошкола, устроив автодром для подготовки водителей и организовав соревнования профессионалов. А теперь расчистили место для летательного аппарата, срезали всю траву, подмели тракторными метёлками полосу и прилегающие к ней участки. Скоро можно будет организовывать полёты желающих, придумывать воздушные туристические маршруты.

Вернувшись из Калманки, Сергей начал летать. Ночует он пока на аэродроме, в вагончике рядом с дельталётом. По-хорошему, крылатому аппарату нужен ангар, чтобы защищать от непогоды и злоумышленников. После ночного дежурства Сергей Николаевич, которого мы, кажется, разбудили, был немногословен:

- Минимальная и самая безопасная высота полёта - 200 метров. Даже если двигатель заглохнет, аппарат спланирует на крыле. Максимальная высота – четыре и даже больше километров, но там нужны кислородные маски, нам это ни к чему. Читал как-то в «Алтайке», что в Чарышском районе местный дельтапланерист поднимается в воздух в основном на 400 метров и летает над горами вполне комфортно. Возможно, это оптимальный вариант и для нашего предгорья.

- Сергей, дельталёт много бензина кушает?

- Не очень, мотор «хондовский», объёмом 1,6 литра, как у «Жигулей». Взлетает легко под углом примерно 40 градусов, приборы показывают и скорость, и высоту. Сейчас вырабатываю полётные часы, прокатил первых пассажиров, которые меня в этом не только поддерживают, но и сами загорелись желанием парить в воздухе, - кивнул в сторону главы села Сергей Пятых.

На обратном пути я поинтересовалась у Лёвкина, возникает ли у него при этом хоть какое-то чувство страха? Оказалось, что его нет совсем и не было даже во время первого полёта с инструктором, так тянет в небо…

Фоторепортаж